Как уверяют ученые, старость человека начинается в 75 лет. Именно с этим возрастом связан довольно мрачный лексический ряд: старушка, пожилая женщина, человек преклонного возраста. Своим удивительным жизненным укладом и творческим потенциалом Нина Даниловна Сиденко не вписывается в эти возрастные границы. Невзирая на то, что 9 июля она действительно отметит юбилейный день рождения.
Многие ее сверстники в гораздо более раннем возрасте сдаются на милость неминуемой старости, жизненным трудностям и коротают дни на кухне либо на даче. Своим удивительным ощущением причастности к каждому сегодняшнему дню и неисчерпаемым оптимизмом Нина Сиденко ломает стереотипы и саму градацию возраста человека.
В свои 75 лет Нина Даниловна даст фору многим молодым: сегодня она легко и успешно реализует одновременно несколько проектов. Прежде всего, уникальный творческий проект «Поэтической строкою в живопись окно открою». В самиздатовском формате издано уже несколько сборников стихов о полотнах художников. Стены гостиной в ее квартире украшены фотографиями картин известных художников, которые смогли разбудить ее поэтический дар. Ее стихи удивительным образом сочетаются с героями живописных полотен хакасских художников.
Чаще всего стихи Нины Даниловны звучат в Хакасском национальном краеведческом музее имени Леонида Романовича Кызласова. Именно это учреждение приютило «Клуб мудрых сердец» — общественное объединение ветеранов педагогического труда. Это еще один важный для Нины Даниловны проект, получивший неофициальное название «Могучая кучка директоров». Возглавляет его Светлана Савельева, но вся организационная работа по устройству литературных гостиных и поэтических вечеров — в зоне ответственности Нины Сиденко.
Впрочем, самым главным сегодняшним делом Нина Даниловна считает передачу в «хорошие руки» электронного архива многолетней истории пионерского движения в Хакасии. Приоритетному своему проекту она отдала много лет.
«Это очень важно для меня сейчас. В следующем году Всесоюзное пионерское движение отметит вековой юбилей. Пионерское движение прекратило свое существование в 1990 году, но на протяжении многих лет я и мои коллеги, причастные к работе пионерских дружин, пытаемся сохранить и передать лучший опыт сегодняшним наставникам молодежи», — такую цель ставит перед собой бывшая пионервожатая.
Самая яркая, с ее слов, страница биографии началась как раз с должности вожатой. Она могла бы, как многие рожденные в тяжелое послевоенное время, надолго застрять на стройке, выполняя работу штукатура-маляра второго разряда. Но случилось так, что воспитанница приемной семьи оказалась в затруднительном положении. И жизнь ее круто изменил Красноярский краевой комитет комсомола.
Это сегодня попасть к чиновнику можно только по записи и в приемный день. В 1964 году ее принял один из краевых комсомольских работников и сразу решил все ее проблемы. Нина не только получила направление на работу, но и место в рабочем общежитии. Причем при этом она дала слово поступить в вечернюю школу.
В рабочей общаге активистку включили в совет общежития, где к ней присмотрелась инструктор Октябрьского райкома комсомола. В бойкой активистке она разглядела будущего талантливого организатора пионерского движения. По рекомендации инструктора Нину приняли на работу пионервожатой в Красноярскую школу № 83.
Сразу же проявившийся организаторский талант вожатой поддержал директор школы Николай Николаевич Круглов. Ее первая скромная вожатская зарплата в 68 рублей вскоре подросла за счет оплаты труда в подшефном пионерском лагере. Именно на этих двух площадках в полную силу развернулись ее организаторские способности. Более опытные педагоги даже советовали вожатой поубавить организаторский пыл. Иначе долго не проживешь, жалели они молодую сотрудницу. Советам она внимала, но следовать им не сумела. Не могла же она, в самом деле, запретить пионерам приходить к ней в общежитие. Соседки по комнате терпели «этот проходной двор», понимая, насколько это важно для самой вожатой и ее подопечных.
Яркую вожатскую звездочку заприметили в райкоме комсомола и пригласили на работу в Дом пионеров. При этом Нина Сиденко как бы между делом заканчивает сначала вечернюю школу, потом пединститут.
Когда она по семейным обстоятельствам в 1973 году вернулась в Хакасию, ей предложили должность директора Дома пионеров в Усть-Абакане. Через несколько лет уроженка Абакана вернется в свой родной город и поступит на работу в городскую школу № 2 учителем истории. Сразу же стало понятно: нагрузки учителя-предметника ей явно маловато. И педагог создает в школе пионерскую дружину имени Ивана Земнухова. Отряд по крупицам восстанавливает историю жизни героя-молодогвардейца. Эта бумажная работа получила весомый импульс к развитию после поездки в Краснодон. Ребят словно подменили, вспоминает Нина Даниловна. Это был тот самый переломный момент в деятельности пионерской дружины, о котором любой педагогнаставник мог только мечтать.
Именно о нем, прежде всего, сожалела Нина Даниловна в тяжелые годы распада Советского Союза и прекращения деятельности Всесоюзного пионерского движения. Организаторы домов пионеров и школьных пионерских дружин, прекрасно понимая цену утраты, предприняли попытку сохранить в Абакане «самое лучшее пионерское» в ином формате, рассказывает Нина Даниловна. Так, в 1993 году в Доме пионеров (сегодня это Центр детского творчества) на смену пионерской организации пришел Союз детей и подростков «Дружба — Ынархас». Много лет спустя на федеральном уровне принимается решение создать Российское движение школьников.
Сегодня Союз детей и подростков «Дружба — Ынархас» по праву является координатором детского движения в Абакане, объединяя более сотни профильных отрядов разной направленности. В дни памятных дат Нину Даниловну приглашают на мероприятия городской детской организации, и она с удовольствием рассказывает сегодняшним школьникам о лучших начинаниях пионерских дружин. А еще вместе с коллегами — ветеранами педагогического труда готовится к 100-летию Всесоюзного пионерского движения. В течение двух лет ей удалось не только воссоздать, но и опубликовать историю пионерского движения в Абакане в двенадцати номерах городской газеты «Абакан». Сегодня она готова передать весь электронный архив. Главное, чтобы он был востребован у воспитателей и педагогов дополнительного образования, считает Нина Сиденко.
Впрочем, в личном плане она свою вожатскую эстафету уже передала. Ее дочь Анна Широбокова, педагог дополнительного образования, продолжила вожатское дело во всероссийском детском центре «Океан». Много лет назад она поехала на вожатский семинар-практикум и осталась. Сегодня педагог допобразования высшей категории уже не мыслит свое будущее без увлекательной работы в этом федеральном государственном образовательном учреждении.
В свой юбилейный день рождения Нина Даниловна будет принимать многочисленные поздравления родных, коллег и друзей. Для нее 75 лет — лишь очередной возрастной рубеж. Она из того послевоенного поколения, которому до всего было дело. И всегда.
Любовь ЖИЦ
Фото из личного архива Нины Сиденко