Суббота, Октябрь 16, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Фоторепортаж > Актуально > «Русский ковчег» для развития Сибири

«Русский ковчег» для развития Сибири

На протяжении всего августа эксперты обсуждают заявление главы Минобороны Сергея Шойгу о создании в Сибири нескольких новых мегаполисов, которые должны стать научно-промышленными центрами и базой для развития высоких технологий в стране. Строительство первого из них, по данным агентства URA.ru, должно начаться уже в 2022 году в Минусинской котловине, на границе Хакасии и Красноярского края.

Громкому заявлению Сергея Шойгу предшествовала двухлетняя подготовительная работа — в Правительстве РФ и в регионах. На протяжении нескольких лет российские ученые разрабатывали для Русского географического общества, которым также руководит Сергей Шойгу, проект «Русский ковчег», предполагающий комплексное развитие Сибири. Суть проекта состоит в том, чтобы создать условия для комплексного развития Центральной и Восточной Сибири. В планах — разработка новых месторождений, открытие обрабатывающих и инновационных производств, а также развитие транспортной инфраструктуры и «демографический маневр», предполагающий дополнительное заселение этих территорий.

Как пишут авторы-разработчики проекта, «образ Ковчега показывает, что Сибирь может стать не только убежищем для людей и природы, но и кораблем, прокладывающим путь к новому, пространством свободы, эксперимента и дерзновенных масштабных дел».

Направления для «Ковчега»

Авторы проекта разработали несколько сценариев развития Ангаро-Енисейского макрорегиона — территории, которая включает в себя Красноярский край, Иркутскую область, а также республики Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). План «Русского ковчега» включает несколько маневров — такую терминологию используют ученые-авторы проекта. «Демографический маневр» предполагает прирост населения в регионах Сибири. «Научно-индустриальный маневр» предполагает разработку новых месторождений полезных ископаемых, а также запуск инновационных производств. «Транспортный маневр» должен создать систему транзитных и внутренних магистралей. Наконец, «Экологический маневр» предполагает создание в Сибири безуглеродных зон, а также наращивание производства чистой энергии и воды.

Особое внимание разработчики проекта уделяют Минусинской котловине, где природные условия наиболее благоприятны и возможно развитие сельского хозяйства. Именно в этом месте может быть построен и инновационный город, который станет главной точкой общенационального прорыва.

Проект выходит за пределы Ангаро-Енисейского региона. Разработчики уделяют внимание Алтаю с его аграрным и оздоровительным потенциалом, а также необходимости организации скоростного транспортного сообщения между Омском и Новосибирском. Предполагается развитие арктической зоны, создание инфраструктуры для Северного морского пути, пишет информагентство REGNUM.

Запланировано появление новых сырьевых районов: добыча нефти в Красноярском крае, золота в Иркутской области. Кроме того, могут быть созданы Усть-Кутский и Удоканский минерально-сырьевые кластеры, Улуг-Хемский и Хакасский угольные районы.

По данным информагентства REGNUM, объем финансирования в первые годы реализации проекта может превышать 1,5 трлн рублей в год. При этом предусматриваются как частные, так и государственные вложения, которые будут осуществляться в том числе через нацпроекты. Объем средств Фонда национального состояния, который может быть направлен на реализацию «Русского ковчега», оценивается в 150 200 млрд рублей в год.

Оценки экспертов

Предложение министра обороны вызвало много критики. Подобных проектов в современной России пока не было реализовано. Однако эксперты считают, что для этого уже созданы все необходимые условия, и мы действительно можем стать очевидцами «квантового скачка» в освоении Сибири. К тому же на «прямой линии» в июне 2021 года президент Владимир Путин допустил перенос части федеральных ведомств и офисов крупных компаний в Сибирь, так что в свете всех событий «мегапроект» Шойгу выглядит вполне реалистичным, считают авторы ИА «Росбалт».

Впрочем, немало экспертов оценивают перспективы реализации проекта скептично. Так, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает утопической идею построить в Минусинской котловине новый мегаполис. Профессор Иркутского госуниверситета, доктор экономических наук Надежда Калюжнова, в комментарии «Телеинформу» отметила, что заявление Сергея Шойгу — «из прошлого века, из времен Советского Союза»:

— Какая потребность диктует создание новых городов в Сибири сегодня? Может быть, не хватает имеющихся? Что происходит в тех городах, которые есть в Сибири: практически везде идет постоянный отток населения. Всего в Сибирском федеральном округе проживают 17 миллионов человек. В 2020 году отсюда уехали примерно 114 тысяч человек, в 2019 году — почти 55 тысяч человек, в 2018 году — 29 тысяч. Отток идет во всех регионах Сибири, за исключением Новосибирской области. Там есть небольшой приток населения, в 2018 году туда приехали восемь тысяч человек. В прошлом году там тоже был приток — около двух тысяч. Существует миграционная волна — с востока на запад. Но это не показатель того, что люди стремятся в Сибирь, в частности в такой промышленный центр, как Новосибирск, из других регионов. Люди стремятся туда, где лучше, где благоприятные условия жизни, в первую очередь климатические.

Иногда говорят, что людям нужна, в первую очередь, зарплата. В Сибири есть некоторые регионы, где она сравнима с той, что существует в Приволжском или даже Центральном федеральном округе, куда идут основные потоки миграции. Но в Сибири есть регионы, где среднестатистический заработок такой же и даже выше. Например, это Новосибирская область, Алтайский край (средняя зарплата 29–31 тысяча рублей), Красноярский край (почти 40 тысяч), и даже в Иркутской области средняя зарплата около 25 тысяч рублей. Ну и что, люди остаются там из-за зарплат? Они уезжают, у той же Иркутской области всегда отрицательный миграционный отток. Недостаточно иметь высокий средний уровень заработной платы. Надо, чтобы у людей были перспективы или хотя бы серьезные льготы. Как это было в советские времена, когда существовала программа освоения северных территорий и районов Сибири и Дальнего Востока, где были северные надбавки, бесплатные путевки в санатории и скидки на транспорт, укороченные сроки выхода на пенсию и прочее.

Строить новые города, чтобы создать новую промышленность? Мы знаем такие города, которые были построены вокруг промышленного предприятия. И знаем, что они, в общем-то, обречены в перспективе, потому что, когда промышленная продукция этого предприятия становится не такой актуальной в системе общественного разделения труда, «летит» весь город, включая инфраструктуру, не говоря уже о занятости. Если строить новые города, это означает, что нужна и инфраструктура под них: нужно провести транспортные ветки, обеспечить социальную инфраструктуру. Людям нужны прогрессивные школы, вузы, чтобы дети могли получить хорошее образование, нужно здравоохранение. Это все надо будет создавать с нуля.

Почему это заявление из прошлого века? Вопрос об источниках средств на новые города. За счет каких статей предполагается выделять такие деньги из бюджета? Новые предприятия строят тогда, когда это выгодно. В этом случае его построят сами инвесторы. Деньги на это есть у олигархов. Но какая им от этого экономическая выгода? Предприятие они могут построить, но социальная инфраструктура, коммуникации — все это экономическую выгоду сведет на нет. Поэтому объекты добывающей промышленности и даже обрабатывающей выгоднее организовывать вахтовым методом, на период эксплуатации объекта. В бюджетах регионов таких средств тоже нет.

Теперь по поводу научно-промышленного города. Для науки вообще целый город не нужен: она развивается сейчас по сетевым законам, ученые общаются через телекоммуникационные системы. Развивается система «цифровых кочевников», специалисты и исследователи в новых сферах могут работать в любых городах. У нас уже создан научный город Сколково. Разве он стал известным и знаменитым научно-промышленным центром?

Давайте мы вложим средства в развитие инфраструктуры в тех сибирских городах, которые есть сегодня: в Красноярск, Новосибирск, Омск. Есть города поменьше, которые тоже являются центрами науки и промышленности — Иркутск, Томск и другие. Вложения в сибирские города, которые не надо строить с нуля, вполне могут окупаться и привлекать население.

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников

Один комментарий для “«Русский ковчег» для развития Сибири

  1. Есть в России трезвые головы! Согласна с Н. Калюжной: Нью-Васюки не нужны, Электроград повторит судьбу Сколково. Вашингтон, Бразилиа и Астана — это придатки Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, Алматы.
    Но стать третьей столицей после М.и СПб. невозможно. Это развал огромной страны. Хотя в свете прогнозов ООН по поводу климата, переселения народов к середине века имеет смысл. Может поэтому именно министр обороны закинул удочку? И откуда было у общественной организации столько средств на заказ концепции проекта? Ох, неспроста всё это… Готовимся к 2040-2050!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *