Согласно историческим заметкам, 2 сентября свой профессиональный праздник отметят сотрудники патрульно-постовой службы органов внутренних дел Российской Федерации (ППС РФ). В этот день в 1923 году Центральное административное управление НКВД опубликовало документ, который регламентировал общие положения о постовой службе, а также права и обязанности ее работников.
На сегодняшний день патрульно-постовая служба является одним из самых многочисленных подразделений российской полиции. Сотрудники охраняют правопорядок и обеспечивают общественную безопасность во всех уголках страны. Подробнее об этой службе в Абакане рассказал командир батальона ППС полиции Абакана Виталий ЕДЫКИН.
— Виталий Николаевич, сколько человек сейчас несут службу в ППС, и что входит в их функциональные обязанности?
— Состав батальона — порядка 120 человек. В их обязанности, прежде всего, входит обеспечение охраны жизни, здоровья горожан и гостей столицы от преступных и иных противоправных посягательств на улицах города. Наиболее распространенным видом правонарушений являются появление в общественном месте в состоянии опьянения, распитие алкогольной продукции на улицах города, мелкое хулиганство.
Из преступлений преобладают кражи, большая часть из которых — это хищение телефонов, при этом зачастую потерпевшие сами провоцируют хищение, забывая свое имущество на лавочках, в кафе…
Вообще служба ППС всегда первой выезжает на все обращения, начиная от бесхозно оставленной сумки или пакета и вплоть до убийства.
Из всех подразделений управления наша служба является самой близкой к народу. И пусть пока не проводится никаких массовых мероприятий, сотрудники патрульно-постовой службы обеспечивают безопасность абаканцев в светлое и темное время суток в парках, скверах, на улицах, во дворах.
— Вспомните наиболее яркие и запомнившиеся моменты службы с начала этого года.
— Если начинать с начала года… В феврале поступило сообщение о скандале. Наши сотрудники выехали на адрес. А у женщины из соседнего дома начались родовые схватки. Телефона у нее не было, поэтому позвонить в «скорую» она не могла. Один из сотрудников выяснял обстоятельства по вызову, а второй остался с беременной. Вызвал медиков. Но стало ясно, что бригада скорой помощи не успеет прибыть до родов. Сотрудник нашел простыню, расстелил и принял роды. Потом приехали врачи, забрали малыша и маму в больницу. Благодаря грамотным и умелым действиям нашего постового все прошло благополучно.
А еще один случай произошел совсем недавно, 8 августа. Наряд уже завершил службу в районе горы Самохвал и возвращался в управление для сдачи смены. Двигаясь по Коммунальному мосту через реку Абакан, увидели, что девушка стоит на самом краю. Хотели к ней подойти, но не успели, девушка прыгнула в воду. В результате падения и удара об воду она сломала два ребра и позвоночник. К счастью, сотрудник ППС смог спасти ей жизнь.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать сотрудником ППС?
— Прежде всего, огромной выдержкой, он также должен быть грамотным, в каких-то случаях даже психологом. А как приобрести все эти навыки, и что их укрепляет? Прежде чем стать полицейским, молодой сотрудник проходит стажировку. Получает азы знаний при несении службы в составе наряда. На службу в ППС приходят люди, прошедшие армию. На это обращается особое внимание. Еще, конечно, сотрудник должен быть психологически уравновешен.
После окончания стажировки он направляется на обучение, где проходит всю теоретическую подготовку, учится правилам обращения с огнестрельным оружием. По месту службы сдает экзамен, за ним закрепляют оружие, за которое он несет ответственность. Ну, а дальше остается только свои знания применять на практике.
— Сколько в среднем раз за сутки сотрудники ППС выезжают на вызовы? Как проходит их дежурство?
— В среднем раз 40 за сутки точно. Но на выходных и в праздничные дни вызовов, конечно, больше — за 50. Пусть массовых мероприятий нет — рестораны и кафе работают, а некоторые с 23 часов и до самого утра, поэтому работы у сотрудников ППС достаточно. Время года тоже влияет на количество вызовов — в теплое время их всегда больше.
А что касается самого дежурства… Перед выходом на службу с личным составом батальона проводится инструктаж, проверяются знания федеральных законов и ведомственных приказов, также проводятся тренажи, то есть «задачи» с постановкой той или иной ситуации, чтобы узнать, как сотрудник собирается действовать. И обязательно проходит тренировка на знание и умение применения боевых приемов борьбы. Наряд выезжает на свой участок патрулирования, выявляет лиц, нарушающих общественный порядок, оформляет документацию и либо разбирается на месте, либо доставляет нарушителей в дежурную часть.
— Все люди разные… Каждый реагирует на ситуации по-своему. Как сотрудник ППС общается с очевидцами, жертвами происшествий и нарушителями, особенно когда последние оказывают сопротивление?
— В случае с нарушителями — нельзя отвечать агрессией на агрессию. Ведь человек, если находится в состоянии алкогольного опьянения, не отдает отчет своим действиям. Нужно уметь пресечь нарушение на месте, а потом вывести всех участников происшествия на правдивый диалог. Если же с нарушителем этого сделать не получается, сотрудник ППС уполномочен применить физическую силу и специальные средства. Однако эти действия должны быть соразмерны оказанному сопротивлению.
С очевидцами и жертвами происшествий тоже нужно стараться вести себя лояльно, уметь применять разные методики, чтобы разговорить человека. Редко, но все же бывает, что человек вызвал нас, а дальше: «Разбирайтесь сами, я тут ни при чем».
— Виталий Николаевич, а как вы пришли на службу в ППС?
— После армии хотел поступить на службу в ГАИ, но не было мест. Поэтому решил попробовать патрульно-постовую службу. Весной 1996 года был назначен стажером на должность милиционера ППС, а после ее прохождения — на должность милиционера. В 2004 году стал заместителем командира взвода, а в 2006 году — уже командиром взвода. И вот с 2019 года работаю в должности командира батальона ППС. Так что служу в данном подразделении уже более 25 лет. Три раза выезжал в служебные командировки в Северо-Кавказский регион. Семья относится с пониманием к работе. Дочка только сказала, что в командировку больше не отпустит (смеется).
— Говорят, что ППС — это «кузница» кадров, но при этом есть сотрудники, которые работают в ней более 10 лет. Расскажите о «старожилах» службы.
— Да, это действительно так. Сотрудники нашего подразделения в дальнейшем проходят службу в других. Например, в таких, как дознание, следствие и оперативные службы.
Из действующих сотрудников, кто более 25 лет работает в патрульно-постовой службе, могу отметить Геннадия Дубка, Рамиля Гирфанова. А вот тех, кто уже вышел на пенсию, перечислять можно долго. Каждый из них настоящий профессионал своего дела, готовый всегда помогать людям: Константин Чебодаев, Андрей Полежаев… Всех не перечислить.
Они говорили нам, а мы теперь говорим молодежи: если у людей праздник, то у нас это будни. Нужно уметь жертвовать своим временем ради безопасности жителей города. Быть сотрудником полиции — это не профессия, а, возможно, судьба человека, готового словом и делом, умениями и навыками всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, помогать людям, защищать их законные интересы.
— Что вы хотите пожелать сотрудникам ППС в преддверии вашего профессионального праздника?
— Поменьше вызовов, хотя они, наверное, никуда не денутся. Но чтобы каждый вызов заканчивался мирно. Пусть всегда удается сохранять спокойную обстановку в городе, в личной жизни и в душе. Желаю уважения коллег, понимания и любви родных и продвижения по службе.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из открытых источников