Подходит очередная годовщина со времени кровопролитных боев с китайцами на дальневосточном участке границы, произошедших 2–15 марта 1969 года. Небольшой островок нашей земли, размером всего-то 1500 на 500 кв. метров, расположенный в Пожарском районе Приморского края, на дальневосточной реке Уссури, стал ранней весной 1969 года местом кровопролитного пограничного конфликта. В тех боях погибли 58 советских пограничников. Еще 96 наших солдат и офицеров получили в этих боях ранения и контузии. Среди них были наши земляки — жители Хакасии.
Несмотря на вероломство врага и большие потери личного состава, уцелевшие пограничники сумели дать отпор нарушителям границы. С соседней пограничной заставы «Сопки Кулебякины» была выслана поддержка на двух БТР. Под командой начальника заставы старшего лейтенанта Виталия Бубенина группа на БТР-60 с ходу вышла по льду протоки в тыл противника и огнем из всего имеющегося стрелкового оружия сумела отогнать китайцев от острова, уничтожив огнем и колесами бронемашины не менее 248 китайцев. В ходе боя «бэтээры» пограничников получили повреждения, а сам старший лейтенант Бубенин был дважды ранен и контужен, но не покинул поле боя. В первые часы отражения нападения именно этот отважный офицер-пограничник сыграл очень важную роль в организации личного состава воюющей заставы для отпора врагу, так как все офицеры заставы «Нижне-Михайловка» были убиты в первые минуты боя. В составе группы офицера В.Д. Бубенина принял бой с китайцами и погиб смертью храбрых ефрейтор Виктор Коржуков, призванный в пограничные войска из дер. Новотроицкое Бейского района Хакасской автономной области. В этом, первом, бою с китайцами, погибли, по одним данным 31, по другим — 32 советских пограничника. По свидетельству военных врачей, позднее обследовавших тела наших погибших солдат и офицеров: «…Не менее 19 из них после полученных огнестрельных ранений были еще живы. Китайцы добивали их ножами, штыками, прикладами. Над телами многих из них было произведено надругательство». Наш земляк, ефрейтор Павел Акулов родом из пос. Шушенское Красноярского края, был захвачен китайцами и уведен на сопредельную территорию. После почти полуторамесячного нахождения в плену он умер от истязаний и пыток. Лишь 17 апреля 1969 года его тело было возвращено на советскую территорию в обмен на убитого китайского солдата. На другой день, после этого первого боестолкновения советских пограничников с китайцами, на остров Даманский прибыл заместитель председателя КГБ СССР генерал-полковник Николай Захаров. Он лично осмотрел место боя, обошел пешком весь остров (длина острова Даманский 1500–1800 м, ширина 500–600 м, площадь 0,74 кв. км) и лично расспросил участников боя обо всех обстоятельствах той беспрецедентной схватки. После всего увиденного генерал Захаров сказал ст. лейтенанту Бубенину: «Сынок, я прошел гражданскую войну, Великую Отечественную, потом еще 10 лет боролся с оун -овцами на Украине. Все видел. Но такого — не видел!..»
Танки — в бою
Тем временем в район военного конфликта были выдвину-ты армейские части 135-й МСД КДВО. Прибыл к месту вооруженного конфликта и 2-й батальон 199-го Верхне-Удинского мотострелкового полка. Командир — подполковник И.И. Смирнов. Они не имели приказа от своего командования вступать в бой, но, понимая, что силы советских пограничников на пределе, на свой страх и риск выделили в помощь пограничникам взвод танков «Т-62». Эти танки повел в бой начальник Иманского погранотряда, полковник Д.В. Леонов. Однако появление советских танков на льду реки Уссури не стало для китайцев неожиданным, и они тут же открыли по ним прицельный огонь. Одна боевая машина была подбита, а две другие, не имея на борту боезапаса, были вынуждены выйти из-под обстрела. Во время эвакуации из подбитого танка от пули китайцев погиб полковник Д.В. Леонов. Вероятно, что в этого офицера стрелял китайский снайпер: выпущенная вражеским стрелком пуля попала начальнику погранотряда точно в сердце. По официальной советской версии, Т-62 № 545 сначала был подбит и потерял ход. В некоторых воспоминаниях участников тех событий утверждалось, что тело погибшего советского полковника Леонова бойцам пришлось доставать из подбитого танка в ночь с 15 на 16 марта 1969 г. Однако более правдоподобно выглядит другая версия — о том, что тело полковника лежало на льду реки, а когда в ночь с 15 на 16 марта советская разведгруппа (вел которую будущий Герой Советского Союза мл. сержант Ю. Бабанский, командир отделения 2-й погранзаставы) добралась до танка, выяснилось что китайцы уже побывали в нем. Они сняли с него секретный прицел ТШ 2Б-41, детали стабилизатора орудия и унесли с собой несколько танковых снарядов, в том числе бронебойно-подкалиберный, также считавшийся на рубеже 1960–70-х годов секретным). Понятно, что китайцы не смогли бы этого сделать, будь внутри танка тела наших убитых. Позднее, уже после завершения боев на острове, советской стороной была предпринята еще одна, также неудачная, попытка подорвать подбитый танк. Потому что китайцы с противоположного берега постоянно простреливали все подходы к подбитой машине. Позднее китайцы все-таки смогли утащить его на свой берег, и сейчас этот советский Т-62 находится в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине.
Эта, пусть и не совсем удачная, имитация атаки советскими танкистами помогла пограничникам удерживать остров еще около двух часов и тем самым выиграть необходимое время для подхода подкреплений. Двумя днями позже, 17 марта 1969 года, при попытке эвакуации подбитого «леоновского» танка трагически погиб еще один наш земляк, наводчик 5-й танковой роты 152-го отдельного танкового батальона, младший сержант Анатолий Власов, призванный в армию из пос. Бирикчуль Аскизского района Хакасии. В тех боях проявили мужество и героизм многие советские солдаты и офицеры. Вот что вспоминал начальник политотдела отряда, подполковник А.Д. Константинов, о героической гибели пулеметчика-мотострелка, младшего сержанта Владимира Орехова: «Практически на моих глазах геройски погиб сержант Орехов. Когда китайцы зашли в стык между нашими подразделениями и готовы были ударить по нашим позициям, возникла угроза гибели целой роты. Заметив это, раненный в руку пулеметчик Орехов встал во весь рост и ударил длинной очередью по китайцам с тыла. Своим героическим поступком он спас положение, но и сам погиб. Его буквально прошили очереди автоматов. Получив смертельные ранения, младший сержант В.В. Орехов несколько мгновений продолжал стрельбу по китайцам из своего штатного оружия, а затем медленно опустился на землю и затих…» Закрытым Указом ПВС СССР этот погибший боец получил звание Героя Советского Союза (посмертно).
Приказ: огонь!
По данным советской агентурной, войсковой и авиаразведки было установлено, что в ближайшем тылу китайцев происходит накопление их многочисленных армейских резервов. Так, к 12.00 15 марта 1969 года китайцы располагали следующими силами: на Губеровском направлении ими было сосредоточено до батальона пехоты, на Иманском направлении — до полка пехоты, усиленного отдельным танковым батальоном. На Пантелеймоновском направлении китайцы сосредоточили до двух полков пехоты и артиллерийский дивизион, на Павло-Федоровском — до батальона пехоты, усиленного танковой ротой. Об этом тут же было доложено в столицу. Москва вновь «взяла паузу на раздумье». Ситуация на границе складывалась таким образом, что промедление при принятии решения могло быть чревато еще большими потерями. Поскольку возникла реальная угроза полного захвата острова китайцами, то командованием Краснознаменного Дальневосточного военного округа было принято решение использовать артиллерию для отпора китайским захватчикам.
Ныне известно, что приказ об ударе советской артиллерии по китайскому берегу лично отдал первый зам. командующего КДВО — генерал-лейтенант П.М. Плотников. В 17.00 отдельный реактивный дивизион установок БМ-21 «Град» под командованием офицера М.Т. Ващенко нанес первый огневой удар по местам скопления китайцев и их огневым позициям и людским резервам, расположенным на китайском берегу. Так, впервые в истории войн был применен советский сверхсекретный БМ-21 «Град», способный расстрелять весь свой боезапас всего за 20 секунд. Кроме того, в бой были введены и некоторые подразделения 135-й мотострелковой дивизии. Выполняя приказ замкомандующего военным округом, личный состав 13-го отдельного реактивно-артиллерийского дивизиона произвел два залпа по китайским позициям. В результате этого огненного шквала значительная часть китайских солдат, находившихся на примыкающей к острову
Даманскому территории, была уничтожена. Одновременно с этим 378-й артиллерийский полк, оснащенный 122-миллиметровыми гаубицами, также открыл беглый огонь по выявленным китайским целям. Налет оказался исключительно точным: наши снаряды уничтожили китайские людские резервы, штабы, артиллерию, минометы, штабеля снарядов и т. д. Данные радиоперехвата противника косвенно также говорили о нескольких сотнях погибших солдат и командиров НОАК — в результате этого мощного огневого удара было уничтожено от 300 до 400 китайских военнослужащих.
Окончание следует.
Сергей БАЙКАЛОВ
Иллюстрация из открытых источников