Сознательно упуская скандальную подоплеку возникновения и экстренного разрешения бюджетного кризиса в Хакасии, «Абакан сегодня» предлагает обратить внимание на важные аспекты заключения Контрольно-счетной палаты Хакасии на новую редакцию закона о республиканском бюджете на текущий год.
Кстати, стоит особо отметить: заказ на государственный аудит получен органом внешнего финансового контроля на основании постановления президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 2 августа, заключение коллегия Контрольно-счетной палаты утвердила 3 августа. Почти сразу же оно было опубликовано на сайте Контрольно-счетной палаты, журналисты имели возможность познакомиться как с выводами государственных аудиторов, так и сопутствующими официальному заключению приложениями.
Как полагает «Абакан сегодня», особый интерес представляет сравнительная таблица расходов республиканского бюджета по главным распорядителям бюджетных средств. Понятно, что динамика увеличения объема бюджетных ассигнований по Минтрансу (117,1%), Минкультуре (144,8%). Минсельхозу (136,3%) и Минобрнауке (102,3%), скорее всего, обусловлена участием региональных ведомств в реализации национальных проектов. Менее понятен рост расходов на три структуры — парламент, аппарат главы Хакасии и постоянное представительство.
Примечательно, фактические расходы региональной казны на Верховный Совет в 2019 году составляли 110,5 млн рублей, в 2020-м они увеличились до 122,4 млн рублей. В бюджете на текущий год они предусмотрены в объеме свыше 142,8 млн, или 116,7% к предыдущему году.
Не менее любопытна динамика бюджетных затрат на московский форпост кабмина Хакасии: в 2019 году — 27,3 млн рублей, в следующем году — 29,4 млн, в текущем — 42,1 млн, темп роста — 143,3%.
Среди бюджетных везунчиков текущего года аппарат главы республики и аппарат уполномоченного по правам человека в Хакасии. Финансовая составляющая содержания губернаторского аппарата в 2019 году — 159 млн рублей, 2020-м — 191,4 млн, 2021-м — 246,5 млн, или 128,8% к предыдущему году. Бюджетные затраты на аппарат омбудсмена по сравнению с предыдущим годом подросли на 26,1% и достигли 7,5 млн. В 2019 году на его содержание казна региона тратила 5,6 млн.
Согласно заключению государственных аудиторов, уменьшение объемов бюджетных ассигнований на 2021 год более чем на 10% по сравнению с расходами республиканского бюджета за 2020 год предусматривается по трем главным распорядителям. Наибольшее в абсолютной сумме по Министерству спорта — на 560,9 млн рублей, или на 14,4%, Министерству экономического развития — на 330,6 млн рублей (на 35,6%) и Избирательной комиссии Республики Хакасия — на 50,9 млн рублей (на 40,9%).
Кроме того, наибольшее сокращение бюджетных ассигнований в абсолютном выражении государственные аудиторы отмечают по четырем государственным программам на общую сумму 1 018 694 тыс. рублей:
«Содействие занятости населения Республики Хакасия» — на 424 947 тыс. рублей, или в 1,6 раза, что в основном обусловлено снижением расходов на государственную поддержку безработных граждан (на 404 092 тыс. рублей, или в 1,7 раза).
»Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» — на 226 291 тыс. рублей, или в 2 раза, что в основном обусловлено снижением расходов на реализацию региональных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства (на 204 832 тыс. рублей, или в 2,5 раза).
«Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия» — на 187 032 тыс. рублей, или на 4,6%, что обусловлено как, снижением отдельных расходов, так и перераспределением бюджетных средств между подпрограммами (по 2 подпрограммам увеличены расходы на общую сумму 307 051 тыс. рублей, по 2 подпрограммам уменьшены на 494 083 тыс. рублей).
«Развитие здравоохранения Республики Хакасия» — на 180 424 тыс. рублей, или на 1,9%, что обусловлено как, снижением отдельных расходов, так и перераспределением бюджетных средств между подпрограммами (по четырем подпрограммам увеличены расходы на общую суму 1 171 451 тыс. рублей; по двум подпрограммам уменьшены на 1 351 875 тыс. рублей)».
Проанализировав источники финансирования дефицита республиканского бюджета, Контрольно-счетная палата Хакасии отметила весьма примечательную деталь. В декабре 2017 года Министерство финансов Российской Федерации заключило дополнительные соглашения с Минфином Хакасии о реструктуризации задолженности по шести бюджетным кредитам, привлеченным республикой из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета на общую сумму 14 111 853 тыс. рублей путем предоставления рассрочки погашения долга до 30 ноября 2029 года. Задолженность по ним на 1 августа текущего года составила 11 995 075,1 тыс. рублей, плата за пользование кредитами — 0,1% годовых.
Так вот в соглашениях о реструктуризации федеральных бюджетных кредитов предусмотрено выполнение заемщиком — Республикой Хакасия — комплекса обязательств, в том числе дефицит республиканского бюджета должен составлять менее 10% от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений. А согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации — менее 15%.
Стоит напомнить: в декабре 2020 года парламент Хакасии принял бюджет на 2021 год с дефицитом около 4,6 млрд рублей, или 19% от налоговых и неналоговых доходов. Весной текущего года Верховный суд Хакасии по иску прокуратуры признал закон о бюджете региона на 2021 год недействующим, а 30 июля апелляционный суд это решение утвердил.
Новым проектом бюджета расходы сокращены на 888 млн рублей, дефицит снижен почти в 40 раз — до 117,2 млн. Предельное значение разрыва между доходами и расходами составило 0,5% от общего годового объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Таковы чудные подробности вынужденной работы кабмина и парламента над бюджетными ошибками в экстремальных условиях.
Фото из открытых источников