Сегодня, 8 сентября, в России свой профессиональный праздник отмечают работники финансовых органов. Финансы — одна из важнейших сфер нашей жизни. От грамотного управления финансами на уровне города зависит экономическая стабильность и развитие муниципального образования, успешное решение важнейших социальных задач. Пользуясь календарным поводом, «Абакан» рассказывает о том, кто сегодня в администрации города работает над тем, чтобы муниципальные финансы всегда были в порядке. С июля текущего года команду грамотных специалистов, отвечающих за то, чтобы муниципальные расходы соответствовали имеющимся доходам, возглавляет Юрий МЕЛЬНИКОВ.
— Юрий Николаевич, в сфере финансов вы работаете более 30 лет, а непосредственно на муниципальной службе — два месяца. За какие направления работы отвечают финансисты в администрации Абакана?
— В финансовой сфере я работаю с 1990 года. Свою трудовую деятельность начинал еще в финансовом отделе облисполкома, позже работал в налоговой службе — в период ее образования и становления. В 1994 году министром финансов РХ работал Роберт Яковлевич Грош, он предложил мне возглавить Отделение по городу Абакану Управления Федерального казначейства по РХ. Так получилось, что и в казначействе моя служба начиналась в период становления данного ведомства. В 2011 году, после реорганизации ведомства, стал заместителем руководителя управления. В мою сферу ответственности входила работа по кассовому обслуживанию бюджета Абакана, так что, можно сказать, про финансы города я знал всё. В июле этого года глава Абакана Алексей Лемин пригласил меня на работу в Бюджетно-финансовое управление администрации.
В должностные обязанности начальника БФУ входит организация работы по разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики города, составлению проекта бюджета города в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством, составление сводной бюджетной росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Также я отвечаю за финансовый контроль за операциями с денежными средствами, выделенными из бюджета города, за организацию работы по составлению отчета по исполнению бюджета города Абакана.
— За то, чтобы муниципальные расходы соответствовали имеющимся у города доходам, отвечает большая команда специалистов?
— В бюджетно-финансовом управлении администрации Абакана трудится 23 специалиста. Все они — профессионалы высокого уровня, отличаются добросовестностью, компетентностью, хорошо разбираются в бюджетном и налоговом законодательстве. Профессионализм наших специалистов помогает качественно и в кратчайшие сроки решать поставленные задачи, работать на развитие Абакана.
— Юрий Николаевич, на протяжении многих лет бюджет Абакана выгодно отличался от бюджетов других муниципалитетов существенной долей собственных неналоговых доходов. Это достижение работы администрации города сохранилось и сегодня? Расскажите, пожалуйста, вкратце об основных источниках городских доходов и о том, как Абакан распоряжается бюджетными средствами.
— Доходная часть бюджета 2021 года составляет 6 млрд 385 млн рублей, в том числе собственные доходы — 3 млрд 406 млн рублей, или 53%. Это неналоговые поступления (арендные платежи за землю, аренда и продажа муниципального имущества и др.), налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на имущество и другие. Оставшиеся 47% доходов городского бюджета — это субвенции и субсидии из федерального и регионального бюджетов. Что касается расходов, они в 2021 году составят 6 млрд 846 млн рублей. Бюджет, как и прежде, носит социальный характер: более 70% составляют расходы на социальную сферу, то есть на муниципальные образование, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику.
При формировании бюджета на 2021 год у нас были утверждены новые муниципальные программы со сроком реализации десять лет. Состав программ был пересмотрен, разработана новая программа по повышению эффективности управления городом. Благодаря этой программе, во-первых, повышается контролируемость результатов деятельности органов власти, во-вторых, доля программных расходов бюджета достигает более 90%. Инструмент программно-целевого планирования предполагает оценку эффективности. Любое финансирование будет связано с достижением показателей результативности. В случае неэффективности мероприятий, недостижения показателей можно сделать вывод о целесообразности финансирования тех или иных мероприятий.
В настоящее время специалисты Бюджетно-финансового управления приступили к работе по формированию проекта бюджета муниципального образования город Абакан на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов. Будем и дальше работать над повышением эффективности оперативного управления доходами и расходами городского бюджета.
Ольга КАРАЧАКОВА