«Я — счастливый человек! Всю жизнь, с самого детства, играю в куклы», — шутит о своей профессии воспитатель абаканского детского сада Татьяна АНДРИЯНОВА, педагог с 35-летним стажем. Более тридцати лет Татьяна Николаевна работает «второй мамой» для самых маленьких воспитанников «Чайки»: учит их знакомиться с миром в такой интересный и важный период «детсадовской жизни», однако самое главное — она искренне любит каждого своего ребенка.
Более тридцати лет Татьяна Николаевна работает воспитателем младших групп детского сада «Чайка». Педагог сходу уже и не назовет, скольким малышам за эти годы она своей любовью, терпением и заботой помогла как можно легче адаптироваться к «детсадовской» жизни, сделать первые шаги в познании мира, обучении. Многие из бывших воспитанников Татьяны Андрияновой уже и своих детей приводят к ней в сад.
Возможно, кому то со стороны, кто ни разу не имел дела с малышами 2–4 лет, покажется, что работа воспитателя в младших группах детского сада — дело несложное. Разве трудно каждый день играть, гулять, заниматься лепкой или рисованием, разучивать с ними стишки или песенки, накормить и уложить на тихий час? Вот в старших группах работа посложнее, это ведь подготовка к школе! Но все совсем не так! Работа воспитателя младших групп — ежедневный кропотливый труд, требующий много терпения, сил, полной самоотдачи и, главное, искренней любви к детям. Далеко не каждый человек, даже имеющий педагогическое образование, справится с таким важным делом, как работа с двухлетними малышами, которых в группе больше 20, а уделить внимание нужно каждому из них. А ведь нередко малышей, по словам воспитателя, в саду приходится учить и гигиеническим навыкам. Однако все сложности работы с малышами, отмечает Татьяна Николаевна, несущественные мелочи, которые в сто раз превышает отдача от общения с детьми: от их искренней любви буквально вырастают крылья, хочется творить и придумывать для своих воспитанников что то новое.
— С детьми водиться мне нравилось всегда, сколько себя помню — нянчилась с малышами родственников, соседей. Поэтому неудивительно, что после окончания 8 го класса мы с подругой пошли поступать в Абаканское педагогическое училище. Шли целенаправленно на дошкольное отделение, правда, в училище нас убедили поступить на школьное. Так что по образованию я — учитель начальных классов. Три года отработала в школе, когда меня по распределению направили в одну из сельских школ Хакасии. Вернувшись в Абакан, после декретного отпуска, летом я на период отпусков временно поработала в одном из детсадов города. Работа с малышами мне очень понравилась, как раз в «Чайке» появилась вакансия — так с осени 1988 года я и работаю в уже ставшем мне вторым домом детском саду. Педагогический стаж да и опыт накопились немаленькие, администрация сада неоднократно предлагала мне перейти на старшие группы — я все не могу уйти от своих малышей. Наверное, со старшими проще работать: они уже более самостоятельные, рассудительные. Я же за прошедшие годы привязалась к работе именно с малышами, они такие искренние, открытые. Многие из них первое время называют меня мамой — это дорогого стоит. Сейчас все мои воспитанники называют меня не по имени отчеству, а просто «Таня». То есть, у нас с детьми общение происходит на равных, я учусь всему заново с каждым ребенком — это мне и нравится в нашей профессии. Воспитатель всю жизнь находится в волшебном мире детства, — делится размышлениями Татьяна Николаевна.
Впрочем, отмечает педагог, со временем образовательные программы и стандарты настолько изменились, что то, чему она когда то учила детей в 1 м классе, сегодня изучает с малышами 3–4 лет. И это касается всего, например математики: малыши уже изучают геометрические фигуры, цифры, умеют считать.
— У нас в младших группах уже все «как у взрослых» — лепка, рисование, аппликация и т. д. В то же время к нам приходит и немало детей, плохо разговаривающих в 2 года, не умеющих еще держать карандаш в руках, умываться самостоятельно, бывает, что некоторые родители и в памперсах в первое время приводят малышей — вместе с ребятишками всему учимся. В старшие группы дети уходят уже самостоятельными, такими взрослыми, не верится, что буквально вчера еще этот ребенок бегал за тобой повсюду и не отпускал домой, — смеется Татьяна Николаевна.
Помимо собственно работы с малышами, важно воспитателю детского сада найти понимание и с родителями. По словам Татьяны Андрияновой, современные родители интересуются жизнью своих деток в саду, активно участвуют во всех проводимых мероприятиях, откликаются на просьбы о помощи.
— Если раньше родители просто приводили деток, чтобы воспитатель обеспечил уход и присмотр, то сегодня все хотят, чтобы ребенок развивался. Родители интересуются, что мы изучаем, чему сегодня научились и т. д. Благо в наше время есть разного рода мессенджеры, воспитатели могут отправлять родителям видео и фото с наших мероприятий. Наверное, можно сказать, вырос в целом образовательный уровень самих родителей, соответственно, выросли и их требования, ожидания от образовательного учреждения. На мой взгляд, воспитателям сегодня намного легче работать, чем раньше: методической литературы много, в нашем распоряжении интернет ресурсы, развивающие игры, игрушки, инвентарь и т. д. Одним словом, подготовить что то интересное для детей стало намного легче — было бы желание, — отмечает педагог.
Желания творить, расти профессионально у Татьяны Андрияновой — еще на многие годы. Во время нашей беседы педагог все время шутит и смеется, энергии у моей собеседницы — буквально через край. Одним словом, человек счастлив!
— Я действительно ощущаю себя счастливым человеком. Всю жизнь занимаюсь тем, что сама любила в детстве: играю в куклы, настольные и подвижные игры. Дети буквально заряжают нас, взрослых, своей энергией: воспитатель не может ведь прийти и просидеть весь день на стульчике. Мы бегаем, прыгаем вместе с детьми, поем веселые песенки, — наверное, поэтому у детсадовских воспитателей всегда хорошее настроение и энергия бьет ключом, — снова смеется моя собеседница.
Наверняка многие родители детей детсадовского возраста хоть раз, да отмечали: «Тут с одним то ребенком сложно управиться, как там воспитатели работают с 25 и более вечно шумящими и не сидящими ни секунды на месте?»
— Ребятишки в коллективе ведут себя по другому, нежели дома с мамой и папой. Они становятся более дисциплинированными, послушными. Вообще со стороны я нередко вижу, как мало родители общаются со своими детьми: всю неделю ребенка отводят в сад, а на выходных — к бабушке с дедушкой. Поэтому уже с высоты собственного жизненного опыта хотела бы посоветовать родителям: проводите как можно больше времени вместе со своими детьми, играйте, беседуйте, мастерите что то. Время летит очень быстро, оглянуться не успеете — ребенок то уже вырос, — делится опытом педагог и одновременно бабушка 7 летней внучки Татьяна Андриянова.
В этот «межпраздничный» период — когда в саду проходят тематические беседы к 23 Февраля и 8 Марта — педагог делает такие наблюдения:
— К 23 Февраля у нас с ребятишками была беседа на те му «Мой папа — лучший друг». Дети рассказывают, что делают их папы дома. Оказывается, папы дома «кушают», «пьют чай», «смотрят телевизор или компьютер». Конечно, когда разговоришь детей, задашь наводящие вопросы, то получается более объективная картина. Однако, как говорится, устами младенца… По прошлым годам — во время бесед про мам выяснялось, что мамы дома «готовят кушать», «убираются», «стирают и гладят вещи», «играют со мной», «гуляют со мной во дворе» и т. д. В преддверии 8 Марта хотелось бы поздравить всех жительниц Абакана с этим весенним праздником и пожелать здоровья, семейного счастья (все таки для женщины это самое главное) и чтобы их мужчины уделяли им как можно больше внимания, помогали по дому, ценили то, что женщины делают для семьи! — говорит Татьяна Николаевна.
Стоит сказать, что Татьяна Андриянова реализовалась не только как профессионал, но и как счастливая супруга и мама, вырастившая уже взрослых сына и дочь. Сегодня свободное время педагог любит проводить на кухне, одно из ее хобби — кулинария, ну а летом Татьяна Николаевна занята садом и огородом, так как проживает в частном доме.
— Скучать мне некогда, в частном доме всегда есть над чем поработать. Также много времени требуется на постоянное самообразование, ведь воспитатель детского сада должен быть мастером на все руки: и артистом, и художником, и режиссером, и т. д. Кроме того, я веду для своих деток кружок «Занимательная сенсорика» — всегда хочется подготовить для детей что то новое и увлекательное. Так что профессия воспитателя — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире игр и фантазии, — завершает нашу беседу Татьяна Андриянова.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива Татьяны Андрияновой