Нынешние реалии постепенно начинают вытеснять классическое воспитание. Люди перестают обращать внимание на такие, казалось бы, элементарные вещи, как этикет, порядочность. Что уж говорить о культуре. Искусство как фундаментальная единица начинает вытесняться чем-то более примитивным, невнятным. Конечно, в первую очередь это касается музыки. Вокруг, в информационном поле, мы слышим непонятные речевые обороты и что-то очень отдаленно похожее на музыку.
Не погрязнуть в этом хаосе помогают те, для кого классическая музыка — дело жизни. Это музыканты Хакасской республиканской филармонии. Они постоянно дарят зрителям концерты, которые, как глоток кристалльно чистой воды, становятся для слушателей настоящим чудом. Таким получился концерт русской классической музыки, приуроченный к 140-летию выдающегося композитора Николая Яковлевича Мясковского, крупнейшего симфониста первой половины XX века. Концерт состоялся на прошлой неделе в Большом зале филармонии. Ценно, что музыка этого автора впервые прозвучала в нашей республике. Зрители смогли испытать весь калейдоскоп эмоций, который Николай Мясковский удивительным образом смог передать через ноты. Мелодии не просто завораживают, а уносят куда-то вдаль, дарят полное ощущение свободы, счастья и добра.
Композитор Мясковский, к сожалению, известен не очень широкому кругу любителей классической музыки. Поэтому хочется немного о нем рассказать. Николай Яковлевич Мясковский — старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. Композитор создал 27 симфоний, 15 произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Николая Мясковского есть романсы на стихи русских поэтов, их около 100; кантаты; вокально-симфоническая поэма «Аластор».
Николай Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевская Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани, прошли его ранние детские годы. Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 года он обучался в Нижегородском, а с 1895 года — во Втором Петербургском кадетском корпусе. Но параллельно все же занимался музыкой. Первые композиторские опыты — фортепианные прелюдии — у него состоялись в пятнадцатилетнем возрасте. В 1889 году Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. В 1902 году, окончив училище, Мясковский был направлен на службу в военные части Зарайска, затем Москвы. В это время он обратился к Сергею Танееву с рекомендательным письмом от Николая Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев, с января по май 1903 года, прошел с Рейнольдом Глиэром весь курс музыкальной гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова Иваном Крыжановским. В 1906 году, втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. К моменту окончания консерватории в 1911 году Мясковский был уже автором двух симфоний, симфониетты, симфонической поэмы «Молчание», четырех фортепианных сонат, квартета, романсов.
Первое отделение концерта симфонического оркестра Хакасской Республиканской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РХ Вячеслава Инкижекова была посвящена только Николаю Мясковскому. Музыканты подготовили его симфонию № 27 до минор.
— С точки зрения музыкального события, этот концерт имеет большое значение, потому что никогда Мясковский в Хакасии не звучал. Я, когда учился в консерватории, мечтал эту музыку сыграть. Она очень умная и искренняя. У Николая Яковлевича прекрасное образование, при том что он военный. А когда он редактировал тексты, никогда не пропускал ни единой ошибки. То же самое касается нотного материала, — рассказывает Вячеслав Инкижеков, дирижер симфонического оркестра. — Симфония № 27, конечно, несет в себе отпечаток своего времени, Николай Мясковский — обладатель пяти Сталинских премий. Но музыка его очень интересная. Особенно вторая часть, в партитуре которой стоит пометка «Возвышенная». То есть, это небесная музыка. Эта музыка — лекарство для души.
Во втором отделении концерта звучали произведения русских классиков в исполнении молодых артистов филармонии. Многие из них воспитанницы хора «Каданс». Еще нужно отметить, что почти все исполнители первую ступень в музыкальном обучении проходили в музыкальном колледже ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
— Очень важно участие молодых артистов в концерте симфонического оркестра. Для них это возможность развития, для слушателей — новые исполнители. Выйти с оркестром — большое испытание, потому что здесь совсем другое звучание, нежели с фортепьяно, — объясняет музыкальную специфику дирижер оркестра Вячеслав Инкижеков. — То, что слышно в фортепьянном аккомпанементе, в оркестре практически неуловимо. Поэтому перестроиться для молодых музыкантов очень сложно. Но эта работа на будущее. Важно, чтобы молодые артисты постигали мастерство.
О том, что концерт состоялся, говорят восторженные отзывы. Все, кто пришел насладиться классической музыкой, получили впечатления, которые едва ли можно сравнить с какими-либо другими.
— Замечательный концерт, особенно понравился хор «Каданс». Прекрасно поют! — делиться своими впечатлениями жительница Абакана Светлана Николаевна Горошкина. — Симфонию № 27 первый раз услышала, отличная музыка. Я получила невероятное удовольствие!
— Концерт очень насыщенный, интересный. В первом отделении прозвучала симфония. От нее осталось грандиозное впечатление, — восхищается Татьяна Подстрелова, жительница Абакана. — Хорошее звучание, сложная форма, сложные партии. Оркестр достойно справился под управлением дирижера. Второе отделение порадовало тем, что много молодых солистов, хорошая, интересная, разнообразная музыка, причем русская.
Анжелика МИХЕЛЬСОН
Фото автора