Вручая главную награду самого престижного в учительском сообществе конкурса, глава государства Владимир Путин настоятельно рекомендовал организаторам Всероссийского конкурса «Лучший учитель года России» изменить формат турнира с более чем тридцатилетней историей. Какие изменения ждут конкурсантов в этом году? На этот вопрос корреспондент «Абакан сегодня» предложил ответить учителю информатики Абаканской школы №9 Роману Роговскому. Именно он будет представлять Хакасию в сентябре в финале конкурса в Ростове-на-Дону.
Сегодня у Романа Владленовича каждый час на вес золота: остается совсем немного времени до старта финального турнира. Уже прошла жеребьевка участников федерального этапа, определен порядок выступления финалистов. Вместе с тем учитель любезно согласился ответить на вопрос.
При этом случилось непредвиденное. С детства тяготеющему к гуманитарным дисциплинам человеку, окончившему факультет журналистики, впервые в жизни стало жаль, что в его школьной юности уроки физики вел не этот целеустремленный и самодостаточный учитель. Корреспондент «Абакан сегодня» по-хорошему позавидовал ростовским старшеклассникам, для которых Роман Роговский готовит свой конкурсный урок. А также абаканским ребятам: для них молодой педагог является непререкаемым авторитетом сазу по нескольким школьным дисциплинам. В школе он ведет уроки математики, физики, астрономии и информатики.
Примечательно, что в качестве конкурсного испытания абаканский педагог выбрал урок физики в одиннадцатом классе. Чаще всего конкурсанты для своих блестящих уроков предпочитают аудиторию помладше. Почему выбор Романа пал именно на урок физики в выпускном классе?
В ответ звучит неожиданное признание:
«Да потому что именно старшеклассники становятся самой благодарной аудиторией, если их заинтересовать. Подтверждая известную максиму: урок ведет не учитель, а ученики. Наставник лишь подсказывает им верный путь к истине».
Сегодня Роман Владленович уже знает, чем заинтересует ростовских старшеклассников. Для реализации задумки на уроке физики ему потребуются не только профессиональные знания магистра информатики и вычислительной техники, но и его давнее хобби — программирование и автоматизация процессов.
Можно было бы в финале конкурса повторить свой самый лучший урок по физике, но натренированность, считает он, может и не дать должного эффекта. Поэтому учитель решил увлечь ребят и импровизировать. Если учесть, что за плечами конкурсанта всего лишь трехлетний стаж педагогической деятельности, то такой настрой достоин восхищения.
Причем и в родной школе учитель предпочитает выстраивать отношения со своими учениками не в традиционном алгоритме – «делай, как я сказал», а в более эффективном ключе. В качестве примера: одного из начинающих программистов Роман Роговский подзадорил перспективой: самостоятельно разработаешь компьютерную игру, разрешу поиграть на уроке. И этот стимул неожиданно сработал.
Кроме темы конкурсного урока Роман Владленович уже определился с не менее ответственным испытанием под названием «Методическая мастерская». И здесь учителю-инноватору есть что предъявить авторитетному жюри. Его авторская программа работы с одарёнными детьми даёт высокие результаты. Кроме того в минувшем году российский электронный журнал «Вестник просвещения» опубликовал его интересные идеи по теме «Применение технологии виртуальной и дополненной реальности в урочной деятельности».
Словом, к двум ключевым конкурсным испытаниям лучший учитель Хакасии готов. Трудности возникли как раз по нововведению, на котором настоял Владимир Путин.
В этом году всероссийский конкурс стартует с самопрезентации представителей регионов — «Медиавизитки». В трехминутном ролике учителю следует показать «наиболее значимые аспекты своей профессиональной деятельности и педагогической индивидуальности, вписав это в контекст особенностей региона и образовательной организации, в которой он работает».
Сценарий и основные моменты Роман Роговский уже обговорил с завучем школы Ольгой Полевой. А вот с созданием ролика возникли затруднения, поделился учитель. Похоже, снимать ролик ему придется самому, оператором выступит, скорее всего, супруга.
Разделяя сомнения школьного педагога по поводу качества планируемой видеозаписи, стоит напомнить: Роман Роговский в Ростове-на-Дону, в финале Всероссийского конкурса «Лучший учитель года России – 2021» будет представлять Хакасию. Возможно, именно у него есть реальный шанс победить в самом масштабном состязании профессионального мастерства и прославить регион. Почему же он сегодня в одиночку готовится к своему главному конкурсному испытанию?
Стоит также напомнить, в 2002 году учитель географии абаканской школы Дмитрий Тодышев вошел в пятерку победителей всероссийского конкурса и был награжден малым хрустальным пеликаном. Почему бы Хакасии не начать целенаправленно и последовательно формировать стаю призовых пеликанов?
Любовь ЖИЦ
P.S. Номер газеты был уже сверстан, когда в редакцию поступила хорошая весть. Министр образования и науки Хакасии Лариса Гимазутина сочла необходимым вмешаться в эту ситуацию. Лариса Николаевна поручила ректору Хакасского института развития образования и повышения квалификации Светлане Дмитриевой оказать содействие Роману Роговскому в создании медиавизитки.