А вы знали, что на территории Хакасии проживает около ста национальностей? И самые многочисленная — это российские немцы, они занимают почетное пятое место. В Абакане больше двадцати лет существует Центр немецкой культуры имени Генриха Батца. На самом деле это уникальное объединение, прежде всего потому, что люди там — увлеченные, неравнодушные, открытые для общения и глубоко уважающие свои корни.

За много лет, с тех пор, как их родители, дедушки и бабушки были сосланы в Сибирь, именно здесь они обрели свой второй дом. Конечно, есть те, кто уехал и лишь иногда приезжает в гости, но есть и те, кто, побывав на исторической родине в Германии, вернулся в Россию и остался здесь. Теперь их миссия — не забывать корни, уважать национальную культуру предков и любить Россию. Знакомьтесь, Ольга ЕФИМОВА — заместитель председателя Центра немецкой культуры имени Генриха Батца. Улыбчивая, приветливая. Она собрала участников клуба, чтобы совершить путешествие в мир немецкой кухни.

— Ох, — смеется Ольга, — так уже не готовят, по крайней мере в Германии. Блюда там теперь только европейские, а то, что мы приготовим сегодня — традиционные, от наших бабушек и дедушек — российских немцев. Рецепты они привезли с собой, передали детям, те — своим внукам.

Ольга предлагает попробовать суп из сухофруктов — Schnitzsuppe. На первый взгляд, это компот, в который добавляют клецки. Еще одно традиционное блюдо — это «кребель» (Krebel). Тонкое воздушное печенье, обжаренное в масле, по вкусу напоминает наш хворост. Но у российских немцев есть свой фирменный секрет приготовления. То же самое можно сказать о яблочном пироге — Apfelkuchen — с добавлением корицы, имбиря и кардамона.

— У нас часто бывают вот такие мероприятия, — рассказывает Ольга Ефимова, — когда мы собираемся вместе: молодые участники клуба, семьи с детьми и, конечно, наши уважаемые «сеньоры». На таких людях, которые помнят историю своих предков, и держится наша организация. К примеру, мы провели неделю немецкой кухни, совершили путешествие в прошлое. Бабушки научили внуков готовить печенье и другие традиционные вкусняшки. При этом мы постарались, чтобы гости мероприятия были в национальных костюмах, звучала музыка. Хочется, чтобы люди погружались в такую атмосферу, при этом ненавязчиво знакомились с культурой и традициями российских немцев.

Семья Ольги Ефимовой была депортирована в Сибирь в 1941 году. Семья большая — девять детей. Сначала перемещались на барже по Волге, затем ехали в товарных вагонах в далекую сибирскую тайгу. Семья привезла с собой некоторые вещи, которые теперь являются реликвиями и находятся в музее Центра немецкой культуры имени Генриха Батца. Это старинная прялка, скатерти, а еще белоснежные наволочки, вышитые гладью. Скатерти доставали только на пасхальные праздники, затем убирали до следующего торжества. Как и многих переселенцев, в Сибири их хорошо приняли, помогали обустроить дома.

— Мы российские немцы, влюбленные в Россию и уважающие свои исторические корни, — говорит Ольга. — В нашей семье много преподавателей немецкого языка. Я, например, учила его в Германии, когда уезжала по программе обмена. Честно признаюсь, можно было остаться, но я не захотела, всетаки здесь, в Сибири, моя родина. И так считают многие мои знакомые и члены нашей организации.

Кстати, Центр немецкой культуры имени Генриха Батца появился в Абакане в далекие 90-е годы, когда многие российские немцы по программе переселения переезжали в Германию, и тогда в центре помогали с оформлением документов. Сейчас здесь тоже оказывают такие услуги, но за годы работы объединение обросло творческими клубами, причем не только в Абакане, но и в Саяногорске, в Бородино и в Шира. Все желающие могут учить немецкий язык, причем абсолютно бесплатно, участвовать в мероприятиях и грантовых программах.

— Знаете, согласно правилам, в наших мероприятиях должны участвовать на 70 процентов семьи российских немцев и на 30 процентов — люди любых других национальностей, — рассказывает Ольга Ефимова. — У нас очень много смешанных браков. Есть люди, которые изучают и хакасский, и немецкий язык. А их дети участвуют в стажировках за рубежом, в программах российско-немецких обменов, встречах и семинарах, языковых площадках. Возраст участников не ограничен — как говорится, от мала до велика.

Сейчас в организации около двухсот сорока человек, самому старшему — 74 года. В этом году российские немцы вспоминают скорбную дату в истории: 28 августа 1941 года, ровно 80 лет назад, был издан указ, разрушивший жизни сотен тысяч советских людей. Но вся российская история первой половины 20-го века написана кровью: войны, революция, раскулачивание, репрессии и расстрелы. Возможно, поэтому история немецкого народа растворилась в море подобных историй русских, татар, украинцев, евреев… Но самое главное, что есть у человека — это память. Каждый год семьи репрессированных российских немцев собираются в Абакане у Мемориала жертвам политических репрессий. 28 августа люди все вместе скорбят об ушедших и восхищаются теми, кто, пройдя через трудности и испытания, сохранил доброту, человечность и любовь к родине.

Дарья КАЗАК

Учить немецкий язык можно в Абакане бесплатно. Центр немецкой культуры имени Генриха Батца проводит набор на курсы в детские группы (7–9 лет и 9–12 лет). Обращаться по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 47а.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первые упоминания о немцах в России датируются примерно 10-м веком. Однако только в конце 15-го они впервые массово переселяются в Московское государство. Причем далеко не по своей воле. Поводом послужило разорение Новгородского княжества и Ганзейской торговой ассоциации, благодаря которой множество немецких купцов и ремесленников обосновалось в районе знаменитого торгового пути в Новгороде. После захвата независимого княжества немцев вместе с конфискованным имуществом насильно доставляют в Москву, где расселяют преимущественно за чертой города. Полноценно Немецкая слобода в Москве сформировалась лишь к середине 16-го века при Иване Грозном. Немцев компактно расселили в местечке Болвановка, где они соседствовали с другими иностранными диаспорами — армянской и татарской. При Иване Грозном появляются отряды наемников, их еще называли «немецкими», в которые входили не только немцы, но и выходцы из других западноевропейских стран: поляки, голландцы, шведы, шотландцы — все они составляли элитное ядро войск русского царя. Вторым витком миграции немцев в Российскую империю принято считать правление Петра Первого — время больших преобразований во всех сферах российского государства. Причиной появления немцев послужила нехватка квалифицированных кадров. Следующий период массовой эмиграции немцев в Российскую империю пришелся на правление Екатерины Великой, которая сама была немкой по происхождению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *