«Успешная реализация национальных проектов в регионах во многом зависит от состояния доходной части бюджетов»,- таким выводом поделилась с коллегами председатель Контрольно-счетной палаты Хакасии Ольга Лях, выступая на заседании круглого стола в формате видеоконференции.
В ходе онлайн-обсуждения главный государственный аудитор Хакасии оценила доходный потенциал республики с учетом налоговой отдачи по отраслям, а также озвучила предложения по улучшению качества администрирования доходных источников.
Есть основание полагать, некоторые подробности аналитического среза представляют интерес для аудитории «Абакан сегодня». Прежде всего, весьма любопытна информация о системообразующих организациях региона. Формируют налоговый потенциал Хакасии 98 хозяйствующих субъектов. Только у 32 из них финансовый результат оказался положительным, 33 организации сработали с убытком, 7 рапортовали о снижении прибыли. 21 хозяйствующий субъект назван в докладе Ольги Лях «российской коммерческой организацией, имеющей филиалы на территории Хакасии». По 5 организациям у докладчика не оказалось данных.
Динамика налоговых поступления в республиканский бюджет за два последних года: по налогу на имущество организаций остаются прежними – 2,4 млрд рублей, НДФЛ даже подрос – с 5,7 до 5,8 млрд. Негативная динамика по налогу на прибыль организаций: в 2019 году — 7,1 млрд рублей, в 2020-м — 4 млрд.
Более того, глава Контрольно-счетной палаты Хакасии конкретизирует ситуацию по налогу на прибыль организаций на примере угледобывающего сегмента экономики региона.
В 2018 году, когда цена тонны угля составляла 103 доллара США, в бюджет Хакасии поступило почти 1,8 млрд рублей налога на прибыль. В следующем году цена угля упала до 76 долларов, объем налоговых поступлений сократился до 725,5 млн рублей, или 40,9%. В минувшем году стоимость тонны угля достигла 61 доллара, размер поступлений налога на прибыль усох до 231,6 млн, что составило 31,9% к 2019 году.
Поэтому среди шести обозначенных главным аудитором рисков традиционным признается «высокая зависимость экономики Хакасии от внешнеэкономической ситуации». Кроме того, к рискам причислены бюджетная и налоговая политика федерального центра, низкий уровень инвестиций в основной капитал и слабая инновационная деятельность. Негативными факторами также обозначены состояние малого и среднего предпринимательства, нехватка трудовых ресурсов и миграция хозяйствующих субъектов.
Для исполнительной власти Хакасии по-прежнему актуальна рекомендация о «систематической работе с крупнейшими налогоплательщиками республики по вопросу уплаты налоговых платежей в бюджет по месту их фактического нахождения». Региональным институтам развития рекомендовано придать импульс ускорения и совершенствовать правовое регулирование поддержки инвестиционного развития экономики.
Прозвучали предложения о корректировке федерального законодательства. Предложено зачислять налог на добычу полезных ископаемых в бюджет субъекта федерации в полном объеме. За исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того требуется пересмотр ставки НДПИ, установленной 20 лет назад в размере 24 рублей с тонны добытого угля. Это несопоставимо с наносимым уроном экологии Хакасии и других угледобывающих регионов.
В завершение онлайн-обсуждения директор департамента международного и регионального сотрудничества Счетной палаты России Тимур Махмутов объявил готовность к дальнейшей совместной работе по этому важному направлению.