«Сказка — ложь, да в ней намек…» И если с этими поучительными историями все понятно, то в реальной жизни от неожиданных поворотов, испытаний никто не застрахован. Однако наша героиня — автор нескольких книг для детей Надежда МОИСЕЕВА — на собственном опыте убедилась, что настоящий герой в любой ситуации найдет выход и будет счастлив.

— Надежда Федоровна, расскажите, с чего и когда началась ваша любовь к литературе?

— Все свое детство я провела в селе Бариновка Самарской области. С малых лет была очень любознательной. Забиралась на стул и внимательно изучала приемник, хотела понять, где там сидят маленькие человечки, которые говорят и поют (улыбается). Родители работали в сфере медицины. Отец был фельдшером, а мама — акушеркой. Они много сил вкладывали в наше развитие. Книг в доме — не скажу что было много, да и в основном они были посвящены медицине. Из домашней профессиональной литературы мы еще детьми узнали про кесарево сечение, даже сами проводили такую операцию на кукле. Хорошо, что существовали библиотеки, куда мы часто ходили и читали.

Однажды я заявила, что буду писать книгу. О своем детстве. Подошла к делу серьезно: взяла псевдоним «Надежда Русская», собрала все чистые листы из тетрадей, сшила их вместе и начала писать. Конечно, эта книга так и не была закончена.

— В вашей недавно изданной замечательной книге «Азбука в стихах» сказано, что, переехав в Абакан, вы учились в педагогическом училище, а потом в Красноярском педагогическом институте. То есть, вся ваша профессиональная жизнь была связана с детьми?

— Все верно. В Абакан приехала с годовалой дочкой, затем здесь у меня родился сын. Семью сохранить не удалось, и все же я окончила Абаканское педагогическое училище, работая сначала няней, а затем воспитателем в детском саду, который вскоре пришлось оставить, так как зарплата была маленькой и не было никакой другой помощи. Длительное время работала на четырех работах: мыла полы, пела в дополнительном составе музыкального училища, была лифтером и разносила почту… Вышла второй раз замуж, и моя жизнь наладилась: окончила Красноярский пединститут и стала работать в школе. Сначала учителем географии, затем на базе школы № 20 был открыт впервые в Хакасии бизнес-класс. Затем Светлана Кривошеева пригласила меня работать в ее Институт бизнеса руководителем по развитию экономических программ в Хакасии. Вследствие этого я стала региональным представителем международной программы Junior Achievement («Достижения молодых»), адаптированной к российской системе образования. В школах Хакасии открывались экономические классы, и Институт бизнеса оказался тесно связан с этим.

В это время было выпущено мое учебно-методическое пособие «Сказки как средство экономического воспитания», которое было высоко оценено на московском конкурсе. Это пособие, в котором даются рекомендации, как известные сказки можно применить при обучении детей основам экономики. Книгу можно найти в Интернете в свободном доступе.

— Что же случилось потом? Как вы стали писать сказки?

— Стала заниматься репетиторством, чтобы больше внимания уделять внукам, а затем правнукам. Иногда прямо во время занятий придумывала стихи про спряжения, про то, как лучше запоминать буквы… Работала с одной девочкой, которая никак не могла запомнить буквы и, соответственно, не умела читать. Но с помощью стихов и зрительных образов букв она научилась.

А сказки… Они стали как путеводный клубок, помогающий найти дорогу во мраке. Заболевание глаз закрыло пути во все любимые дела: лыжи, велосипед, плавание, создание видеороликов и рукоделие. А я такой человек, что не могу сидеть без дела. И вот творческая деятельность — идеальное занятие. Тем более у меня накопилось множество историй из детства, которые хорошо подошли для сюжетов сказок.

— Сколько всего у вас таких историй на сегодняшний день?

— Кроме «Азбуки в стихах», готовятся новые книги: сказка «Лесовичок и его друзья», «Как я была маленькой», «Волшебная флейта», «Звуки и буквы» и «Песни-прибаутки для моей малютки»… Хочу сказать огромное спасибо своей семье за поддержку и помощь в этом деле. Внуки всегда с большим удовольствием слушают. Я очень благодарна за помощь и поддержку своим детям, внукам и Николаю Андреевичу Агафонову, который в 80 лет быстро освоил компьютер и теперь сам печатает мои произведения, которые я пока пишу от руки. В хорошую погоду мы вместе выходим в Преображенский парк, садимся на скамейку и редактируем мои тексты. Мы с Николаем Андреевичем перечитали всего Пушкина, Павла Бажова, Антона Чехова… Также было очень интересно узнать из книг личной библиотеки о великих шахматистах России и мира.

— Надежда Федоровна, вы уже упомянули, что ваши сказки — это истории из детства… Но на какие темы вы больше любите рассуждать?

— Тема дружбы, взаимовыручки… Истории о том, как важно соблюдать правила и не нарушать запреты родителей, чтобы не было неприятностей… В некоторых рассказах фигурируют и учителя. Например, есть история о том, как моя первая учительница Нина Макаровна Загвоздкина организовала из нас такой тимуровский отряд, и мы все вместе помогали бабушке. Рассказ «Половинка яблока» учит, или скорее подсказывает, как важно поступать честно по отношению к другу, и что ради него не жалко отдать и самое ценное. Не забывала и о родительской работе, о ледоколе, который как-то проходил мимо…

Вообще главные мои источники вдохновения — это не только личные воспоминания из детства, но и дети, с которыми
я работала. Всегда сердце переполняется радостью, когда есть возможность встретиться
с ними, поговорить, почитать им… Книги, свои истории я стараюсь писать так, чтобы они пришлись по душе и родителям. Ведь только от нас, от взрослых, зависит развитие, здоровье и счастье наших детей сейчас и в будущем.

— Что еще полезного, важного и интересно вы открыли для себя?

— Три года назад окончила онлайн-курсы по саморазвитию. Почти 17 лет пела в хоре Преображенского собора, вела занятия в воскресной школе… Очень ценно, когда человек развит по многим направлениям, и это сегодня напрямую работает на меня. Потеря зрения не мешает мне вязать, как прежде, пою в АДМ, активно веду общественную деятельность — как писатель, кстати, работаю на компьютере при помощи робота. А на пироги и вкусную кашу в горшочке моментально слетаются все родные. Жизнь продолжается. Есть чем заняться. Рядом друзья и близкие. И я желаю всем не терять себя в любой ситуации. Учитесь, дерзайте, живите счастливо!

— Как вы считаете, какую пользу детям приносят сказки?

— И родителям тоже. Прежде всего — развитие. В разных направлениях. Для детей это очень важно. Все охватить невозможно, да, наверное, и не нужно, но никогда не знаешь, как судьба повернется. Одна дверь закрывается, другая — открывается. Однако это не значит, что нужно ждать, когда появится возможность и время. Самое лучшее время — это сейчас. Пока я работала, то прекрасно успевала все, в том числе и писать.

Сейчас, с учетом того, как быстро меняется жизнь, а значит, и все остальное, дети как никогда нуждаются в поддержке. В совете, как грамотно расходовать деньги, как распоряжаться временем. Кроме того, детям необходимо усвоить такие понятия, как честь, совесть. Как семья должна складываться, как должны строиться отношения между мужем и женой, родителями и детьми… А чтобы малыши это усвоили, их родителям стоит также помнить, понимать и применять эти знания на практике.

— Надежда Федоровна, ваши истории от первого и до последнего слова пропитаны легкостью, ароматом веселого детства и мудрости! Спасибо вам большое за беседу. Желаю вдохновения, неиссякаемой энергии, новых интересных историй и здоровья.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *