3 февраля 50-летний юбилей отмечает хакасский композитор, без преувеличения известный во всем тюркском мире хайджи — исполнитель горлового пения (хая), талантливый музыкант, владеющий игрой на всех национальных инструментах. Проще будет представить нашего собеседника как заведующего музыкальной частью Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». В этом качестве Олега Чебодаева знают практически все, кто интересуется хакасской национальной культурой — от профессиональных музыкантов столичных городов и до жителей самых отдаленных сел республики. Несмотря на множество профессиональных достижений, наград и заслуженных регалий, Олег Чебодаев считает, что к юбилею как к определенному рубежу подведения итогов он совершенно не готов. Известный музыкант, хайджи считает, что еще не достиг своих главных жизненных целей, каких именно — в нашей беседе.
В Театре драмы и этнической музыки «Читiген» Олег Чебодаев служит уже более 20 лет. Интерес к родной национальной культуре у будущего профессионального музыканта появился рано: с пяти лет он мастерски исполнял хакасские тахпахи, а чатхан взял в руки еще пятиклассником. В студенчестве сам мастерил хакасские национальные инструменты.
— Середина 1990-х годов — это было время мощного национального подъема, возрождения интереса к своим корням, народной музыкальной культуре, — вспоминает сегодня известный хайджи.
Как отмечают в театре «Читiген», успех пришел к Олегу Чебодаеву с самой первой дебютной постановки — драмы «Чаргы» («Суд»), получившей в 2006 году победившей в двух номинациях IV международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, Башкортостан) — «Лучшее музыкальное оформ-ление» и специальный приз ТЮРКСОЙ «За сохранение национальных традиций». Спектакль побывал на множестве фестивалей и стал легендарным из-за синтеза межнациональных традиций. Затем последовали другие яркие работы.
Поэтическая драма «Остров Небесных Сетей» была призна-на одной из лучших работ на VIII международном фестивале «Молодые театры России — 2011» (Омск); V международном фестивале тюркоязычных теа тров «Туганлык–2012» (Уфа, Башкортостан), XI международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз — 2013» (Казань, Татарстан).
Благодаря авторской музыке Олега Чебодаева легенда о хайджи «Ахол» стала хитом среди спектаклей театра «Читiген», он был представлен во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска» как неординарная этническая постановка.
Спектакли, в которых звучит музыка Олега Чебодаева — уникальные художественные представления, снискавшие признание и уважение огромного числа зрителей, театральных и музыкальных критиков за высокий уровень музыкального оформления сценических постановок и вклад в современное осмысление этнических традиций. Сегодня в «Читiгене» Олег Чебодаев пишет оригинальные произведения, делает обработки и аранжировки народных мелодий, создает музыку к спектаклям. В полном соответствии с известным крылатым выражением о том, что «талантливый человек талантлив во всем», Олег Чебодаев занимается не только музыкой. В последние годы признанный мастер уделяет много времени и сил тому, чтобы передать свои знания школьникам, будущему поколению хакасских музыкантов. Впрочем, сегодня круг интересов нашего собеседника не ограничивается одной лишь музыкой. По мнению Олега Чебодаева, говоря о национальной культуре, перспективах ее развития, невольно затрагиваешь вопросы политики.
— К юбилею я сегодня совершенно не готов. Ведь юбилей — это не просто красивая дата, отражающая твой возраст по паспорту. В моем понимании — это итог определенного жизненного этапа, когда ты можешь сказать людям, а главное самому себе: «Да, я сделал вот это и это, достиг своих целей». На самом же деле наши планы, цели в жизни меняются вместе с профессиональным ростом. И сегодня у меня еще очень много нереализованных планов. В то же время я понимаю, что когда исполняется 50 лет, то вроде бы ты должен быть более ответственным, то есть думать не только о своих интересах, творческих амбициях, но, прежде всего, о том, что ты оставишь после себя детям. Под детьми я понимаю не только родных дочерей и сына, я говорю в целом о последующих поколениях хакасов, тех, кто придет вслед за нами. Работая более 20 лет в национальном театре, я пришел к пониманию того, как непросто говорить о национальной культуре. В моем понимании, национальная культура — это не только песни, танцы, то, что мы показываем со сцены. Для меня «линией демаркации», определяющей хакасскую традиционную культуру, является язык. Язык всегда определяет культуру, если не знаешь языка, на самом деле ты будешь очень далек от традиционной национальной культуры. К примеру, не зная русского языка, невозможно понять произведения Александра Пушкина. То же самое с хакасским языком: невозможно понять хакасскую культуру, про-
никнуться ею, если не владеешь языком. Поэтому сегодня я понимаю всю степень ответственности нашего поколения за то, каким будет завтра нашего народа, — говорит музыкант.
Вопросы сохранения, развития языка, по мнению моего собеседника, неразрывно связаны с политикой.
— В целом сферу культуры никак не получится рассматривать отдельно от политики. К сожалению, в настоящее время культура все чаще воспринимается некоторыми как своего рода декорация политики — и эта ситуация сегодня не только в нашем регионе, а по всей стране. Я считаю, что национальную культуру нельзя «продавать», как горячие пирожки. Наши обряды, традиции, песни, спектакли — все это нужно сделать неотъемлемым элементом воспитания детей, чтобы они видели: это не просто игра на сцене, а важный элемент их повседневной жизни. Конечно, со столь масштабной задачей нельзя справиться силами одного Министерства культуры, здесь нужна совместная работа и с Минобразования, муниципалитетами. В этом плане мы активно сотрудничаем с Аскизским районом — в перспективе я бы хотел создать там этнокультурный центр. В данном центре дети могли бы изучать хакасскую культуру, проводились бы там и научные конференции. В общем, планов много, пока, как обычно, сложности с финансовой стороной проекта. Надеюсь, с помощью грантовой системы мы решим вопрос создания такого этнокультурного центра. Еще одно направление моей сегодняшней деятельности — возрождение родового движения. Но не в том смысле, как это происходит сегодня — когда представители родов собираются на большие семейные праздники. Требуется возрождение родового движения как образца некогда действовавшей у хакасов «степной демократии» — чтобы представители хакасских родов были представлены в парламенте, решали важные вопросы в жизни народа, — рассказывает о своих сегодняшних приоритетах музыкант.
Уточняю у музыканта, правильно ли я понимаю, что в своей деятельности он от целей личного профессионального развития эволюционировал до идей «общественного блага», интересов народа в целом. Кем сегодня себя позиционирует известный музыкант, хайджи Олег Чебодаев: композитор, педагог, общественный деятель?
— Когда мы обобщаем, то неизбежно теряем суть предмета. Если говорить о некоем абстрактном общем благе, а не о конкретных людях, то получается какая-то безликая масса. Я хочу, чтобы мои дети, мои близкие жили в более благоприятных в плане сохранения и развития национальной культуры условиях. Значит, нужно работать над тем, чтобы создать эти самые благоприятные условия для всех детей в Хакасии. Чтобы дети даже в самых отдален-ных селах интересовались хакасской культурой, имели возможность смотреть спектакли — не только «Читiгена», приобщались к национальной культуре. Ведь в свое время отцы-основатели нашего театра ставили перед собой именно такие цели. И сегодня, несмотря на то, что наш театр гаст-ролирует по всему миру, наш главный зритель — в хакасской глубинке. Я очень рад, что 2021 год в республике объявлен Годом хакасского эпоса. Эпос, наши героические богатырские сказания — это вершина нашей национальной культуры. В то же время эпос несет в себе неиссякаемый потенциал воспитания подрастающего поколения героями, богатырями. Что касается второго вашего вопроса о том, кем я себя сегодня позиционирую, то, скорее всего, я — исследователь хакасской культуры. Гран-при различных профессиональных конкурсов, признание профессиональным жюри и народом моей музыки — это, конечно, приятно, но не главное достижение в моей жизни. Когда взрослеешь, то важным становится не то, как красиво ты поешь, а то, что ты оставишь после себя последующим поколениям. Какой будет Хакасия, национальная культура завтра — вот что волнует меня сегодня и над чем я работаю. Как говорила моя бабушка, мы должны прокладывать дорогу, путь нашим детям.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото Антона Литвиненко