На днях появилась информация, что Госдума РФ уже готова рассмотреть законодательные инициативы об усилении ответственности за систематическое пьяное вождение. В частности, эти поправки об ужесточении наказания вводятся и потому, уверены инициаторы, что многих людей не пугает ни штраф, ни лишение водительских прав на три года. Водители смотрят на все это, скорее, как на проступок, но не как на преступление.

Об изменениях

Речь идет о 264-­й статье Уголовного кодекса, примечания которой запрещают управлять транспортным средством людям в нетрезвом состоянии. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже одобрила внесенные поправки, которые ужесточат наказание за систематическое пьяное вождение. В частности, увеличат максимальный срок лишения свободы с двух до трех лет.

Предлагается еще установить новый потолок штрафа. Он будет почти вдвое выше. Если сейчас максимум — 300 тысяч рублей, то после внесения данных поправок штраф будет увеличен до полумиллиона. И водительские права у тех, кто попался пьяным за рулем минимум второй раз, могут отобрать на шесть лет.

Но предусмотрена и альтернатива заключению — принудительные работы до трех лет или исправительные — до двух. Здесь уже как решит суд. Штраф и лишение водительских прав будут точно. А вот что накинут на правонарушителя сверху — заключение или работы — индивидуальный вопрос.

Авторы поправок уверены, что действующие сейчас санкции особого эффекта не дают. То есть, водители в них вообще угрозы для себя не видят: «Ну, лишили прав, ну, заплатил штраф, а за что? Я же всего лишь до магазина доехал за алкогольной добавкой, а на меня накинулись!»

Но введение поправок становится понятным, когда обращаешься к статистике: каждый пятый нарушитель пьяным садится за руль снова и снова. А пьяных водителей у нас хватает… И хотя по стране в 2019 году число ДТП с водителями, у которых были выявлены признаки опьянения, немного снизилось, пьяных за рулем все равно полно. В 2018-­м нетрезвых ДТП было 20,1 тысячи, а в 2019­-м — 19,3 тысячи. Травм в таких происшествиях получили на тысячу человек меньше в прошлом году, чем в позапрошлом.

Эта динамика стала отслеживаться с 2014 года, когда в России ввели уголовную ответственность за пьяную езду. Но полностью исправить ситуацию на дороге все равно не удается. Пять лет назад было так: если водитель в первый раз был пойман за рулем в пьяном виде, на него накладывали штраф в 30 тысяч рублей с лишением водительских прав до двух лет; при повторном инциденте — 50 тысяч, а права отбирали на три года.

Теперь должно быть понятно: чем жестче наказание, тем больше вероятность, что за руль человек нетрезвым не сядет. И с этой точки зрения поправки видятся толковым решением.

Маленькая страна…

День в абаканской исправительной колонии № 33 начинается в шесть утра. Здесь почти тысяча осужденных отбывают свой срок по самым разным статьям Уголовного кодекса. Самому младшему нарушителю — меньше двадцати, а старшему — более семидесяти. Убийцы, насильники, воры, угонщики автомобилей — все они содержатся вместе. Парней, которые сели по 264­-й статье — за повторное пьяное вождение — здесь около пятидесяти.

Пьяную езду здесь расценивают как настоящее, причем тяжкое, преступление. Администрация колонии убеждена, что это не только «кривое» вождение, но и опасность для каждого участника дорожного движения, то есть в перспективе еще и причинение вреда здоровью.

С такими людьми, то есть с теми, кто садился пьяным за руль, здесь ведется комплексная работа. С ними периодически беседуют штатные психологи и наркологи, дабы, как утверждает начальство, эти люди вышли здоровыми и не совершали подобных преступлений.

Администрация колонии поясняет, что цель уголовного наказания — это, в первую очередь, изоляция. И восстановление социальной справедливости. То есть, если человек навредил другим на свободе, в местах ее лишения он должен вину загладить. Здесь, в исправительной колонии № 33, у осужденных формируют чувство уважения к обществу. Коллективный труд этому способствует.

Деревообработка, металлообработка, швейный цех, ремонт автомобилей и другое — выбор обязательных работ обширен. Кроме того, если осужденный не имеет достаточного опыта или профессионального образования, его здесь и обучат.

Исправительная колония — особое государство, в которое попадают те, кто считает, что закон не для них писан.

От баклажки до колонии

Мне дали поговорить с осужденными. Один из них — М. (имя называть не рекомендуется администрацией колонии), коренной абаканец, с собственным бизнесом — салоном, где он предоставлял услуги по чистке и обновлению экстерьера и интерьера автомобилей.

Механик по образованию, мастер с золотыми руками, выпивал в гараже своего друга в одиночестве, как сам говорит (где был друг в это время — неизвестно). Известно, что М. полировал машину, пил пиво, а затем, в двенадцать часов ночи, сел за руль собственной тачки, на которой, к слову, приехал, и двинул домой. Он знал с самого начала, что будет выпивать, знал, что сядет за руль и вернется домой, конечно, подшофе.

Дом его недалеко от гаража друга. Буквально, как он утверждает, всего в паре кварталов, но по воле злого рока на дорогах города в ту полночь машин, кроме его авто, больше не было, и сотрудники ГИБДД остановили его для проверки как единственного участника дорожного движения. Так он и попался. В третий раз.

Суммарно за все три раза он заплатил штрафов за пьяное вождение более чем на сто тысяч рублей; водительские права ему вернут через два года, а выйдет он из исправительной колонии только через четырнадцать месяцев. Ему дали двадцать.

Осужденный М. в беседе со мной признался, что совершил глупость, когда «накидался» в ту ночь и сел за руль. Благо никто не пострадал, и те два раза, когда полицейские его «палили» за рулем, ничему парня не научили. А вот сейчас, когда дали реальный срок, он говорит, мысль правосудия ясно понял. Понял и принял. Пьяная езда — это преступление, за которое может действительно грозить реальный тюремный срок.

Семья осужденного М. сейчас в полном шоке, он был единственным кормильцем, а пока сидит в колонии, жена поднимает их общего ребенка в одиночестве, и ей сложно.

Когда осужденный выйдет на свободу, его сыну будет уже 12 лет. И сейчас главная цель мужчины, как он говорит — закончить строительство собственного дома, дождаться водительских прав и начать уже жить полноценной жизнью. Потребовалось три раза «спалиться» на пьяной езде и один раз оказаться в местах не столь отдаленных, чтобы полностью переосмыслить приоритеты.

Усиление наказания за пьяное вождение мною воспринимается как обязательное и совершенно толковое решение. У нас в Абакане таких «повторников» пруд пруди. По данным ГИБДД, только за два месяца этого года в столице Хакасии произошло два ДТП с нетрезвыми водителями, всего инспекторы выявили сто двадцать одного пьяного рулевого, причем около тридцати из них — пресловутые «повторники».

Владислав КОНСТАНТИНОВ
Иллюстрация из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *