В выходные выбрались с супругой, так сказать, в свет. Отправились в филармонию на новую концертную программу «Огни Голливуда». Это очередной, после «Симфонии в джинсах», эксперимент симфонического оркестра республики. Играли легендарного кинокомпозитора Джона Уильямса. Того самого, что подарил нам всем музыку к моим любимым «Звездным войнам». И, начиная работать над новой газетной полосой, я хотел высказаться именно по поводу программы. Однако конкретный концерт стал мостиком к несколько более обширной теме.
«Давным-давно в далекой-далекой галактике…»
Я очень люблю музыку — коллеги не дадут соврать. Уж сколько раз они грозились похитить мои рабочие колонки — никаких пальцев пересчитать не хватит. Дома, на работе, на отдыхе — везде и всюду меня сопровождает музыка. Разная — от классики до (боюсь, кого-то разочарую) шансона. Зависит от настроения. Я даже помню, когда все началось — в детстве, когда один из каналов показывал замечательный сериал про Джузеппе Верди. Я смотрел все серии по два раза. И не наступи мне медведь на ухо, я бы непременно стал музыкантом. Но косолапый меня не миновал — потоптался как надо. Однако любить музыку мне это не мешало никогда.
А еще я люблю кино — хорошее, добротное. И люблю разного рода творческие коллаборации, которые открывают вроде бы знакомые произведения с новой стороны.
Поэтому, когда нас пригласили на концерт, где симфонический оркестр играет Джона Уильямса, я не думал ни минуты. Ведь это он написал музыку к моим любимым «Звездным войнам», «Одному дома», «Индиане Джонсу» и множеству других фильмов.
И вот вечер. Мы в концертном зале филармонии, все затихает и…
Полтора часа спустя я наконец очнулся. Это было прекрасно! Оркестр — великолепен! Дирижер Вячеслав Инкижеков — магистр Йода! Музыканты — рыцари-джедаи! Овации, крики «браво» и прочие полагающиеся в такие моменты зрительские реакции.
Чем ценен, в первую очередь, этот материал? Наверное, тем, что все вышеназванные фильмы в свое время — а было это в девяностые годы — невиданным ранее размахом покорили неискушенного и привычного к отличному, но не такому яркому отечественному кинематографу российско го зрителя. Они выходили на вновьоткрывшихся киноканалах, их показывали в видеосалонах, они были на первых попавших нам в руки видеокассетах. И когда под сводами филармонии заиграла музыка из этих фильмов, нахлынула невероятная волна воспоминаний и ассоциаций… Все же музыка — тем более такая, какую творил и творит Джон Уильямс — способна свернуть горы.
За эти эмоции я и благодарю оркестр. А еще за стремление пробовать что-то новое. «Симфония в джинсах», оказывается, была только первой ласточкой. Ждем следующих сюрпризов.
«Возмущения в Силе чувствую я»
Пожалуй, на этом изначально задуманное «личное мнение» бы и закончилось. Но так сложилось, что в течение последнего года я бывал в различных зрительных залах гораздо чаще, чем за последнее десятилетие. И надо сказать, стремление к новому овладевает представителями нашей культуры все больше и больше. Уж не знаю, что тому причиной. Скорее всего, их — причин — целый комплекс. Омоложение творческих коллективов республики, зарубежный и российский опыт, что транслируется сегодня через Интернет, желание соответствовать новому зрительскому запросу и т. д.
И вот симфонический оркестр играет русский — и не только — рок. Играет так, что все вокруг только об этом и говорят. В театре драмы открывают клуб, где можно не только посмотреть эскиз спектакля, но и высказать свои мысли режиссеру и актерам. А недавно в том же театре «колбасили» — простите, но это первое, что пришло в голову — «Ромео и Джульетту». И ведь пьеса Шекспира, несмотря на современный антураж и общее ощущение молодежной тусовки, нисколько не потеряла в смысловой нагрузке. Потому как «колбасили» с головой, видимо.
Национальный театр ставит безбашенного Макдонаха, обаятельные убийцы и психопаты которого столь любимы кинорежиссерами типа Гая Риччи. Еще один театр — театр этнической музыки — приглашает зрителя на лирический хоррор…
Хорошие это постановки и концерты или нет? А кто сильней — кит или слон? О вкусах не спорят. Но мне нравится, что культура республики пытается меняться. Тяжеловато, да. Местами со скрипом, но избушка уже, скорее, к нам — зрителям — боком, а не задом, как было одно время. В том плане, что искусство становится все более ориентированным на зрителя.
Какое время? То самое, когда в театрах шли одна за другой постановки, не выбивающиеся за пределы традиционных рамок — актер, актриса, надрыв и катарсис. Было ли это плохо? Нет, но зрителю надоедает. И испытав или имитировав аплодисментами очередной катарсис, он просто перестает ходить. Как перестает ходить и на, безусловно, прекрасные классические концерты того или иного оркестра. Я говорю о зрителе не постоянном, которому эта академичность нравится. Таких все же меньшинство. Большинство — это зритель сиюминутный, который в театр или на концерт наведывается просто чтобы хорошо провести вечер. И вот ему-то отсутствие разнообразия — как пером редактора по сценарию.
Тем более сложно привлечь одной лишь классикой и академизмом нового зрителя. Особенно представителя нового поколения, выросшего на кино и видеоиграх. Это похоже на сказку про Гензеля и Гретель, только вместо хлебных крошек должно быть что-то интересненькое. Такое, что Гензель и Гретель сфотографируют, с удовольствием выложат в соцсети и получат много-много лайков.
Именно поэтому все больше и больше в академические виды искусства проникают элементы шоу и перфоманса. Тут главное — не переборщить. В меру, все в меру, чтобы не вызвать прямо противоположный эффект или же не потерять свое естество.
«Предвидеть невозможно наше будущее…»
Но все же, мне кажется, что культура Хакасии на правильном пути. Осталось справиться с трудностями. А они есть. Начнем с того, что далеко не все корифеи признают новинки искусством. Тот же Вячеслав Инкижеков однажды в интервью назвал свою собственную «Симфонию в джинсах» то ли остатками, то ли обрезками творчества. Точную цитату не припомню. Но тем не менее, несмотря на скепсис, Вячеслав Геннадьевич продолжает экспериментировать. Но все ли готовы к подобному преодолению? Помните «Карнавальную ночь»? А товарища Огурцова? Вот не хотелось бы, чтобы зашоренный и порой закоснелый административный ресурс мешал творчеству.
Второй момент — это, конечно, нехватка финансов. К примеру, киноконцерты, подобные последней программе нашего оркестра, в Европе проходят на огромных площадках, оборудованных по последнему слову техники, и сопровождаются разного рода спецэффектами. Наши пенаты победнее будут. Очень, например, хотелось увидеть Дарта Вейдера, когда оркестр играл его тему, или любой другой элемент шоу, но не сложилось. Понятное дело — это допрасходы.
Третье и самое простое с точки зрения преодоления — это нехватка опыта и кадров. Опыт нарабатывается, кадры растут. Здесь нужно одно — время. И ничего больше. Ах, да! Еще желание и талант. Но с этим вроде бы проблем нет.
И еще одна проблема, которая к творчеству не имеет никакого отношения. Речь о зрителе. Вернее, о его бескультурности. Например, на минувшем концерте я сквозь громкую музыку полчаса слушал, как две… (пусть это будут дамы бальзаковского возраста) обсуждали подробности личной жизни друг друга. Я уж не говорю про тех, кто опаздывает на 10 минут или треплется по телефону прямо во время спектакля. Или убегает за две минуты до конца, чтобы первым быть в очереди в гардероб.
Неприятно это все и портит общее впечатление. Но это так — о наболевшем.
В целом же, думаю, что все у наших актеров, режиссеров, музыкантов и других деятелей искусства получится. Я в вас верю, ребята. И да пребудет с вами Сила…
Анзор САБАНОВ
В заголовках использованы цитаты из киносаги «Звездные войны».