Абакан накануне накрыло снегом. И на какое-то время столица Хакасии стала бела, как чистый лист бумаги, впрочем, готовый принять на себя очередные строчки описания жизни обывателей. Поэтому чист этот лист (в прямом и переносном смысле) будет совсем недолго. Писателей у нас хватает. Поводов информационных — тоже. И пусть политика пока еще обитает лишь на полях этих заметок, однако все чаще выступает за красную черту, перебивая скромную обывательскую тематику типа повышения цен на сахар и роста сумм за тепло в январских платежках.

Пока еще осторожно.

Но уже настолько настойчиво, насколько это возможно в уставшей от политики и постоянных скандалов на этой почве провинциальной глубинке, коей и является наша Хакасия.

Кажется, свою политическую активность республика выплеснула в ходе избирательной кампании 2018 года. Но про то, что, когда кажется — креститься надо, мы с вами говорили неделю назад, в прошлом номере газеты. А вот по поводу того, что, единожды удивив страну, Хакасия может вдругорядь и изумить — стоит поговорить сейчас.

И здесь лишь один вопрос: чем шокировать будем?

Протестным голосованием — уже пробовали. И если идти от обратного, то в сентябре нынешнего года на выборах в Государственную думу республика должна показать противоположный результат, то есть поддержать партию власти. Тем более, что все предпосылки к этому есть. Каких-то глобальных изменений с приходом альтернативного кандидата к руководству регионом в нем так и не случилось.

Безусловно, что-то вряд ли бы изменилось, останься во главе республики прежний руководитель, разве что скандалов было бы поменьше. Но надежды своей тщетностью и коварны. Их крушение способно похоронить того, кто их когда-то взлелеял.

Однако даже и на этом, благодатном для партии политического большинства поле, Хакасия способна поскользнуться. Потому как удивлять всех и всегда — это, кажется, ее карма.

Пока во всей остальной стране о предстоящих выборах говорят как-то тихо и ненавязчиво-скромно, у нас здесь политическая борьба уже разворачивается в публичном пространстве. И инициатива принадлежит не каким-то политическим партиям, а людям, которые здесь выступают от их лица. При этом, кажется, пока еще даже не заручившись поддержкой непосредственно партийных структур.

Первым политическую тишину нарушил глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта Евгений Мамаев, заявивший, что намерен выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Государственной думы. Причем избираться он намерен под флагом «Единой России». Правда, для того, чтобы стать ее кандидатом, ему сначала необходимо будет победить на внутрипартийных выборах, так называемых праймериз. Их хакасская ячейка «ЕР» намерена провести в республике в конце весны. А проголосовать на них сможет абсолютно любой имеющий право голоса житель региона.

Так что, скорее всего, майское голосование за кандидата «Единой России» по большому счету и определит, кто будет представлять Хакасию в Госдуме по одномандатному округу.

И это голосование будет, пожалуй, интереснее, нежели сами выборы 10 сентября. А почему — это отдельный вопрос.

Своим самоличным выдвижением Евгений Мамаев несколько опередил события, поставив свою партию (а он в ней членствует с 2006 года) перед фактом. Безусловно, кандидат он сильный и не без шансов на победу. Однако наверняка у местной ячейки «ЕР» есть и другой кандидат (кандидаты) на место в Государственной думе. Их имена нет-нет, да и звучат в публичном пространстве. Но Мамаев сыграл на опережение, более того, фактически уже начал свою полноценную избирательную кампанию.

В силу своей должности — он частый гость в СМИ. От имени возглавляемого им регионального исполкома ОНФ постоянно критикует правительство Коновалова. И, надо признать, не без оснований. Это тоже играет на его популярность и узнаваемость. Что касается интернет-пространства, то оно давно уже Мамаевым занято и отработано.

Кто при таком раскладе может составить ему конкуренцию на внутрипартийных выборах? Пока что, похоже, об этом знают лишь единицы. Обыватель же становится зрителем разворачивающейся предвыборной кампании уровня, так сказать, пробы сил.

Не могу сказать, в качестве альтернативы Евгению Мамаеву или с какой другой целью, но неделю назад у нас, кажется, появился еще один потенциальный участник предвыборной гонки. На правлении Совета муниципальных образований РХ глава Ширинского района Сергей Зайцев предложил выдвинуть главу Аскизского района Абрека Челтыгмашева кандидатом в де путаты Госдумы. Инициативу Зайцева поддержали практически все члены правления. Кажется, лишь глава Саяногорска Михаил Валов проголосовал против.

Безусловно, Абрек Васильевич сильный кандидат. И в своем районе — безусловный лидер. Как, возможно, и в Таштыпском. Но столь же единодушно проголосуют за него жители Хакасии? Влияние главы региона Валентина Коновалова на умы его избирателей, как бы кому ни хотелось, но списывать со счетов пока рановато. Не берусь говорить о личных делах, а вот взаимодействие на уровне «глава региона — глава района» у Валентина Олеговича и Абрека Васильевича как-то не очень задается.

На этом фоне, опять же, кандидатура Евгения Мамаева выглядит предпочтительнее. Политическое настоящее Валентина Коновалова сейчас таково, что на предстоящих выборах в Государственную думу он в силу занимаемой должности не может открыто выступать пусть за парламентскую, но оппозицию. Ради своего же будущего он, по крайней мере, должен сохранять на этих выборах нейтралитет. С Мамаевым сохранить этот нейтралитет ему будет проще. Хотя, повторюсь, мы еще даже и не догадываемся, кто может пойти под флагом «Единой России» на предстоящие выборы.

Как не знаем и кого на них выдвинут местные коммунисты. Можем лишь предполагать, что реального кандидата у них, к сожалению или к счастью, нет. После победы в 2018 году они не смогли поделить вдруг свалившуюся на них власть между собой и погрязли во внутрипартийных склоках. Выборы главы Черногорска минувшей осенью — тому наглядный пример.

Коммунистам, конечно, могут прислать пришлого кандидата. Но, кажется, у Хакасии уже настолько стойкий иммунитет к «пришельцам», что вариант этот заведомо проигрышный. Из местных же коммунистов на слуху, кажется, разве что предприниматель Семенов, но его звездный час был в 2016 году.

Кто еще у нас может претендовать на заветный мандат?

Олег Иванов?

Александр Мяхар?

Но Олег Иванов, приняв правила игры в Верховном Совете Хакасии и заняв там должность главы бюджетного комитета, напрочь утратил образ «спасителя Хакасии», который успешно лепил все предыдущие годы. Остатки былого доверия вряд ли настолько велики, чтобы всерьез претендовать на победу на думских выборах.

Александр Мяхар хоть и входит в состав труппы местного политического театра, но даже не в роли марионетки и тем более не кукловода. Скорее, капельдинера, человека, который подготавливает зал к спектаклю, встречает зрителей, рассаживает их по местам. Он может даже проконсультировать по поводу репертуара театра, но повлиять на его выбор, на мой взгляд — нет. Напомним. Он снял свою кандидатуру с губернаторских выборов 2018 года. А еще отозвал из суда иск, который, возможно, перекрыл бы Валентину Коновалову дорогу во власть.

И хотя на некоторых ресурсах сегодня публикуются опросы, где за господина Мяхара на предстоящих выборах готовы проголосовать более 40 процентов, но это всего лишь участники опроса. Насколько честно они проводятся в Интернете, можно судить хотя бы по тому, что у того самого опроса, где за неудачного кандидата в губернаторы проголосовал 41 процент участников, просмотров — пять тысяч, а голосов при этом — девять тысяч. Чудеса математики? Не думаю.

На этом фоне более объективным кажется опрос, который 3–4 февраля в Абакане провели специально приглашенные командой Мамаева специалисты. Кто именно проводил этот опрос, Евгений Владимирович назвать нам отказался. Однако озвучим его результаты. Тем более, что это пока единственный такого плана срез общественного мнения в республиканской столице.

Итак, согласно ему, о выборах в Госдуму в этом году впервые узнал 41% человек, еще 19% «что-то слышали». Однозначно в курсе только 39%.

Из упомянутых нами выше кандидатов три, по доверию, находятся примерно на одном уровне: это Мамаев, Семенов и Челтыгмашев. Их показатели от 14,5% до 15,7%. Господину Иванову доверяют лишь 12,7% опрошенных.

Впрочем, процент доверия от количества людей, заявивших, что знают о потенциальном кандидате, уже несколько иной. И цифры здесь значительно больше. Лидерами являются Абрек Челтыгмашев (45,6%) и Евгений Мамаев (44,3%). Разница между ними — в рамках статистической погрешности.

Уровень доверия Олега Иванова от тех, кто его знает, так и остался небольшим — 19,1%. Впрочем, как и у Александра Семенова — 24,4%. Несмотря на их высокую известность, пользуются они доверием лишь у каждого пятого и четвертого опрошенного. Это не есть хорошо, если учесть, что узнаваемость Мамаева и Челтыгмашева гораздо ниже, нежели у Семенова и Иванова. То есть, первым двум есть еще куда расти, в то время как двое последних этот свой ресурс уже исчерпали.

Мы ничего сегодня не сказали об участии в выборах кандидатов от ЛДПР, но только потому, что реальной кандидатуры, способной завоевать умы и сердца избирателей Хакасии, пока от этой партии не видели, и что-то подсказывает — вряд ли в обозримом будущем увидим. Так что, судя по всему, судьба мандата депутата Государственной думы от Хакасии осенью 2021 года будет определяться кандидатами «Единой России». И самое интересное, кажется, случится нынешней весной.

А вы об этом знали?
Рейтинги политических партий от ВЦИОМ (на 24.01.2021):
«Единая Россия» — 30,6%
КПРФ — 11,9%
ЛДПР — 10,9%
«Справедливая Россия» — 7%
Непарламентские партии — 12,7%
«Не буду участвовать» — 10,5%
«Испорчу бюллетень» — 1,7%
«Затрудняюсь ответить» — 14,7%
Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *