Пока вокруг бушуют очередные ковидные страсти, а практически вся страна разделилась на два лагеря — прививочников и антипрививочников, наши кошельки уже не медленно, но все так же верно продолжают терять в своей толщине.

Про то, сколько сейчас стоит зайти в обычный продуктовый магазин, уже даже говорить не хочется. Соблазнов много, однако стоимость их отнюдь не соблазнительная. Да и о чем говорить, если совсем не соблазнительная морковь (вы можете увидеть ее на фото), а именно — мелкая, грязная, дряблая и проросшая, стоит уже дороже, чем лимоны, которые везут к нам черт знает откуда.

Впрочем, Министерство сельского хозяйства РФ ничего страшного в таком взлете цен на овощи не увидело, назвав его «обычным делом» для начала летнего сезона. Об этом говорится в заявлении министерства, распространенном еще 8 июня. Зато, мол, за последний месяц огурцы подешевели на 21,8%, а цены на томаты снизились на 25,3%.

Снижение цен на томаты и огурцы — это, конечно, хорошо. Но наверняка ведь видели в министерстве, сколько вышеназванные овощи стоили? У нас в Хакасии, например, по официальным данным Министерства экономического развития, месяц назад помидоры стоили в среднем 212 рублей 47 копеек, огурцы — 208 рублей 96 копеек. Согласитесь, было куда цене падать.

Да и еще есть!

Месяц спустя (данные Минэкономразвития на 15 июня), помидоры у нас стоят 180 рублей 29 копеек, огурцы — 148 рублей 79 копеек.

Впрочем, бог с ними. Мы привыкли. Но морковь! Что вдруг случилось с ней? И почему для Минсельхоза России это норма?

Может быть, для конца весны такой рост цен еще и был «обычным делом», когда ту же морковь еще можно было купить рублей за сорок с небольшим. Пусть и не в самом лучшем ее состоянии. Но то, что сейчас все та же плохонькая морковка лежит под ценником 87 рублей 99 копеек, вряд ли можно назвать «обычным делом». Проще уж добавить семь рублей и купить овощ куда попригляднее. Та же морковь, но только уже мытая и отборная, в том же магазине, который мы по вполне понятным причинам не называем, продается со скидкой по 94 рубля 99 копеек (без скидки— 114,99 рубля).

Я понимаю, что весной и в начале лета овощи всегда дорожают, и это то самое«обычное дело», о котором говорят в Минсельхозе. Но что, собственно, изменилось у нас за последний год?

Коронавирус уничтожил всю морковь на полях и в огородах великой страны?

Почему этот совсем не деликатесный овощ вдруг начал стремительно прорываться в разряд таковых?

8 июня прошлого года средняя цена на морковь в Хакасии была 39 рублей 53 копейки. Через 12 месяцев, 7 июня 2021 года, она вдруг выросла до 74 рублей 81 копейки. Это, опять же, данные Министерства экономического развития Хакасии, которое регулярно публикует мониторинг цен.

Так что же, собственно, произошло?

Земля отдельно взятой страной все-таки налетела на небесную ось?

И как могут чиновники из Минсельхоза называть «обычным делом» то, что явно выбивается из разряда привычного и сезонного. Если углубляться в ценовые показатели дальше, то такой стремительный рост можно было наблюдать разве что в так называемые лихие девяностые. Но мы ведь уже двадцать лет, как избавились от них.

Или у нас снова что-то пошло не так?

Можно долго и пространно говорить о том, что эпидемия коронавируса сказалась в прошлом году и на посевной, и на уборочной. Мол, не хватало рабочих рук, гастарбайтеры уехали, сократился импорт, рубль упал и т. д., и т. п. Но, насколько я помню, о продовольственной безопасности мы говорим так много и долго, что, казалось бы, давно ее уже себе обеспечили. Иначе не стали бы давить гусеницами тракторов контрафактную плодоовощную продукцию.

Как заявляют экономисты, которых поддерживают и производители, у роста цен на овощи несколько причин. И самая очевидная — это инфляция. Причем не только в России, но и во всем мире. Хакасия же, по данным Центробанка РФ, в Сибири — лидер по инфляции. В мае годовая инфляция в республике ускорилась и составила 8,07%. Это превышает показатели по Сибирскому федеральному округу (6,06%) и России (6,02%). При этом годовой прирост цен на продовольственные товары в мае составил 9,64%.

Почему? Вот как объясняется рост цен на овощи в нашем регионе в информационно-аналитическом комментарии Центробанка: «Недостаток запасов местных овощей привел к увеличению доли поставок более дорогих импортных картофеля, моркови, свеклы, что привело к ускорению роста цен на эти овощи».

Судя по ценам во всей остальной России, собранных в прошлом году овощей на всех не хватило.

При этом доллар, который мы столь успешно хороним уже не помню который год, назло рублю продолжает дорожать, а значит, увеличиваются в цене закупаемые за бугром запчасти для сельхозтехники, минеральные удобрения, семена, ну и сами ввозимые к нам овощи.

Спасет ли нас от роста цен новый урожай? Хотелось бы верить, что да. Но вот, к примеру, исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей Алексей Красильников, слова которого приводит интернет-издание «Газета.ru», пока затрудняется дать прогноз о том, какие будут цены на овощи, когда на прилавки начнет наконец-то поступать новый урожай. Под овощи, по данным за май, засеяно только 87% площадей.

«Но уже сейчас прибавляют в цене отдельные виды минеральных удобрений. Минсельхоз это видит. А сельхозпроизводители, естественно, будут закладывать этот рост в стоимость своей продукции», — говорит Красильников.

Государство, конечно, может вновь начать регулировать цены. Но вся беда в том, что очень часто, когда власть начинает что-то регулировать, то это чтото очень быстро переходит в разряд дефицита.

Ну и, опять же, большая политика. Если мы вдруг запрещаем ввоз помидоров из Турции, то, надо полагать, цена на них внутри России не может не вырасти. Потому что свои помидоры мы, может, и научились выращивать, но, к сожалению, не умеем хранить. Как и все ту же пресловутую морковь.

О том же самом говорит и Центробанк, комментируя рост цен на овощи в стране. Именно «по причине ухудшения хранения […] сократилось предложение овощей в текущем году […], поэтому ускорился рост цен на картофель, лук, свеклу, морковь».

И, как говорится, бог бы с ней, с этой инфляцией, если бы наши зарплаты так же ежемесячно корректировались бы с ее учетом. Вот подорожала у нас морковь в два с лишним раза, но насколько была проиндексирована за эти 12 месяцев ваша личная зарплата? Подозреваю, что у большинства на ноль целых ноль десятых процента.

Но ведь не морковью единой жив человек. Вторым хлебом у нас в стране завсегда считалась картошка. Но и она в последнее время странно удивляет. Все в том же не называемом нами магазине в понедельник самый дешевый картофель продавался уже по 84 рубля 99 копеек. Хотя, по официальным данным Минэкономразвития Хакасии, средняя его цена в регионе на 15 июня составляла 57 рублей 71 копейку. Возможно, где-то можно купить и дешевле, как тех самых раков, которые вчера были по пять, а сегодня по три. В данном конкретном магазине тоже можно было купить другой картофель, но только уже дороже.

Кстати, год назад картофель у нас стоил 30 рублей 84 копейки.

Жаль, что цены на свеклу в мониторинг Минэкономразвития РХ не вошли, но что-то подсказывает, что в прошлом году она сотку, как в этом, точно не стоила. И да, лимоны у нас в понедельник продавались по цене свеклы.

Алексей КИРИЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *