Вместе с нашим любимым Абаканом в этом году также свой 90 летний юбилей отмечает и Хакасский национальный театр, так любимый зрителями города. Чтобы узнать больше об истории его становления, мы обратились к книге «Чон Чарии. Из истории Хакасского драматического театра», которую написала заслуженный деятель искусств республики, художественный руководитель Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова с 1991 по 2001 годы Эльза КОКОВА.
Об авторе книги
Кроме того, что Эльза Михайловна Кокова является заслуженным деятелем искусств Республики Хакасия и была художественным руководителем театра на протяжении десяти лет, она стала первой хакасской женщиной режиссером. Она продолжила дело своего отца, стоявшего у истоков создания Хакасского театра. В 1961 году Эльза Михайловна окончила Красноярскую театральную студию при краевом театре им. А.С. Пушкина и в этом же году поступила на режиссерский факультет к видному театральному педагогу Леониду Сергеевичу Вивьену в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Первая работа — дипломный спектакль «В ночь лунного затмения» по пьесе Мустая Карима, он был поставлен на сцене Хакасского театра в 1965 году и сразу же стал лауреатом Всероссийского смотра национальной драматургии. За все время работы в театре Эльза Михайловна поставила на сцене национального театра свыше 80 спектаклей! Репертуар режиссера был разнообразен: от пьес античной драматургии, русской, зарубежной классики до национальных эпических произведений. В каждой постановке был поиск непреходящих истин, устойчивых ценностей и соотнесение их с современным миром.
Под началом Эльзы Коковой Хакасский театр выдвигался в ряд видных самобытных театральных коллективов страны. Создавались программы и видеопроекты с художественным воплощением традиционных хакасских обрядов: освящения, благопожелания, ритуальных действий — камлания. На подмостках сцены рождались эпические сказания, легенды, притчи и театральные эссе.
Яркие и самобытные постановки режиссера Эльзы Коковой отмечены почетными грамотами Союза писателей, Союза композиторов, Министерства культуры СССР и РСФСР, а также неоднократно становились лауреатами международных фестивалей. Особое признание получил спектакль по пьесе С. Сартыкова «Хребты Саянские», который был награжден почетными грамотами Союза писателей СССР и Союза композиторов СССР.
У истоков — самодеятельность
Началось все с драматического кружка в селе Усть-Фыркал, в народе называемого «Алтын чул» («Золотой ручей»). С появлением там нового здания волисполкома и первого его председателя Г. Михалева, а также его поддержки всех начинаний молодежи, возник драматический кружок. Его организатором и вдохновителем стал Александр Михайлович Топанов, который через 7 лет станет первым художественным руководителем хакасского театра. Детство его проходило как у всех детей: любил бегать босиком по мягкой траве, взбираться на горы, хвастаться велосипедом и халвой, купленными на Егорьевой ярмарке в Форпосте, а вечерами с серьезным видом делать замечания другу Ивану, что восхищаться удачной охотой нельзя, так как в следующий раз не повезет. Между занятиями в приходской школе маленький Александр любил постоять возле каменных стел, на кургане. Хотелось понять, что тревожило сердца предков, какие думы одолевали беспокойных всадников, скачущих по бескрайней степи.
Знакомство с театрами Красноярска, Минусинска, Иркутска во время учебы и вдохновило Топанова на создание драматического кружка в родном Фыркале… Долгими вечерами решалась судьба репертуара. В кружок набивалась молодежь из окрестных улусов, где Александр Михайлович увлеченно говорил о театре и читал пьесы А.П. Чехова и Н.В. Гоголя — любимых своих писателей. Первой поставили пьесу «Медведь» Чехова. Репетировали увлеченно, особенно отличился Иван Коков в роли Гаврилы. Завоевал популярность рассказ «Злоумышленники» и «Женитьба» Гоголя. Интерес к этой пьесе у Александра Топанова не угасал и в дальнейшем: почти через 10 лет, обогатившись знаниями театральной культуры и открыв для себя драматургические миры других народов, он вновь вернется к ней, но уже в профессиональном театре.
Следующей постановкой стала пьеса К. Тренева «Пугачевщина». Огромное количество действующих лиц и своеобразие речевой стилистики не испугали участников кружка, образ Пугачева безраздельно завладел воображением постановщика. Эльза Михайловна написала в своей книге: «Пугачев в представлении Топанова был не заурядной героической личностью, пришедшей отомстить за истерзанную душу народа. <…> Сейчас уже невозможно проследить путь осуществления постановки пьесы, которая трудна даже для профессиональных театров, но очевидцы говорили, что это был впечатляющий спектакль. Ощущение значимости событий, происходящих на сцене, пронизывало всех участников спектакля и невольно передавалось зрителям».
В 30 е годы хакасские комсомольцы активно способствовали развитию художественной самодеятельности в области: в 1928 году в Малом Спирине Ширинского района они собрали деньги для покупки пятистенного дома в улусе Туим и превратили его в красный уголок, где проводились игры и постановки. Большую работу проводила Усть-Нинская комсомольская ячейка. Учительница К. Астанаева из Табатской школы Бейского района была организатором драматической постановки. Е. Коршунова из Киштеевского улуса вспоминала, что коллективные поездки в Минусинский театр помогали работе.
Развивалась в те годы и школьная самодеятельность. Участники драматических кружков сами писали пьесы для постановок. Писали на тогда актуальные темы: вступление детей в пионеры, контрактация (договор частника с государством на поставку хлеба и других продуктов. — Прим. автора.).
До этого, еще в 1920 е годы, появилась «Живая газета» как средство агитации. Главное ее достоинство состояло в том, что она была не просто «печатным листом», а подлинным живым словом, понятным для всех. Причем, как правило, использовался местный материал. Все возникшие кружки на территории Хакасии ставили представления по типу «Живой газеты».
Кружок «Синяя блуза», созданный в Московском институте журналистики (организатор и руководитель Б. Южанин), положил начало новому массовому движению: к 1928 году по типу этого кружка работало около 7 тысяч коллективов. Эльза Михайловна в своей книге написала: «Синеблузники стремились к воинствующей, открытой агитации за советскую власть и без колебаний претворяли свои намерения в жизнь. Пусть репертуар и был примитивным. Но, как выяснилось, образы, созданные на сцене, у многих участников даже много лет спустя остались в памяти. Даже на такой стадии развития “Синих блуз” эта подвижная, пружинистая, своеобразная форма эстрадного обозрения очаровывала и наэлектризовывала зрителя своей наступательной манерой публицистического изображения».
«Живая газета» и «Синяя блуза» позволяли оперативно откликаться на быстро развивающиеся события. Молодая хакасская интеллигенция приняла форму художественной самодеятельности, выработанную коллективным опытом советских народов.
Создается хакасская письменность, появляется печать на национальном языке. В 1928 году учащиеся советско-партийной школы в Усть-Абаканском своими силами написали и поставили пьесу на хакасском языке «Наа чуртасха хаалағ» («Шаг к новой жизни»). В отчете Хакасского окрисполкома за период с октября 1927 по октябрь 1928 годов отмечалось, что спектакли на хакасском языке пользовались огромной популярностью.
И вот 6 ноября 1931 года в Абакане впервые открыл свои двери и начал отсчет времени в культуре Хакасский национальный театр. Первым художественным руководителем стал сам Александр Топанов. Со дня основания молодой коллектив начал поиски новых форм работы. Писались и переводились пьесы. Первыми авторами хакасских пьес стали К. Самрин, А. Топанов, С. Миткижеков, М. Коков, М. Кильчичаков.
О дальнейшем развитии истории национального театра и хакасской драматургии читайте в следующих номерах газеты.
Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива театра