Суббота, Май 28, 2022

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Голос Хакасии — Клара Сунчугашева

Голос Хакасии — Клара Сунчугашева

Несомненно, абаканцам большинство героев этой рубрики, их имена хорошо знакомы, поскольку они — гордость нашей республики. Тем интереснее поближе рассмотреть личность талантливого человека, рожденного на древней земле Хакасии. А также узнать о сохраняемых им народных традициях и о происхождении фамилии. Клара Ефимовна СУНЧУГАШЕВА, народная артистка Хакасии. Ее всегда называли золотым голосом нашей малой родины.

Рождение звезды

Светлоглазая и улыбчивая, при жизни она всегда была такой — способной с первого взгляда покорять людей. Не так далеко то время, когда Клара Сунчугашева выходила на сцену и одной лишь красотой своего голоса навсегда завоевывала тысячи сердец.

Расцвет ее вокальной карьеры выпадает на вторую половину прошлого столетия. Понятия «звезда» еще не существует. Но уже тогда, в период заполитизированного социализма, она становится самой настоящей звездой. По мнению коллег­-музыкантов, с которыми в 60, 70, 80­-е годы ей приходится много гастролировать по Хакасии, до популярности Клары Сунчугашевой и сегодня мало кто дотягивается из вокалистов республики. Глядя на реакцию публики, сразу становилось понятно, что такое народный артист. Когда на сцену выходила Клара Сунчугашева, зал слушал ее затаив дыхание. У многих на глазах появлялись слезы.

Немало слез — не радости, а боли — будет и в ее жизни. Потеря двух супругов, безнадежно больная дочь, порой и профессиональная невостребованность. Но преодоление бесконечных препятствий на жизненном пути Сунчугашева лишь силой своего характера превращает в ступени к успеху. В хакасском народе есть поверье, что нельзя петь человеку. Поющий несчастлив. Так в ее личной жизни случилось и с Кларой Ефимовной.

…Она родилась у очень известных гор, которые называются Семь Дев, — это на реке Аскиз. Когда-­то там была деревня, теперь осталось только кладбище Сунчугашевых. Деревни той уже нет. Но гора эта вечная. Как и наша Земля.

Клара родилась в октябре 1941 года. Ее отца, Ефима Павловича Сунчугашева, конечно же, забрали на фронт. Мама, Татьяна Лаврентьевна, в те голодные годы зарабатывала на пропитание своим маленьким детям шитьем хакасской национальной одежды и обуви. А однажды, когда совсем стало туго, ей пришлось обменять у соседей на ведро муки последнюю ценную вещь — красивое зеркало. Певица вспоминала, что в доме была большая икона. Девочке года три было, мама говорила: «Молись, чтобы отец живым вернулся». И маленькая Клара, как умела, молилась. И отец вернулся. Прошагав всю войну — до самого Берлина. Вероятно, от гибели его уберегли молитвы дочери.

И потом всю жизнь, до конца своих дней, Клара Ефимовна активно ездила по святым местам Хакасии, прося у богов благословения для близких и далеких людей. Причиной тому — ее корни, которыми, по словам друзей, она глубоко сидела в родной земле.

Фамилия

Древний род, к которому принадлежит фамилия Сунчугашев, по мнению ученых, называется «горные (или речные) вОроны». И упоминается в именных списках ближнекаргинского рода, а также в ревизских сказках. «Сунчугашев» на русский язык переводится как «рослый», «растущий». Фамилия Сунчугашев, как и большинство фамилий, происходит от имени главы рода. Как правило, им был самый богатый и уважаемый человек.

По мнению исследователей, история данной фамилии начинается в конце 18­го века. В улусе на реке Аскиз появился русский переписчик и объяснил: надо записать братьев Сунчуг и Ачинка по одной фамилии. Ачинка сказал: «У брата Сунчуг больше скота, детей, к нему все родственники тянутся за помощью. Запишите по его имени». Так и получилась фамилия Сунчугашев.

У представителей рода «горных воронов» имелось аж девять родовых знаков. Что свидетельствует о многочисленности входивших в него фамилий. По-­хакасски это называется «танма». Значит, знак. Хакасы держали скот и метили животных этим клеймом. Никто не мог сказать: это мой конь или мой баран. Вот наш родовой знак, и не получится, чтобы кто-­то другой сказал: «Наш!» А вот по материнской линии прадедом Клары Ефимовны считается Анаш Катанов — проводник, друг и родственник знаменитого хакасского ученого и путешественника Николая Федоровича Катанова.

Однако Сунчугашева выбрала несколько иную жизненную дорогу. Она стала артисткой и в этом качестве побывала во многих странах мира, например Бельгии, Люксембурге, Греции, Монголии, Финляндии. Но прежде была учеба в Красноярском училище искусств по классу вокала, куда после прослушивания ей рекомендовал поступать сам Александр Кенель. А еще раньше — судьбоносное выступление на праздничном вечере в Аскизской школе-­интернате. Там Клара училась в старших классах. На следующий день после концерта девушка, что называется, про­снулась знаменитой. Пока — на весь Аскиз. Но настоящая слава придет, когда Клара Сунчугашева и Владимир Чаптыков на радиозаписи в Москве споют песню Георгия Челборакова «Белая береза». Так родился этот знаменитый дуэт.

Конечно, ее дуэт с Владимиром Чаптыковым — историческое событие для нашей культуры. Ими записано много хакасских песен, народных и композитора Георгия Челборакова. Многие нашу Хакасию представляют именно по этому гармоничному дуэту. «Белая береза» — про надежду на большую любовь. Ведь это у каждого в душе есть. Но лишь много лет спустя после первого исполнения песни Клара Ефимовна узнала, что авторы знаменитой «Белой березы» — композитор Георгий Челбораков и поэтесса Ольга Иптышева в момент написания песни были сильно влюблены. Каждый — в своего избранника. Возможно, поэтому она и получилась такой нежной, настоящей.

О собственной любви — к супругу Василию Кирбижекову, отцу ее сына Ильи — она не говорила посторонним. Это слишком большая потеря для Сунчугашевой… Василий Кирбижеков — знаменитый кинооператор, снявший многосерийный художественный фильм «Угрюм­-река» с Людмилой Чурсиной в главной роли. Он также работал фотографом в Хакасском национальном театре. Многие вспоминают: Кирбижеков и Сунчугашева были необыкновенно гармоничной парой. Но Василий Ильич ушел из жизни, когда его горячо любимому сыну исполнилось всего девять месяцев. Клара Ефимовна до конца своих дней была верна памяти мужа. Окружающие всегда отмечали: Клара Ефимовна обладала уникальной способностью любить. Много лет прошло, как не было с ней Василия Кирбижекова. Но она о нем всегда говорила так, будто он рядом. Такая глубоко затаенная любовь.

Музыка

А вот любовь к музыке в биографии народной артистки Хакасии, заслуженной артистки Тувинской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР Клары Сунчугашевой выражена множеством фактов. Более двух десятилетий она была солисткой легендарного хакасского ансамбля песни и танца «Жарки». В 1980 году на всесоюзной фирме «Мелодия» вышла грампластинка с записями ее песен. Наиболее ярко она себя показала, когда в 1980 году в Абакане ставили оперу Александра Кенеля «Чанар­хус». Там она пела партию матери. Вспоминается прекрасный голос, яркое драматическое исполнение этого образа.

Она активно ездила по Хакасии. В составе группы лучших артистов областного концертного бюро выступала прямо на полевых станах во время уборки урожая перед обычными тружениками. Ее неповторимое лирическое сопрано завораживало сердца. Песни — о родине, о любви. На таких песнях выросло не одно поколение. Такие люди — по­движники, которым не безразлично, как живет чабан или доярка. Они питали зрителей духовной пищей. Такие поездки — это и человеческое общение. С ней легко было общаться, она не только умный, но и мудрый человек. По важным вопросам жизни у нее всё взвешенно. Она была человеком не быстрых решений, но очень основательных.

Более тридцати лет своей жизни Клара Ефимовна посвятила ученикам, работая преподавателем вокала в Абаканском музыкальном училище. Не каждый артист любит, чтобы ему в спину кто-­то дышал. Но Сунчугашева понимала: мастерство надо передавать. Именно по ее инициативе в училище появилось хакасское отделение народных инструментов. Сунчугашева — автор­-составитель сборника «Хакасский песенный фольклор». В него вошло всё, что еще в сороковых годах прошлого столетия собрал композитор Александр Кенель.

Наследие

Как общественный деятель, певица стала инициатором возвращения в 2003 году на историческое место в Аскизскую степь святыни хакасского народа — каменной бабушки Хуртуях-­Тас. Она вообще много знает о традициях своих предков. И как они, убеждена: люди — не хозяева природы, а всего лишь ее дети. Хозяин огня есть, любила говорить Сунчугашева. Это очень большая традиция. Даже приняв христианство, хакасы никогда не забывали покормить огонь. И есть хозяин порога. По­русски — это присесть на дорожку. Так как из мира дома мы переходим в другой мир — на улицу, где другие люди. Хозяина порога тоже надо покормить. Она всегда держала в доме айран, щедро угощая этим напитком друзей и близких. Очень любила талган. И бережно относилась к национальной одежде, которая у нее тоже не выходила из употребления.

«Она человек очень добропорядочный, мудрый, несуетный» — так характеризовали ее коллеги. Настоящий представитель своего народа. Человек от природы. От природы Хакасии. В чем она была хакаска? Во­первых, это язык. Она так владела им, так говорила сладко! Дальше — интеллигентность, которой нельзя научиться. Стать, порода — в ней это было. Люди видели в ней богатыршу из какого­-нибудь хакасского эпоса: дай ей доспехи — и она отстоит свою землю! Сунчугашева — явление, легенда. Она стала воплощением красоты, мудрости и высоких нравственных качеств женщины вообще и женщины хакасского народа — в частности.

Но об одном горячо любящая Хакасию артистка все-­таки сожалела. О том, что не завершила учебу в Ленинградской консерватории, куда Клара Сунчугашева поступила, уже имея на руках грудного ребенка. Днем она училась, вечером работала на кондитерской фабрике. Малыш круглые сутки был в яслях. Через месяц такой жизни муж забрал ребенка в Хакасию. По окончании первого курса Кларе тоже пришлось проститься с мечтой и невскими берегами.

Судьба приготовила этой женщине немало испытаний. Но и радостных побед в ее жизни было немало. Золотой нитью настоящего таланта биография обычной девочки из маленькой хакасской деревни соединяется с именами таких уникальных людей, как Михаил Кильчичаков, Александр Кенель, Георгий Челбораков, Сара Словина.

…Она ушла из жизни недавно — 24 ноября 2020 года. Ей не исполнилось и 80 лет. Но голос, ее уникальный, неповторимый голос будет жить в наших душах.

Галина ОВЧАРЕНКО
Фото из открытых источников

Один комментарий для “Голос Хакасии — Клара Сунчугашева

  1. Большое спасибо за память и добрые слова о Кларе Сунчугашевой! Да, это был один из столпов хакасского общества. И как хорошо, что мы живем в то время, когда можно записать все на аудио- и кинопленку, послушать и посмотреть прекрасную певицу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *