Еще десять лет назад, когда «Ютуб» только начинал пускать свои корни на территории постсоветского пространства и когда его еще не купил «Гугл», у нас каждый второй подросток и каждый первый десятилетний ребенок мечтал стать популярным блогером на этом видеохостинге. Создавать контент, чаще игровой (ибо в то время компьютерные игры были на волне), зарабатывать большущие деньги, а главное, стать дико популярным, иконой практически для неоспоримо непрактичной молодежи — вот была цель каждого.

Синекдоха

В те времена блогинг не так работал, как сейчас. Я сам это помню. Раньше, когда интернет-чудо только зарождалось, когда первые блогеры начинали зарабатывать свои первые деньги, смысловая составляющая конечного продукта любого контент-мейкера была в приоритете. А по-другому никак. Либо хорошо, либо ты никому не нужен.

Сейчас интернет-площадок для самореализации и для вещания пруд пруди. «ТикТок», «Инстаграм», «Телеграм» да и прочее, а сколько таких отмерло.

И качество материалов за все это время упало. Причина? Вещателей стало полно — в один котел не влезут.

Но вот журналистика что тогда, что теперь — кажется, всегда — работала с мозгами людей (в лучшем смысле этого выражения) и была построена исключительно на фактах. Но ни тогда, ни сейчас в журналистику не шли за популярностью (ну, я так думаю — с холма своего опыта).

В этом материале попробую разобраться, чем же отличается современная российская журналистика от современной российской блогосферы.

Гражданская журналистика

«Средства массовой информации, которые не находят себя в сетях, рано или поздно исчезнут», — так еще в 2011 году говорил тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Он прогнозировал смерть СМИ и расцвет блогерства. Упс, ошибся. То было десять лет назад… Прогнозы — ненадежная штука.

С чисто технической точки зрения журналистика, которая была десять лет назад и даже раньше, сейчас не смогла бы существовать. Это правда. Потому что, будем честны, газеты, телеканалы и прочие традиционные медиа в век Интернета просто затерялись бы в огромной куче из куч контента.

Но интернет-блоги позволяют по-новому организовывать процесс диалога с аудиторией — свежий взгляд на работу и стал визитной карточкой интернет-вещателей. Всемирная сеть позволяет устанавливать так называемые интертекстуальные связи. Это я еще из университета помню. Речь идет о создании логических связей между различными материалами. Поясняю.

Когда Интернет достаточно развился, а контента и контент-мейкеров развелось так много, что в этом легко стало потеряться, люди начали использовать тематические метки. Речь идет о лайках, комментариях и прочих виджетах, позволяющих в реальном времени давать обратную связь аудитории автору. Народ определяет тематику своего интереса к контенту, а блогеру такое только на руку.

Пресловутая кнопка «Мне нравится» обрела культовый статус. Мало того, что она помогает блогерам определить, сколько их смотрит РЕАЛЬНЫХ человек, так еще действительно по лайкам можно определить, что конкретно интересно людям.

Журналисты прошлых лет так сладко не жили.

Уже сейчас, спустя десять лет эволюции блогерства, ему можно дать исчерпывающее определение. Блог — это журнал о событиях. Но не тот, который выходит периодически, как газета, хотя он и выходит периодически. Скорее, блог — это как дневник. Причем исключительно личный.

Это всегда субъективность, свойский комментарий. Больше авторства, меньше фактов, аналитика из головы, но с перчинкой. Популярные блогеры — всегда харизма. Популярный журналист — холодный ум.

Блогер пишет о том, как что-то происходит, а журналист пишет, что именно происходит. Мне очень понравилась одна метафора на этот счет.

Первый скажет, что борщ был вкусным, в то время как второй пояснит, что суп этот красного цвета. Видите? Эмоция и субъективизм против фактологической и неоспоримой позиции.

Информационная война

Люди наблюдают события, у них журналисты берут интервью для газеты или приглашают в студию на телеканал, чтобы о событии, наблюдаемом очевидцем, рассказать остальному миру. Журналисты умеют писать, умеют снимать, складно компилируют из предоставленных фактов продукт. Выдают. Блогеру все это уметь делать необязательно.

Сейчас тот, кто наблюдает события, говорит о нем самостоятельно в своем личном блоге. А уже потом журналисты транслируют его слова дальше. Тем, кто не является зрителями описываемого события.

А вот СМИ — это уже общественный институт. Если журналист что-то пишет и его заставляют это делать (а чаще заставляет именно сама работа), информация получится настолько прозрачная, что ценность ее — исключительно новостная. А вот блогеры, в первую очередь, озвучивают свое личное отношение к проблеме, свои эмоции. Этот подход как раз и цепляет аудиторию.

Но позиция СМИ практически всегда официальная, у редакции есть обязательства, есть репутация, есть лицензия. Они играют по правилам. А блогеры — игроки на своем поле, они сами себе хозяева. Поэтому адекватная передача информации в блогах нам не светит. Полное и нейтральное отражение фактов — это к СМИ. Озвучивание мнения и оценка события — к блогерам. Это упрощенно, конечно.

Регулярность — бич и смысл ремесла

СМИ — регулярная тема. Озвучивание фактов, рассказ о происшествиях — это работа. Настоящая. Нравится информационный повод, не нравится — о событии нужно рассказать. Любом — громком или мелком. Блогеры в этом плане свободней. Тема, которая уже стала популярной благодаря журналистам, охватит еще больше людей, если о ней расскажут блогеры. Причем аудитория у тех и других разная.

В 2021 году журналистика и блогерство — это как стаканчик мороженого, где половина пломбира фруктовая, вторая — ваниль. Но обе половинки в одном вафельном пространстве. По отдельности не работают.

А вообще, если взять «Ютуб», то там видеоформаты не совсем отличаются от журналистских. Более того, мы берем от них лучшее. Это, конечно, если мы рассматриваем информационное направление.

Мы с Юрием Лукьяновым, моим коллегой, в этом году запустили подкаст «Молодежь сует нос». Он и до сих пор выходит по пятницам на нашем канале. Суть сего — развлекалово. Но информационное. Такого на «Ютубе» полно. Куда ни плюнь — одни подкастеры. Вот только мы с Юрой делаем эту передачу регулярно. В журналистике все нужно делать регулярно. Независимо от того, какое у нас с Юрой настроение, мы сидим и болтаем. Блогеры вряд ли такое могут себе позволить.

Поэтому, если ты журналист, будь объективен, никого не призывай, не вздумай запрещать; за публикацию не бери деньги со стороны. И помни: журналистика — всегда команда. И от одной твоей ошибки вся твоя команда улетит в кювет. Что говорить, в Интернете сейчас ответственность за слова крохотная, а за журналистами пристально наблюдают «высшие силы». И в нашем 2021 году.

Владислав КОНСТАНТИНОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *