Сохранились исторические записи, описывающие место, где будет в будущем построен город Абакан, сделанные известным немецким путешественником Петром Палласом еще до возникновения села Усть-Абаканское в 1780 году.
В 1772 г. он поднялся на гору, которую в своем сочинении «Путешествие по разным провинциям Российского государства» назвал Майдаши, или Ульянина. Это самая высокая гора, которую сегодня могут видеть абаканцы и которая располагается с северо-восточной стороны города, за рекой Енисей. Паллас сделал запись, где говорилось, что река Абакан образует устье реки, впадая в Енисей, распадаясь на протоки, создавая многие острова. «Тем самым многие отмели в Енисее создались».
Горы Майдаши на карте 1798 г. из атласа Тобольской губернии названы «Ульянина», что позже на карте 1864 г. написано уже как «Ульянова». Также и на карте 1864 года, составленной К. Гревинком, рядом с устьем реки Абакан обозначены горы Майдаши (Ульянова). На карте, составленной археологами И.Т. Савенковым и Н.И. Тропининым в 1909 г., весь горный комплекс рядом с будущим городом Абакан назван Майдаши. Название гор «Майдаши» ученые переводят как «Камень богини Умай». Это место поклонения древней богине-птице Умай, покровительнице всех мам, женщин и детей. Название «Ульянина» могло произойти от местных кетских, ассанских или аринских корней «уль, куль», что значит «вода», хотя тут подходит и тюркское слово в этом же значении — «куль, коль». Абакан — место слияния четырех рек: Енисея, Абакана, Ташебы и Минусы.
Таинственным образом название горы Майдаши — Камень богини Умай — перекликается с европейскими легендами о чаше или камне Грааля. Исследователи мифа о Граале рассматривают различные версии его происхождения, в том числе и восточноазиатские. В основу легенды могли быть положены предания кочевников о шаманских котлах либо о падении с неба волшебного камня, из которого и была выточена чаша Грааля. Также в европейском эпосе имеется сюжет, где описывается, как одна из последних хранительниц чаши Грааля — французская графиня Эсклармонда де Фуа превратилась в птицу и унесла Святую Чашу или Камень в горы Азии, где его и спрятала. Не может ли быть эта птица связана с птицей-богиней Умай из хакасских преданий?
И здесь мы должны обратить свой взор на человека-легенду, теснейшим образом связанного с изучением хакасских мифов и фольклора, с историей Абакана. Это известный в городе композитор-фольклорист, основоположник хакасской профессиональной музыки Александр Александрович Кенель, французское имя которого звучит как Шарль Луи де Кенель. В альманахе «Абакан» за 1958 г. он привел хакасскую легенду «Горная дева и хомыс», где говорится о том, как два охотника-алыпа (богатыря) в тайге в состоянии «глубокой сосредоточенности» и молчания услышали чудесное пение. Алыпы увидели, что «…на самой высокой вершине горы стоит дева необыкновенной красоты, поет и наигрывает на каком-то инструменте (хомысе). Один из алыпов не стерпел и крикнул: «Кто ты, девица-красавица?» В ответ раздался гром. Сверкнула молния. Только и видно было, как дева в гневе ударила о скалу инструментом, на котором играла, и пропала. Той девой была хозяйка госпожи горы Ханым…»
Чтобы понять, что могут значить эти строки, обратимся к исследованиям двух ученых с мировым именем: профессора, историка, имеющего тувинские и хакасские корни, Н.В. Абаева, и профессора биохимии Пуэрто-Риканского университета Джеймса Браша. Помимо своей профессиональной деятельности, они занимались поиском на территории Саяно-Алтая так называемого «Древнего Слова», то есть первейших письменных и устных знаний всего человечества. При этом Абаев и Браш опирались на интуитивное видение шведского ученого и религиозного философа Э. Сведенборга. В интерпретации Дж. Браша самое древнее Слово было первоначально зафиксировано в «символических рисунках», т. е. петроглифах, изображающих «различных животных, части человеческого тела, горы или скалы и т. п.», и это Слово до сих пор сохранилось в Саяно-Алтае. Профессор Дж. Браш в серии статей «В поисках Древнего Слова» пишет о Древнем Слове Бога в Великой Тартарии (Татарии) и связывает эти поиски с шаманизмом, приводит примеры шаманов-целителей. Сам же Сведенборг располагал «духов из Великой Тартарии» на восточных возвышенных местах, т. е. горах, и описывал их как гром с лицом, имеющим молнии; с мечом как молния; сверкающие как молнии.
Из работ профессора Л.Р. Кызласова мы знаем, что на территории Хакасии существовало Южно-Сибирское манихейство. В одном из манихейских древнетюркских текстов мы встречаем надпись «молния-божество». В саяноалтайских легендах дархатов и дюрбютов также молнии — атрибуты небесных богов.
С европейскими легендами о Граале связан сюжет из апокрифического Евангелия от Никодима, в котором описывается, как Христос пришел к заключенному в темницу Иосифу Аримафейскому в виде молнии: «…разверзлась темница с четырех углов, и увидел я Иисуса, будто молнии свет». Никодим был тайным учеником Христа, а в итальянской живописи он изображался как типичный представитель саяно-алтайских народов. В «Романе об истории Грааля» французского поэта XII–XIII вв. Робера де Борона мы узнаем, как воскресший Христос приносит драгоценную чашу Грааля плененному Иосифу: «И в одночасье поутру / В Иосифову конуру, / Где он томился взаперти, / Христос пришел его спасти. / Свет, ослепителен и бел, / Аримафея обогрел. / Он глянул на Христа и тут / В Его руках узрел сосуд. / А накануне в сей фиал / Он кровь Христову собирал!» Таким образом, чаша Грааля в этих мифах увязывается со сверканием молнии, исходящей от божества или духа…
И как оказывается, Шарль Луи де Кенель, который в 1936–1937 гг. собирал фольклор в Горной Шории, при этом трижды посещая Горный Алтай, а с 1942 г., проживая в Хакасии, изучал деятельность хакасских сказителей — хайджи, был также рыцарем, «внемерным лучом» ордена рыцарей Чаши Святого Грааля. Глава ордена Грааля в России — А.Г. Гошерон-Делафос был потомком дома герцогов Анжуйских, к традициям которого и восходили истоки ордена Грааля. Публицист Мурад Аджи утверждает, что это графство прославилось в V веке тем, что сюда сбежала часть кочевников из войска Аттилы.
Антрополог К. Скотт Литлтон и историк Линда А. Малкор связывают происхождение легенд о чаше Грааля в Галлии и Британии с евразийскими кочевниками. Именно на тех территориях, включая графство Альби, герцогство Тулузское, где потомки кочевников позже составляли часть высшего духовенства, являлись художниками при храмах, зародилось движение альбигойцев, или катаров — «хранителей Грааля». Именно с V по XIII век многие роды кочевой рыцарской аристократии из степей Евразии сохраняли свое влияние на церковь и правящие круги Франции достаточное время, чтобы оказать влияние на формирование легенд о Граале, в том числе и в графстве Анжу. Потомок же Анжуйского дома А.Г. Гошерон-Делафос мог передать по масонским каналам из Франции обратно на территорию России, в орден Грааля, легенды о чаше, котле или камне Грааля, а также древние сказания кочевников о горных духах и богах в образе грома и сверкающих молний, когда-то завезенные в Европу из далекой Тартарии.
Возможно, что одной из тайных миссий рыцаря ордена Грааля Шарля Луи де Кенеля, прожившего в Абакане, рядом с горами Майдаши, рядом с Камнем богини Умай, около 30 лет, как раз и был поиск сокрытого в недрах Саянских гор упавшего, по преданию, из короны светоносного ангела камня, кубка Грааля, или Древнего Слова Бога.
Екатерина ЛЕБЕДЕВА,
Гимназия Абакана