Недавно мне позвонил преподаватель Хакасского госуниверситета и предложил выступить перед абитуриентами, намеревающимися поступить на журналистский факультет. Честно, я удивился. Во-первых, потому что в свое время не то чтобы без проблем учился у этого преподавателя. А во-вторых, я в общем-то не думал, что уже пришло время делиться каким бы то ни было опытом. Однако пришло, похоже. И по идее я должен рассказать молодым людям о работе журналиста. Что хорошего, что плохого? Сложно ли? Интересно ли? Я вообще противник заранее подготовленных речей, но тут решил все же поразмыслить над тем, что скажу. И понял, что в целом профессия журналиста, как, наверное, и любая другая, сводится к нескольким выборам. Вот о них-то и поговорим.
А оно вам надо?
Итак, выбор — это то, что сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Например, вы решаете: съесть вам печеньку или нет. При этом вы должны учитывать перспективные последствия вашего выбора — вы съедаете ее, получаете удовольствие, но при этом делаете шаг к тому, чтобы стать полненьким, как я. Либо вы не съедаете печеньку, улыбка не озаряет ваше лицо, но вы остаетесь таким, каким я был 15 лет и 40 килограммов тому назад.
Так вот необходимость выбирать сопровождает нас всю жизнь. И ладно бы это всегда был выбор уровня съесть–не съесть. Но всегда есть и те ситуации, когда ваше решение станет определяющим для вашей жизни. По крайней мере, значительного ее отрезка.
Сегодня о тех, кто стоит перед выбором — стать журналистом или нет. И в данной ситуации, на этой развилке, я бы
не советовал никому спешить. Просто потому, что большинство из тех, кто сейчас горячо мечтает или, напротив, хладнокровно планирует стать журналистом, даже получив соответствующее образование, никогда им не станет. Копирайтером — да, пресс-секретарем — да. Журналистом — нет. И это вовсе не попытка следовать известному голливудскому шаблону: знаете, когда сержант говорит подчиненным, что они никто, а те потом весь фильм доказывают ему обратное. Трогательная музыка, сухая улыбка сержанта, конец! Отнюдь.
Это мой жизненный опыт. Каждое лето после очередного выпуска в вузе местные СМИ осаждает толпа. Из которой в профессии остаются считанные единицы. И при этом не имеет значения, где человек получил образование. На моей памяти восвояси были отправлены товарищи, размахивающие корочками журфака МГУ, других известных вузов. Причина — в профнепригодности.
Профнепригодность в данном случае не заключается в неумении писать тексты, в безграмотности или отсутствии навыка в поиске информации. Это-то как раз поправимо. Дело в другом. Журналистика предполагает определенный склад характера и ума, нужно то, что принято называть предрасположенностью, отсутствие которой не компенсируешь ничем. Из тех, кого я видел, не смог никто.
Приведу пример нашей объединенной редакции, ку-да входят телевидение, радио и газета. Сегодня выпускников журфака в нашем коллективе по пальцам пересчитать. Зато работают два историка, трое или четверо филологов, экономисты. При этом каждый из этих сотрудников делом доказал, что занимает свое место.
Поэтому, прежде чем идти в журналистику, стоит основательно подумать — ваше ли это призвание? Советую сесть перед стеной на неудобном стуле, убрать все гаджеты и в полной тишине поразмышлять над последствиями своего выбора.
И еще. После моих слов может сложиться недооценка ценности журналистского образования и образования вообще. Но я не призываю пренебрегать образованием. Причем образованием в прямом смысле слова как процессом получения знаний и навыков по их применению, а вовсе не процессом получения хороших оценок. Поверьте, лучше иметь определенную базу, чем не иметь. Это облегчает работу и избавляет от поисков уже давно найденных секретов мастерства или лайфхаков.
Не будь Сизифом!
Выбор № 2 возникает чуть позже. Уже после прихода в журналистику, как, собственно, и в любую другую профессию. На этот раз необходимо решить — а какова конечная цель? Если свести все к про стому дуалистическому выбору, то вопрос можно еще бо-лее упростить. Карьера — это жизнь или часть жизни? Нужное подчеркнуть.
От этого решения зависит очень многое. Например, если берем журналистику, первый вариант фактически заставляет нас на время забыть о создании семьи. Именно так. Есть, конечно, исключения, но если вы поставили перед собой цель стать одним из лучших репортеров в России, то нужно готовиться к постоянным командировкам, к бессонным ночам, к опасностям и прочая, и прочая. Какая уж тут семья?
Да и в провинции в таком случае делать нечего. Это правда. Здесь тоже можно построить карьеру, добиться уважения, делать интересные материалы. Но Пулитцеровскую здесь не заработаешь, как не заработаешь всеобщую известность. Так что по заветам Антона Павловича Чехова — в Москву, работать и работать.
Но вот незадача: не факт ведь, что получится. Не факт, что в дальнейшем вы не придете к мысли, что выбрали не тот вариант. И снова домой, и поиск новой судьбы… Так что выбор № 2 — это не то чтобы синица или журавль, но что-то близкое.
Я для себя выбрал второй вариант и пока не разочарован. Журналистика — это, безусловно, часть моей жизни. Важная, незаменимая, любимая. Но лишь часть. В моей жизни есть семья, которая куда важнее. Есть другие увлечения. Поэтому я никогда не рвался на федеральные каналы. Конечно, периодически есть желание сделать, создать что-нибудь эдакое. Чтобы вся страна приникла к экранам и не отводила глаз. Но, это, скорее, остатки юношеско-го максимализма, поскольку в современном информационном мире вся страна к экранам не прильнет никогда.
Мне гораздо важнее помогать конкретным людям, нежели эфемерной аудитории. Организовать доставку немощной бабушке газового баллона, заставить работать ту или иную управляющую компанию, внести свою лепту в поиски пропавшего человека, организовать выезд спортсменов на соревнования и так далее. И в целом именно подобные сюжеты, а вовсе не политическая возня или криминальная чернуха, сегодня дают право на жизнь маленьким провинциальным каналам.
Но если вам это не интересно, если вас привлекают высокие материи, если хочется окунуться с головой в геополитическое противостояние стран, проникнуть в хитросплетения российской политической сферы, заниматься проблемами оппозиции, то вам туда — в федеральный центр. Биться за место под солнцем, вырывать с кровью интересные темы, мчаться по первому слову редактора в немыслимые дебри.
Выбирайте!
Но и этот выбор будет вовсе не последним.
В следующих номерах продолжим.
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников