«Малый и средний бизнес начал восстановление после пандемии», «несмотря на всевозможные льготные кредиты, многим представителям малого и среднего бизнеса будет сложно восстановиться после пандемии и начать расти» — такие полярные оценки дают эксперты и аналитики рейтинговых агентств.

Поделиться своим видением ситуации «Абакан» попросил руководителя одной из консалтинговых компаний, кандидата экономических наук Елену МАКАРОВУ. Моя собеседница является собственницей и руководителем своего бизнеса и консультирует предпринимателей, работающих в самых разных сферах экономики нашего региона, так что, можно сказать, знает ситуацию изнутри.

— Елена Александровна, вы участвуете во многих мероприятиях, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, знаете, как обстоят дела у ваших клиентов. По вашим оценкам, как себя чувствует предпринимательское сообщество нашего региона, можно ли говорить о восстановлении малого и среднего бизнеса после ограничений, вызванных пандемией?

— Полагаю, будет неверным давать какую-то общую оценку сегодняшнему положению дел в сфере малого и среднего бизнеса: ситуация наблюдается разная. Если говорить о наших клиентах, то за период ограничительных мероприятий по причине пандемии ни один бизнес не закрылся. Однако многие негативные для малого и среднего бизнеса моменты начали проявляться только в текущем году. В частности, в прошлом году предприниматели воспользовались такой мерой господдержки, как программа выдачи льготных кредитов (2% годовых) на возобновление деятельности. Займы полагались юрлицам и ИП с наемными работниками, сумма задолженности списывается при сохранении штата. Если бизнес сохранит 90% работников до 01.04.2021 года, государство выплатит за него всю сумму кредита вместе с процентами, если от 80% до 90%, то половину суммы. Если менее 80%, то субсидирования из бюджета не будет — бизнес должен погасить основной долг и проценты самостоятельно.

Однако на практике бизнес столкнулся с рядом неурегулированных постановлением правительства ситуаций. В результате — банки выставили предпринимателям требования о погашении кредитов, к чему бизнес оказался не готов. Один из таких примеров: предприниматель, воспользовавшийся данной мерой господдержки, к сожалению, ушел из жизни. Сын продолжил семейное дело, зарегистрировался в качестве предпринимателя, взял всех прежних сотрудников к себе на работу, по сути он сохранил предприятие, выполнил все условия этой программы. Тем не менее, банк выставляет ему, как наследнику, кредит к погашению, так как не выполнено одно из условий программы — заемщик не продолжает ведение предпринимательской деятельности. Но ведь деятельность фактически продолжается, штат сотрудников сохранен… И таких сложных ситуаций немало. В частности, в начале декабря прошлого года изменили условия получения льготных кредитов. Так, в начале реализации мер господдержки говорилось, что количество сотрудников требуется сохранить по состоянию на 1 июня, а потом для некоторых категорий пересмотрели — по состоянию на апрель 2020 года. Получилось, предприниматель взял кредит, и он не рассчитывал, что ему придется его возвращать, так как количество сотрудников, работавших у него по состоянию на 1 июня, он сохранил. Однако, как оказалось, количество сотрудников требовалось сохранить по состоянию на апрель 2020 года. В результате банк выставил кредит к погашению. Условия данного кредита, когда он входит в стадию погашения: 12% годовых и неустойка в размере 0,5% в день. Условно говоря, предприниматель брал кредит в 740 тысяч рублей, на сегодняшний день он должен банку 1 млн 200 тыс. рублей. Данные долговые обязательства для предпринимателя неподъемны, скорее всего, его ожидает банкротство.

Как видим, бизнес, воспользовавшийся мерами господдержки в виде льготных кредитов, проходит непростой этап подтверждения сохранения рабочих мест: у кого-то списание задолженности произошло без проблем, кто-то вынужден обращаться в суд.

— Насколько эффективны были меры господдержки для бизнеса? Выходит, даже те предприниматели, кто воспользовался определенными мерами поддержки, столкнулись с разного рода трудностями? При этом немало предпринимателей и вовсе не смогли попасть в число участников антикризисных программ…

— Меры господдержки оказали существенную помощь бизнесу, другое дело, что далеко не все нуждающиеся в помощи предприниматели смогли ими воспользоваться. В первую очередь, меры господдержки распространялись на предпринимателей, чей основной вид деятельности попадал в перечень пострадавших отраслей. Субсидии, направленные на сохранение рабочих мест, также можно было получить лишь по зарегистрированному основному виду деятельности. Нередко у наших субъектов МСП тот вид деятельности, которым они занимались, не был зарегистрирован в качестве основного. Да, позже федеральный центр отреагировал на возникающие сложности, и были внесены соответствующие изменения. И, например, кредиты в рамках господдержки стали выдавать тем субъектам, у которых пострадавший вид бизнеса являлся дополнительным. На практике представители МСП сталкивались со множеством сложностей, не урегулированных в соответствующих антикризисных программах. Не следует забывать и о том, что среди мер господдержки было и предоставление отсрочки по уплате налогов. Теперь эта отсрочка накладывается на текущие налоговые платежи, что, конечно, для бизнеса непросто.

В любом случае, неправильно говорить, что все плохо и бизнес массово закрывается. Есть и такие направления деятельности, где бизнес, напротив, активно развивается — к примеру, интернет-магазины.

— Если говорить о консалтинговых компаниях — у них клиентов стало больше, либо, напротив, бизнес вынужден экономить и старается справиться самостоятельно?

— Что касается нашей компании, то «коронакризис» дал нам прирост клиентов, так как не каждый представитель МСП может содержать штатного бухгалтера, кадровика. Бизнес начал оптимизировать расходы, в том числе и на те функции, которые можно передать на аутсорсинг.

— При этом официально отмечалось, что сокращений на рынке труда в период пандемии практически не было…

— Полагаю, такая картина складывалась по следующим причинам. Бизнес, воспользовавшийся антикризисными программами — получив льготные кредиты на сохранение занятости, возобновление деятельности, был вынужден сохранять персонал. Зачастую это было формальное сохранение занятости, так как сотрудники фактически находились в отпусках без сохранения заработной платы. В период пандемии бизнес во многих отраслях просто не имел возможности платить сотрудникам заработную плату в условиях, когда его деятельность находилась под запретом. Однако и сокращать сотрудников бизнес не стал — все ждали возобновления деятельности. Так что официальные данные о том, что сокращений персонала не происходило, в принципе формально отражали положение дел на рынке. Фактически же люди были в отпусках без зарплат. Более того, после 1 марта 2021 года, когда банки начали списывать льготные кредиты, можно было наблюдать увольнение персонала в субъектах МСП. Так что негативные последствия «коронакризиса» мы наблюдаем с отсрочкой, в текущем году, а не непосредственно в период карантинных ограничений.

— Какие субъекты МСП, как правило, обращаются к услугам консалтинговых компаний?

— Совсем недавно мы составляли среднестатистический портрет нашего клиента. В основном, это предприниматели-мужчины в возрасте от 40–60 лет, имеющие в штате 3–5 человек. Тот есть, это представители микробизнеса, как раз те предприниматели, кто не видит необходимости нести расходы на содержание штатных единиц бухгалтера, юриста, организацию рабочего места и т. д.

— На одной из встреч с предпринимателями вы отмечали, что из 100 открывшихся бизнес-проектов до года доживут не более 5. С чем это связано?

— Основная причина закрытия стартапов связана с непродуманностью самой бизнес-идеи, люди не просчитывают свой финансовый план, не понимают всю структуру своих затрат, не могут развить свой бизнес, не получается найти свою нишу на рынке — такое также бывает. В последние годы стало распространено приобретение франшиз. Нередко начинающий бизнесмен полагает, что, купив франшизу, он сможет легко войти на рынок и стабильно работать. Однако на практике так получается далеко не всегда.

— В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» начинающие бизнесмены могут получить бесплатную консультационную, информационную поддержку, работают и инструменты оказания финансовой помощи. Можно ли говорить, что открыть и развить свое дело сегодня начинающим предпринимателям стало легче?

— Инфраструктура поддержки бизнеса в республике есть, все институты работают. На базе центра «Мой бизнес» проводится множество очень качественных мероприятий, с приглашением экспертов, интересных предпринимателям: это представители контролирующих бизнес госструктур, практикующие юристы, бухгалтеры, бизнес-тренеры и т. д. «Гарантийный фонд — микрокредитная компания Хакасии» может выступать поручителем для бизнеса при получении кредитов в коммерческих банках или выдать микрозаем на льготных условиях. Безвозмездно субъекты МСП Хакасии могут получить услуги в Центре поддержки предпринимательства, Центре поддержки экспорта. В Центре поддержки предпринимательства это консультационные услуги любого формата, проводятся мероприятия, направленные на популяризацию и продвижение бизнеса. Центр поддержки экспорта помогает продвижению продукции наших предпринимателей на международных площадках. В регионе созданы условия для развития бизнеса. Тем, кто далек от него, любое время будет казаться неподходящим для открытия своего дела. Однако успех дела всегда зависит от самого человека, от его работы, от продуманности бизнес-идеи, нежели от каких-то внешних факторов.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Елены Макаровой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *