Любой, кто имеет хотя бы какое-то представление о древней истории Хакасии, просто обязан задаться вопросом: что за стелы на гербе Абакана? Ведь эти изваяния ученые относят к окуневской археологической культуре. А их в Хакасии всегда принято было называть по месту первых раскопок, по эталонному памятнику. Если улус Окунев в тридцатые годы стал неотъемлемой частью Абакана, значит, три каменные стелы на гербе нашего города оказались неслучайно? Давайте попробуем разобраться в этом.

Итак, время и место действия: год 1928-й, окрестности улуса Окунев. Сергей Александрович Теплоухов, выдающийся советский археолог и создатель первой так называемой шкалы древностей Хакасско-Минусинского края, ведет раскопки могильника эпохи бронзы. Современные исследователи, ни секунды не колеблясь, отнесли бы его к окуневской культуре. Но в те времена вся археология Хакасии начиналась с чистого листа. И один из тех, кто пишет ее — сам Теплоухов. Именно он первым обратил внимание, что глиняная посуда в одном из погребений резко отличается от всех ранее известных. Но для того, чтобы выделить самостоятельную археологическую культуру, этого недостаточно. И почти полвека материалы из аала Окунев, образно говоря, перекладывались с одной полки на другую.

Окуневская культура — это уникальное явление, причем не просто в местном, сибирском, а даже в евразийском масштабе. Ведь такого богатого художественного наследия, как в окуневской культуре, нет нигде. Это просто уникум. Но на тот момент еще окуневская культура не была выделена. Ее уже рассматривали как некое отдельное образование. К примеру, М.Н. Комарова относила ее к раннему этапу андроновской культуры, А.Н. Липский и Л.Р. Кызласов считали, что это поздний этап афанасьевского времени. То есть, хронологическая позиция, в принципе, уже была ясна, она занимает промежуточное место между «афанасьевцами» и андроновскими памятниками. Но описания культуры не было.

Каменные стелы, известные с незапамятных времен, подробно описанные еще в восемнадцатом столетии участниками многочисленных академических экспедиций, вообще поначалу относили к более поздней эпохе — карасукской. И, тем не менее, понятие «памятники окуневского типа» все же существует. Однако оно никак не связано с аалом или улусом, вошедшим в 30-е годы в состав Хакасского областного центра. Раскопки Сергей Александрович Теплоухов вел у другого одноименного населенного пункта.

В дневниках Теплоухова четко описано местоположение этого памятника. Как он пишет, «Окунев улус находился в долине реки Сухой Уйбат, там где начинается магистральный канал на пологой сопке горы Джолбах-тигей». Это место сейчас можно легко найти на карте, в районе железнодорожной станции Хоных, то есть это где-то 20–25 километров от Абакана на юго-запад. Оно находится на изрядном удалении от нашего города. Там же его отметили и составители географической карты Хакасии образца 1939 года. Но, тем не менее, Абакан в истории открытия и идентификации окуневской культуры сыграл особую роль. Как мы уже говорили, сопоставить погребения и монументальные степные камни археологам удалось не сразу.

Все изменили находки, которые сделаны учеными ХакНИИЯЛИ и Академии наук СССР летом 1945 года непосредственно в Абакане. В древнем могильнике на площади перед Николаевской церковью были обнаружены костяные пластинки с изображением женских лиц. Сомнений не оставалось. Сходные по стилистике рисунки есть на каменных изваяниях. Это стало одним из первых и наиболее значимых аргументов, связавших окуневские погребения и каменные стелы.

Обнаружение этих художественных вещей отчасти теоретически позволяло связывать окуневскую культуру, то есть памятники окуневского типа, с этим стелами. Это, конечно, был очень важный момент в понимании исследователей, и он сразу произвел революцию в умах. Но постепенно накопление таких небольших доказательств, этих важных маркеров, все-таки привело к тому, что сейчас мы уже устойчиво связываем окуневскую культуру и эти памятники.

Вот такая история. Ну, а что касается трех стел на гербе Абакана, они символизируют уникальную коллекцию каменных изваяний, которая хранится в краеведческом музее столицы Хакасии с середины прошлого столетия.

Алексей ЕЛИСТРАТОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *