Среда, Февраль 8, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Творческие струны Алисы Росяйкиной

Творческие струны Алисы Росяйкиной

«Музыка помогает развивать интеллект, наполняет духовно, позволяет более глубоко чувствовать мир. С ней попрощаться невозможно!» — в этом уверена любительница историй, музыкант и начинающий писатель Алиса РОСЯЙКИНА. Но как же получилось, что девушка «поменяла» профессию учителя фортепиано на швейный цех?

— Алиса, вся твоя страничка в социальных сетях только о творчестве — музыка, литература, рукоделие… А с чего же все началось?

— С музыки. Живя с родителями в селе Подсинее Алтайского района Хакасии, кроме основной школы я ходила еще и в музыкальную. Родители захотели «создать» творческого человека, поскольку старшая сестра пошла по стопам мамы и стала бухгалтером (смеется). Папа же работает пилотом… Хотя… Да, сейчас вспомнила, что и мама с папой тоже любили творить. Была у нас своего рода «традиция» — на ходу сочинять истории обо всем на свете.

Выбор инструментов при поступлении в музыкалку был невелик: либо баян, либо фортепиано. В родительскую квартиру купили инструмент, чтобы я могла заниматься… Да, не позавидуешь соседям. Но мне это нравилось, хотя и было сложно совмещать обе школы. В 16 лет, после окончания музыкалки, я сразу поступила сначала в Музыкальный колледж, а потом в Институт искусств.

— Фортепиано… Думала, ты скажешь — гитара. Многие хотят научиться играть именно на ней.

— На самом деле я тоже хотела, а еще петь… С детства начала писать стихи, можно было научиться накладывать их на музыку. Но с другой стороны, фортепиано — универсальный инструмент. На нем можно играть практически все. Учителя нас сразу приучали к классике, такой как Бетховен, Бах, Моцарт… Мне любовь к прекрасному прививала Ирина Владимировна Шипова. А навыки лучше всего проверяются на конкурсах. Я много участвовала в районных.

Знаете, вот сейчас вспоминаю то время и понимаю, что не особо-то мы, то есть участники, были общительными. Может, дело в том, что каждый просто был сосредоточен на собственном выступлении. Эта тема больше подходит танцевальным коллективам или тем музыкантам, кто играет в оркестре. Скрипачи, например. Фортепиано же — сольный инструмент. Может лишь аккомпанировать певцу.

— Неужели тема сольного исполнения продолжилась потом и в колледже, институте?

— Скорее, да. Учеба занимала почти все время. Музыка же — непростое дело в принципе. Нет, у нас были, конечно, занятия по игре в ансамбле, но участвовало максимум 2–3 человека. Мы сами выбрали эту специальность. И не на что было жаловаться. В музыкальную или какую другую школу детей отдают родители, так как малыши еще не знают, чем хотят заниматься. В высшие учебные заведения, если говорить об искусстве, молодые люди идут уже осознанно.

Помимо профильных предметов, постоянных занятий на инструменте, нужно было играть более сложные произведения, а также изучать математику, литературу, философию, историю и психологию.

— А математика зачем? Нет, понимаю — психология: все-таки вы учились на педагогов…

— А как без математики выстраивать логику мелодии? Почему все классические произведения стали таковыми и известны на весь мир до сих пор? Потому что мелодия выстроена с точностью «до миллиметра». А теорию музыки, например, часто сравнивают с высшей математикой. Композиторы в своих творениях использовали сложные гармонии, но делали это красиво, грамотно.

Скажу сразу, что студенчество было для меня и всех моих одногруппников (было нас 8 человек) временем серьезной работы и ответственности. Совершенно не хотелось тратить время на тусовки и развлечения. Да, были, конечно, концерты наших педагогов, например в филармонии, но это была, скорее, необходимость, чем развлечение. Кстати, тут стоит сказать спасибо большое нашим педагогам. Например, Александру Ивановичу Никифорову. Потрясающий человек, педагог и музыкант!

Но у меня всегда находилось время для чтения. Как художественной литературы, так и специальной.

— Кстати, о литературе… Есть любимые писатели или поэты? И когда ты сама начала писать?

— Со второго класса писала стихи, мелодии и песни, исполняла их на школьных концертах. В 2019 году участвовала в конкурсе «Радуга талантов», в номинации «Поэзия». Потом поняла, что все-таки проза мне ближе, и после прочтения книги «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери появилась идея создать цикл детских рассказов о маленькой девочке, которая любит приключения и познает с их помощью мир. В этом году отправила свой первый рассказ из данного цикла на конкурс «Радуга талантов». А что насчет любимых писателей… Кроме Рэя Брэдбери — Сергей Лукьяненко, Стивен Кинг, братья Стругацкие, Михаил Булгаков. Любовь к литературе мне привили родители, за что им очень благодарна. Сочиняли с родителями истории про мягкие игрушки, про горошину, которая каждый день отправляется на работу в своем гороховом стручке-трамвае.

— И что же случилось потом, после выпуска?

— Выпустившись из колледжа, я могла работать преподавателем игры на инструменте, концертмейстером, а после института — преподавателем музыки. Тогда нас готовили работать в общеобразовательных школах или детских садах.

Устроилась после института на работу в музыкальную школу на Нижней Согре в Абакане. Правда, хватило меня всего на два года. Теперь понимаю нашего учителя музыки, когда дети не особо заинтересованы в пении и несовременных песнях. Если младшие классы еще любят хорошие, добрые песни из моего детства, то вот с подростками и старшим звеном было намного сложнее. Не смогла расположить к себе. И уволилась.

Но что делать дальше? Работать нужно было. Тогда решила, как и ты, Настя, писать в газету. Искала интересных людей: с необычными профессиями, тех, кто добился каких-то больших успехов, просто с интересными мыслями. Все для того, чтобы больше узнать. Развитие — это важно. Но без образования никуда. Поэтому публикации в газете, интервью вскоре пришлось оставить. Сейчас работаю в швейном деле. Принимаем заказы и шьем изделия.

— Какие основные темы у твоих произведений?

— Иногда приходят внезапно: одна услышанная фраза, песня или литературное произведение могут натолкнуть на мысли, из которых получаются идеи, сюжеты. По срокам бывает по-разному: могу на одном дыхании написать рассказ, а могу месяц думать над несколькими строками или сюжетными поворотами.

Сначала возникла идея создать цикл детских рассказов, которые смогут увлечь малышей и пробудить добрые, светлые чувства. Параллельно пишу детектив о журналистке, и есть еще несколько набросков. Никогда не знаешь, какая из идей окажется более интересной. Поэтому записываю все, а потом выбираю лучшее и работаю, советуюсь с более опытными авторами.

— Наконец-то наступила весна! Теплеет, скоро деревья начнут цвести… Алиса, у тебя есть какой-нибудь теплый, весенний стих для поднятия настроения?

— В феврале 2010 года, как ни странно, написала стихотворение под простым названием «Любовь». Было написано под впечатлением от оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Печальная история о придворном шуте, чья дочь влюбилась в герцога-обманщика. Очень прониклась этой драматической, трагической историей, переживаниями юной девушки Джильды по поводу ее любви к герцогу, который оказался лжецом. Вот это стихотворение:

Когда твою душу любовь наполняет,
Меняется мир, просыпаясь от сна.
Когда она рядом, все вдруг оживает
И в сердце твоем наступает весна.
И если ты любишь, то жизнь полна красок,
Где нет места грусти, печали, слезам.
Живет лишь любовь без пустых лживых масок,
Тогда это чувство без фальши — всерьез.
Но четких здесь правил не существует,
Ведь нам невозможно все предсказать.
Различные жизнь нам сюжеты рисует.
Люби, будь любим и не бойся мечтать.

Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива Алисы Росяйкиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *