В последнее время все как-то уперлись в одну тему: коронавирус. На завтрак, обед и на ужин только и слышишь: заболело столько-то, умерло столько-то, выздоровело столько-то. Ну и, конечно, про прививки. Мол, не волнуйтесь, граждане, все когда-нибудь закончится. Правда, для всех по-разному. И на этом фоне народ даже не заметил некую «волнующую» новость. С 1 января 2021 года вступает в силу закон о возобновлении работы вытрезвителей в РФ. Или, говоря скупым языком протокола, «специализированных учреждений по оказанию помощи гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения средней и тяжелой степени тяжести, утратившим способность к ориентации». То есть, напившимся вусмерть, в дупель, в дрова, до поросячьего визга и т. д.

Пить меньше надо!

Большинство из россиян, конечно, уверены, что вытрезвители — исключительно продукт советской власти. Должна таковых разочаровать. Первое подобное учреждение появилось почти 120 лет назад, в ноябре 1902 года, в городе Тула. Открыл его местный врач Федор Архангельский, и называлось это заведение «приютом для опьяневших». Работали такие «приюты» в СССР, а потом в России до 2010 года. Причем считалось, что попасть в «трезвиватель» — а именно так назвал это место герой фильма «Осенний марафон», датский профессор Билл Хансен — мог и трезвенник, и язвенник. А потом заведения как-то по-тихому исчезли. То ли народ стал пить аккуратнее (во что плохо верится), то ли милиции-полиции надоело с пьянчугами возиться, у них и других проблем хватает. А скорее всего, вопрос, как у нас и водится, уперся в деньги. Мол, чего на этих алконавтов средства тратить? Кому суждено остаться живым, тот выживет, а тот, кто замерзнет зимней ночью, свалится в воду и утонет, захлебнется своими рвотными массами или умрет от сердечного приступа — значит, судьба у него такая. Пить меньше надо!..

Но статистика — дама непредсказуемая. Вдруг (а у нас же все и всегда вдруг!) выяснилось, что число тяжких преступлений и случаев семейного насилия, совершенных пьяными людьми, выросло на целых 35 процентов. Вот наши законодатели и задумались. Однако, если раньше вытрезвители были исключительно на содержании госбюджета, то сегодня в их деятельности предполагается участие коммерческих структур. То есть, государственно-частное партнерство. Что и дало возможность противникам данного решения говорить, что вокруг системы новых вытрезвителей будет бал править криминал (извините за неожиданную рифму!). Типа, захватят там власть бандюки и будут драть с несчастных посетителей три шкуры…

Даром — за амбаром

Это одна сторона медали. А вторая — как все-таки конкретно будет организовано финансовое обеспечение новых вытрезвителей? Согласно решению Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления, создание подобных заведений возлагается на региональные власти. Они же и должны решить, платной ли будет эта услуга. Но если в Москве и Питере, а также в субъектах, плотно сидящих на нефтяной или газовой «игле», подобное решение, как мне кажется, больших проблем не вызовет, то дотационникам, типа нашей любимой республики, скорее всего, придется задуматься. Не уверена, что основные «наполнители» республиканского бюджета (алюминщики, угольщики, энергетики, железнодорожники) загорятся желанием открывать вытрезвители на просторах Хакасии. Это же немалые деньги: аренда помещения, персонал, спецтранспорт и прочее, и прочее.

О вытрезвителях в свое время ходило немало слухов. Кто-то говорил, что там нещадно избивают, что оттуда можно выйти голым и босым, причем в буквальном смысле. Но были и такие, которые откровенно признавались, что именно попадание в вытрезвитель спасло им жизнь. Особенно в зимнее время, поскольку страна у нас все-таки северная. И в прошлые годы кто-то, попав туда однажды, навсегда зарекался «перебирать». А для кого-то вытрезвители были поистине домом родным. Обогреют, помоют, осмотрят, если есть какие-то серьезные повреждения (например, ножевые раны, сильные ушибы), в больничку отправят. А потом спать уложат, кое-где еще утром миску каши дадут. Люди-то все разные. Именно о них написал Василий Макарович Шук шин свою повесть, название которой и стало заголовком этого материала. Конечно, и раньше приходилось, и теперь придется заплатить денюжку. За гостеприимство! Кто-то возмутится: а где взять эту денюжку, если ее нет? А на какие же шиши ты так накушался, голубчик мой? Где тот краник, где тебе на халяву налили?..

Добро пожаловать?

После того, как вытрезвители были официально закрыты, проблема с перепившими и отключившимися гражданами была взвалена на плечи медицины. Пьянчуг должны были забирать бригады «скорой помощи» в любое время года (хоть из дома, хоть с улицы). И попробовали бы «скорачи» отказать! Как говорится, визгу не оберешься. У меня есть хорошая знакомая, более 30 лет проработавшая на «скорой», так она рассказывала, как они с медсестричкой и водителем чуть не со слезами заволакивали в машину пьяного в дымину битюга килограммов под 100, а он брыкался и материл их. «Приволокли его в приемный покой, — рассказывала Лена, — а там все шарахаются и носы зажимают, от него же разит, как из выгребной ямы. Да и нашу машину потом с хлоркой отмывали». А в это время, может, кому-то действительно плохо было, умирал человек.

Самое смешное, что 90 процентов подобных «клиентов» совсем не нуждаются в медицинской помощи, а нахождение их в медучреждениях только добавляет нагрузку на персонал и влечет за собой нерациональный расход препаратов. Те, кто систематически пил «до зеленых соплей», будут продолжать, зная, что в крайнем случае их на улице замерзать не бросят. Но лично я не понимаю, почему на таких «героев» нужно тратить бюджетные деньги и внимание медиков. Особенно сейчас, в эпоху коронавируса. Может, потому, что именно в России отношение к пьянчугам у большинства граждан весьма благосклонное. Ведь только у нас в ходу «народные мудрости» типа «Пьяница проспится, а дурак — никогда», «Пьян да умен, два угодья в нем». Какие угодья? Покажите мне этого умницу-разумницу! И поинтересуйтесь, как чувствуют себя его жена и дети, даже тогда, когда он проспится…

Хотя, честно говоря, я не верю, что с возобновлением работы вытрезвителей ситуация резко изменится в лучшую сторону. Не та у нас страна, не такие у нас люди. Ну, может, пить будут аккуратнее. Однако, даже если процентов 20 из числа попавших в это «богоугодное заведение» зарекутся принимать на грудь лишние градусы, уже хорошо. Как говорится, хуже не будет. Поживем — увидим.

Марина ЮРЬЕВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *