Среда, Декабрь 1, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > От синих блуз до высокого искусства-2

От синих блуз до высокого искусства-2

Окончание.

В середине ноября свои двери для поклонников Мельпомены распахнул Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова. В этом году коллектив открыл свой 91-й творческий сезон. Театр обозначил его сезоном изучения своего прошлого, чтобы через переосмысление наследия сделать шаг в будущее.

С 1965 года в театре работает первая хакасская женщина-режиссер Э.М. Кокова, выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Первые ее постановки на сцене театра — «Чудесный клад» Н. Маляревского (1965), дипломный спектакль «В ночь лунного затмения» М. Карима (1967). Обращение к классике и национальным корням — особенность творчества Э.М. Коковой. Ею поставлены спектакли «Эзоп» Г. Фигейредо, «Айдон» С. Чаркова, «Всходы» М. Кильчичакова, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Гамлет» В. Шекспира, «Потомки белой волчицы» С. Артонова, «Мать» К. Чапека и другие.

В 1970 году в театр прибыл молодой режиссер В.И. Ивандаев, выпускник Московского института театрального искусства, который начал свою деятельность с постановок по пьесам В.Г. Шулбаевой «Недопетая песня», «Не только любовь». В 70–80-е годы им поставлены спектакли «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Страна Айгуль» М. Карима, «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки, «Шутник Айдолай» Г. Котожекова, «Межа» Г. Саражакова, «Белое платье мамы» Ш. Хусаинова, «Большая мама» Г. Мдивани, «Не беспокойся, мама» Н. Думбадзе и другие.

Лучшие постановки молодых режиссеров отражали идеи, проблемы общества, человека и времени, в котором они творили.

В 1960–1970-е годы труппу областного театра впервые пополнили молодые артисты Новосибирского театрального училища — К. Тогочакова, В. Чустеев, П. Астанаев (1964), А. Туртугешева (1971) и Красноярского театрального училища — А. Кызласова (1971), А. Араштаев (1973). С 1974 года в театре начинает свою творческую деятельность молодежь третьей хакасской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (мастерская профессора С.В. Гиппиуса). Поколение 70-х хакасского театра в будущем составит его костяк.

Первые артисты Хакасского национального театра
Первые артисты Хакасского национального театра

Многие из этих талантливых артистов награждены почетными званиями «Заслуженный артист РФ», «Народный артист РХ», «Заслуженный артист РХ» за вклад в развитие театрального искусства Хакасии. Среди них выросли драматурги (засл. арт. РФ, нар. арт. РХ А. Кызласова, Ю. Топоев, артист С. Артонов), переводчики и сценаристы (засл. арт. РФ, РХ Т. Майнагашева, М. Кыстоякова, засл. арт. РФ, нар. арт. РХ С. Чаптыкова, нар. арт. РХ И. Салайдинов), режиссеры-постановщики (засл. деятель искусств РХ М. Топоев, Н. Тачеев, нар. арт. РХ, засл. деятель искусств РХ Ю. Майнагашев).

Историческим событием в культурной жизни республики стал Приказ Управления культуры Хакоблисполкома № 11 от 16.01.1991 г.: Областной драматический театр им. М.Ю. Лермонтова реорганизован, и на его базе создан Областной национальный драматический театр под руководством заслуженного деятеля искусств РХ Э. Коковой.

С 1990-х годов Хакасский театр начинает новый виток в реализации национального фольклора. На подмостках рождаются эпические сказания, легенды, притчи, театральные эссе: «Золотая колыбель горных духов», «Потомки Белой Волчицы» А. Кызласовой, «Горкут Ата» К. Танатара, «Слеза огня», «Любовь Чингисханга» К. Чако, «Сарыг Чанывар» А. Преловского, «Энесай» Ч. Айтматова и другие.

Творческий коллектив активизирует сотрудничество с театрами братских республик (Тывы, Якутии, Татарстана, Бурятии, Башкирии, Горного-Алтая, Казахстана, Киргизии) и вносит весомый вклад в популяризацию национального театрального искусства за пределами России (в Финляндии, Турции, Монголии), охватив широкий спектр престижных международных фестивалей.

За пропаганду и активное участие в деле сохранения национальной культуры и театрального искусства в 1996 году Хакасский театр получает статус «национального». При театре в 1998 году открывается первая актерская студия, где обучаются талантливые ребята из разных районов республики: А. Мамышева, М. Чебодаев, А. Чаптыков, Н. Мамышева, К. Субракова, А. Тахтобина.

В год празднования 70-летия в 2001 году Хакасскому национальному драматическому театру присвоено имя основоположника — Александра Михайловича Топанова.

С 2004 года театр при поддержке Министерства культуры РХ, Министерства национальной и территориальной политики РХ проводит конкурс имени А.М. Топанова на создание произведений хакасской драматургии.

Сегодня репертуар театра разнообразен, сформирован из пьес национальных, российских и зарубежных драматургов. Постановки осуществляются на двух языках: хакасском и русском. Приоритетным направлением является создание спектаклей на родном языке, сохранение культуры и традиций народа.

В афише театра более 40 спектаклей, которые пользуются успехом у разновозрастной аудитории. Это «Одураченный Хорхло» А. Топанова, «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха, «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Ханума» А. Цагарели, «Женитьба» Н. Гоголя, «Хан Мирген» В. Шулбаевой, «Алып Пиль Тараан» М. Кильчичакова, «Прости меня, земля» А. Гилязова, «Он и Она» по пьесе Н. Коляды («Венский стул»), «Сабир и Сабира» И. Топоева, «Лекарь поневоле» Ж.Б. Мольера, «Брак по-итальянски» Э. де Филиппо, «Первая Ленинградская» С. Чебодаевой и др.

За 90 театральных сезонов Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова достойно представлял свое профессиональное искусство в регионах России и за рубежом (в Финляндии, Турции, Монголии, Германии, Франции, Китае, Польше). Лучшие сценические полотна были отмечены дипломами международных театральных фестивалей: «Туганлык» (г. Уфа), «Науруз» (г. Казань), «ART-ORDO», «1000-летие эпоса “Манас”«, «Айтматов и театр» (г. Бишкек), «Радости и горя» (г. Хельсинки), «Фомгет» (г. Анталия, г. Стамбул), Всемирная театральная олимпиада (г. Москва), «Сибирский транзит» (г. Красноярск), «Желанный берег» (г. Улан-Удэ, г. Горно-Алтайск), «Театральная весна» (г. Красноярск), «Белая юрта» (“Ах иб”)», «Чир чайаан» (г. Абакан), фестиваль театрального искусства «Верю!» (г. Астрахань), фестиваль драматургии Мартина Макдонаха» (г. Пермь), «Федерация» (г. Грозный), «Крымская театральная осень» (г. Ялта).

В настоящее время основной состав труппы — выпускники шести поколений Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне Российского государственного института сценических искусств), Красноярского института искусств, а также Новосибирского театрального училища, первой актерской студии ХНДТ им. А.М. Топанова, Восточно-сибирской государственной академии культуры и искусств, Минусинского колледжа культуры и искусств.

Высокая театральная культура и профессионализм отличает современных артистов, беззаветно преданных своему театру, и потому с каждым годом растет количество интересных проектов и число поклонников театра. Сегодня он по праву признан самобытным коллективом и занимает достойное место среди известных российских театров.

Подготовлено ХНДТ им. А.М. Топанова
Фото из архива театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *