Говорят, что бумага все стерпит. Но таким полезным качеством обладают и другие вещи. Скажем, обыкновенная парковая скамейка. Именно она стала свидетельницей и отправной точкой в лирической комедии «Скамейка» по одноименной пьесе известного драматурга Александра Гельмана, которую недавно поставили в Хакасском национальном драматическом театре имени А.М. Топанова.

Лучше не заучивать…

Вот так бывает: один раз увидишь или услышишь что-то — и потом это надолго застревает в памяти. Так случилось и со мной, когда в 2017 году в рамках федерального проекта «Большие гастроли» в Абакан приехал Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова. И одним из спектаклей как раз-таки была «Скамейка». Первые впечатления как у зрителя возникли следующие: «Типичная романтическая история с эле ментами мелодрамы. Только кажется, что у героев все наконец хорошо, что на этот раз Он (в пьесе хоть и звучат имена героев, но в действующих лицах только Он и Она) сказал Ей правду — какой-нибудь казус да случается». И чувствуешь разочарование точно так же, как и эта несчастная женщина, которой явно хочется все время быть обманутой. И эта ситуация стала тогда для меня огромной драмой. Настолько глубокой, что запомнилась во всех деталях и надолго. Затем последовало обязательное прочтение пьесы…

В общем, идея этой пьесы в драмтеатре имени А.М. Топанова, все сюжетные выверты и даже многие реплики были еще свежи в памяти, когда я пришла его смотреть на малую сцену. Сложно было отделаться от сравнения «тогда–сейчас». Но это только вначале, а дальше исполнители главных ролей пошли по собственному пути, представив зрителю спектакль, состоящий из двух интересных актерских работ.

Как-то по-родному…

Сама пьеса, ставшая советской классикой со своей вечной темой взаимоотношений двух людей, пользовалась огромной популярностью у аудитории 80-х годов двадцатого столетия. В основе сюжета, на первый взгляд, банальная и до неприличия легкомысленная история «случайной» встречи двух людей в Городском парке культуры и отдыха имени Цурюпы. Он — командировочный одинокий мужчина, который рыщет по городскому парку в поисках случайных связей. Меняет свои «истории жизни», раздает их направо и налево, словно листовки. И каждая из них — словно яркая, местами трагичная, сказка, в которой главный герой борется с обстоятельствами, но, увы, не всегда выходит победителем. И именно это цепляет Ее — простую и открытую женщину, которая изначально кажется уверенной в себе кокеткой, холодной и неприступной, но, тем не менее, бросается в новые отношения чуть ли не с головой, каждый раз веря, что на этот раз — навсегда.

«Скамейка» — это советское произведение, а значит, речь, диалоги героев отражают как манеру, так и словечки того времени. Однако это ни сколько не мешает, даже молодому зрителю, понимать, что происходит на сцене и почему герои говорят это. Акцент сделан не на простом произнесении текста, которого, кстати, в пьесе довольно много, особенно у Юры-Коли-Алексея Федора, роль которого исполнил актер Сергей Доможаков. В этом одна из сложностей таких пьес — когда, казалось бы, мало действия, идут сплошные диалоги и длинные монологи — трагические истории героев, актерам требуется особое мастерство, харизма и умение преподнести текст так, чтобы зритель не начал скучать. Однако видно, что режиссер спектакля Александр Израэльсон, известный абаканскому зрителю как актер Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, вместе с актерами поработал над текстом, вычленив из монологов самое важное и острое. То, что держит зрительское внимание и внимание Веры.

Кстати, о ней… Актриса Александра Сукало представила свою героиню на вид хоть и строгой и в то же время стильной (хотя брючный классический костюм — немного странный наряд для похода в парк, и тем более для женщины, работающей на чулочной фабрике), но вот ее смешливость… Особенно когда она рассказывает о бывшем муже, которого явно очень любила, и до сих пор еще в мечтах только-только встречает его из армии. Верит, что у них все только впереди. Наивно? Очень. Глупо? Вполне. Даже процитированная строчка из песни группы «Кино» «Восьмиклассница» это более чем наглядно демонстрирует. Но, может, такая «смешная» реакция на болезненное прошлое — самая лучшая. Недаром же есть мудрая фраза: «На все, что причиняет боль, отвечайте смехом».

«Все можно изменить, если действовать!»

И у Веры это получается. Даже ее ссоры с Федором после каждого уличения последнего во лжи, скорее, похожи на ссору двух детей или подростков. Все грани юношеского максимализма присутствуют на сцене, что зрителей очень смешит. Но это то, что лежит на поверхности. Вполне возможно, что режиссер поставил перед актерами задачу создать на сцене почти детективную историю потерянных людей, отчаянно пытающихся изменить свою жизнь. Но вот случится ли это на самом деле? Пойдут ли Вера и Федор за пределами парка дальше вместе или порознь? Ответы на эти вопросы уже навсегда останутся в умах и фантазиях зрителей. Однако как в игре актеров, так и в самой постановке то и дело прослеживается поспешность. Если последнее еще как-то можно понять и принять, все-таки это режиссерская задумка, то вот актерская поспешность неумело рвет тонкую и прекрасную ткань происходящего, в которую бережно укутали зрителей. Погружение в мир «Скамейки» исчезает.

Музыка… В этой постановке у нее только одна функция — передать настроение персонажей в минуты уединения. А один трек можно охарактеризовать так: «Ничто так не радует мужчину, как согласие женщины после долгого и упорного сопротивления».

Городской парк… В голове сразу предстают большие площади, шум, музыка, толпы людей, отдыхающих после трудового дня. Но, несмотря на все масштабные описания, с которых начинается и которыми заканчивается пьеса, главной декорацией все-таки была и остается старая скамейка, которая наверняка за всю свою жизнь в парке видела и слышала много трагичных, веселых и романтичных историй. Ветви дерева, украшенные осенней листвой, старый, но все еще ярко светящий фонарь… Декорации кажутся такими родными, словно перекочевали из нашего Преображенского парка на сцену театра. И очень хорошо, что спектакль сделали именно камерным, на малой сцене. Зрители как бы становятся посетителями этого парка, сидят на соседних скамейках и наблюдают странный разговор двух людей. В какие-то моменты сами становятся участниками этой сцены, ведь героям, как оказалось, очень небезразлично мнение окружающих.

Что в итоге мы имеем? Дав но известную, но вечно актуальную пьесу, поставленную на абаканский лад. Режиссер собрал воедино две ярких актерских работы и напомнил нам, что в жизни редко бывает все гладко. Но нужно уметь при любых обстоятельствах оставаться Человеком. А самые простые, привычные вещи, такие как парковая скамейка или связка ключей, возможно, могут привести в правильное место и придадут уверенности.

«В городском парке уже не играла музыка, не крутились карусели, не торговали киоски, не щелкали стрелковые тиры, не взлетали мячи. Народ отгулял. «Пойдем, уже поздно!» — сказала одна девушка своему парню. А другая девушка в это же время сказала другому парню: «Ну куда ты спешишь, еще рано!» И обе были одинаково правы. Потому что на Земле начинался тот беспощадный, неумолимый час ночи, когда, как сказал поэт, “кто-то спит, а кто-то плачет”»…

Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото Екатерины Станкевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *