То ли старею в свои тридцать пять, то ли это действительно так, но раньше спорт был как-­то интересней. К этой мысли пришел буквально на днях. Улучив свободную минутку, просматривали с коллегой — таким же любителем футбола, как и я — обзоры матчей очередного раунда Лиги чемпионов. И наше обсуждение перманентно уходило в историю. «А ты помнишь?..»

Помню. Стамбул–2005, когда «Ливерпуль» отыгрался с 0:3 в финале Лиги чемпионов. Помню Сборную России и 3:1 против Голландии, помню Тайсона и Цзю, волейбольные финалы Олимпиад и героические подвиги подопечных Алекно и Карполя…

И вроде было все это совсем недавно, но было. Ушло, оставив приятное послевкусие на всю жизнь. А сейчас к этому послевкусию примешиваются нотки грусти, поскольку нет больше в спорте былых эмоций. Один лишь холодный расчет, профессионализм и деньги. И это неплохо. Это просто по­-другому. Новый облик спорта тоже доставляет удовольствие, тоже привлекает к экранам миллионы зрителей, но, выключая телевизор, ты осознаешь, что посмотрел, скорее, интеллектуальную игру, а не очередное спортивное противостояние. Было интересно и увлекательно, но нет того эмоционального истощения, что бывает после хорошего боя или матча.

Это, кстати, не нытье по принципу «раньше было лучше». Вовсе нет. Я трезво отдаю себе отчет в том, что общий уровень практически любого вида спорта за 30 лет моего «боления» значительно вырос. Как вырос и уровень всего того, что спорт окружает. Теперь это полноценное шоу со всеми вытекающими — промоушеном, слухами и сплетнями, огромными рекламными кампаниями и так далее. Так что с какой стороны ни посмотри — сейчас, с точки зрения качества спорта и организации соревнований, стало лучше. Другое дело, что исчезли харизматичные команды, спортсмены, болельщики… Хотя исчезли, наверное, не совсем правильное слово. Скорее, растворились.

Ведь харизма — это тоже товар, который можно продать, и продать дорого. И сегодня существуют целые PR­агентства, которые за копеечку создадут любой имидж любому заказчику. Но разве можно сравнить такую искусственную харизму с той — первородной: Гаттузо, Рональдо, Рональдиньо, Туни, Родман, Джордан… Кто после них? Да, есть громкие имена, есть звезды. Но преподносят их прежде всего как профессионалов высшей пробы, а не как личности.

Не зря говорят, что лучший бокс, например, кончился в начале двухтысячных, или что футбол стал в первую очередь бизнесом, а не игрой… Корни у этих суждений все те же — нехватка личностей.

Конечно, быть может, это у меня «кризис веры» так проявляется. Но скорее всего, дело в изменившемся мире. И теперь я хорошо понимаю тех абаканских ветеранов спорта, которые с тоской вспоминают прошлые годы. Когда по льду «Саян» скользили коньки игроков той самой первой команды мастеров, а после них лед занимали мотогонщики…

Однако же это не повод погрязнуть в жалости к себе любимому и зудеть, что нынче все не то. Привыкаем к новым реалиям, устраиваемся поудобнее и получаем удовольствие. Интеллектуальная игра? Пусть так. Это тоже неплохо. Тем более, что человечество, а вслед за ним и институты, людьми созданные, обречены эволюционировать. Перемены будут всегда.

Ну а мысли, подобные вышеизложенным, оставим для тех моментов, когда в очередной раз представится минутка, которую можно посвятить дружеским разговорам о спорте.

Анзор САБАНОВ
Фото автора и Министерства спорта РХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *