Вторник, Март 2, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Высота, дающая крылья. О возможностях воспитанников абаканского детского сада «Орленок»

Высота, дающая крылья. О возможностях воспитанников абаканского детского сада «Орленок»

Абакан справедливо относят к городам, где счастливое детство — один из приоритетов в работе муниципальных властей. Сегодня в столице Хакасии созданы все условия для развития юных талантов в любом направлении, в том числе и для детей, имеющих проблемы со здоровьем. Подтверждением этому, среди прочего, служит деятельность абаканского детского сада компенсирующего вида «Орленок», работники которого помогают ребятишкам, имеющим проблемы в работе опорно-двигательного аппарата, развиваться и достигать успехов в любимом деле.

Все, что нужно для особенных деток
Детский сад «Орленок» работает в Абакане уже пятьдесят пять лет, однако дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида он стал лишь в начале 1990-х годов. За это время педагоги накопили немалый опыт работы с детьми, требующими особого внимания. Правда, без специального оснащения работать с детками, не имеющими возможности не только передвигаться, но иногда даже и сидеть самостоятельно, было очень непросто. Еще лет пять-десять назад посещение детского сада для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, вынужденными передвигаться на инвалидных колясках, было зачастую несбыточной мечтой. Сегодня, благодаря техническому оснащению и специальному оборудованию, приобретенному в рамках целевых государственных программ, абаканский детский сад компенсирующего вида «Орленок» имеет возможность принимать даже ребят, не умеющих самостоятельно передвигаться. В настоящее время воспитанникам «Орленка» доступно все, чем могут заниматься их сверстники в обычных детских садах: развивающие занятия с педагогами, занятия физкультурой, в том числе и в бассейне, прогулки и игры на свежем воздухе на игровой площадке. Как убеждены педагоги, несмотря на имеющиеся проблемы со здоровьем, их воспитанники — это обычные дети, веселые и озорные, любознательные и активные. В том, что это действительно так, корреспондент «Абакана» имел возможность убедиться лично: во время прогулки ребят на свежем воздухе на территории сада стоял такой же веселый шум и гам, как в обычных детсадах города.

— «Орленок» реализует адаптированную образовательную программу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день сад посещает 70 ребятишек, для них работают 4 группы полного пребывания и 4 группы кратковременного пребывания. Дети из групп кратковременного пребывания занимаются по индивидуальному графику, дело в том, что у наших воспитанников наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть и сопутствующие проблемы со здоровьем, поэтому для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, с учетом всех его особенностей и потребностей. В нашем саду работают воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психологи, логопеды, также работают 4 дефектолога, то есть, мы имеем возможность оказать каждому ребенку именно ту помощь, в которой он нуждается. Что касается технического оснащения, то сегодня у нас есть все необходимое как из оборудования (инвалидные кресла, специализированная мебель для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вертикализаторы, ходунки и т. д.), так и просто из необходимого для развития ребятишек (интерактивные столы, доски, интерактивные песочницы, сенсорное оборудование в каждой группе). Наши специалисты активно применяют в своей практике различные компьютерные программы, позволяющие корректировать, работать с мозговыми дисфункциями, тем самым мы развиваем и двигательную активность ребенка. Наши педагоги создают все условия, чтобы дети не просто получали необходимую помощь от специалистов-дефектологов, но и при этом каждому ребенку было в саду комфортно и интересно, — вкратце знакомит со спецификой деятельности «Орленка» его руководитель Наталья ФИЛИМОНОВА.

Техническое оснащение в работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, безусловно, очень важно, однако гораздо важнее, какие специалисты работают с этим оборудованием. Не будет преувеличением сказать, что все сотрудники «Орленка» — люди особенные, отличающиеся особой добротой и любовью к детям. Ведь с особыми детьми могут работать только особые педагоги, специалисты с большим сердцем.

— Коллектив у нас небольшой, но, несмотря на сложность работы с особенными детками, стабильный, все большие профессионалы своего дела — большая часть сотрудников имеет более чем 20-летний стаж в «Орленке». Несмотря на столь серьезный опыт работы с детьми, требующими особого внимания, все наши «стажисты» — специалисты, всегда готовые получать и применять в своей практике новые знания, методы работы. В этом году пандемия коронавируса сказалась и на нашей работе: все специалисты освоили методы онлайн-работы, продолжили дистанционно консультировать родителей наших воспитанников На протяжении многих лет реализуется в «Орленке» и такой интересный проект, как консультационное бюро «Точка опоры» — на консультацию специалистов детского сада (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.) могут прийти все, кому это необходимо, в том числе и родители здоровых ребятишек из других детсадов Абакана, — отмечает заведующая детским садом.

Стоит отметить, что моя собеседница руководит работой «Орленка» чуть больше года, однако за столь короткий срок Наталья Юрьевна успела предложить коллегам и родителям воспитанников сада много интересных проектов. До прихода в «Орленок» Наталья Филимонова работала педагогом-психологом в одном из абаканских детсадов (в ее профессиональной биографии есть и абсолютная победа во всероссийском конкурсе), кроме того, известный в городе психолог вела и частную практику. Сегодня этот огромный опыт предыдущей работы, как отмечает Наталья Юрьевна, здорово ей помогает и в деле оказания помощи особенным детям, их родителям.

Рецепт особенного счастья
— Как специалист-психолог, могу утверждать: состояние ребенка, его возможности развиваться и осваивать новое, умение выстраивать коммуникации и многое другое напрямую зависят от того, насколько мама чувствует себя счастливой и здоровой. Поэтому для мам наших воспитанников совершенно бесплатно я провожу, можно сказать, небольшие тренинги — встречи, где мы учимся восполнять собственные ресурсы, чтобы у них была энергия вдохновлять своих деток. Наши встречи мы назвали «Рецепт особенного счастья». Также вместе с педагогами сада, родителями мы реализуем интересный проект «Воскресное утро с пользой». По выходным мы встречаемся с нашими детками и их родителями в кафе, читаем психологические сказки, общаемся, в общем занимаемся различной продуктивной деятельностью. Правда, пандемия и здесь внесла коррективы, очень надеюсь, что вскоре мы возобновим наши встречи в кафе, — рассказывает о своей деятельности руководитель сада.

Педагоги «Орленка» реализуют и такой событийный проект: в саду устраиваются тематические дни, как правило, это какие-то праздники, интересные детям — День снеговика, День добра, День улыбок, веселым можно сделать даже День зубной щетки. Через такой интересный для ребенка праздник строится его познавательная деятельность. А еще всех без исключения юных «орлят» учат профессии тележурналиста — в каждой группе с утра идет выпуск «Новости “орлят”». В большую телевизионную рамку заходит ведущий-ребенок и рассказывает, что интересного он узнал за вчерашний день. Тем самым у дошколят тренируется память, развивается речь, появляются навыки публичного выступления. Также
педагоги «Орленка» записывают небольшие видеозарисовки — «Лайфхаки для родителей», где делятся советами, как обычную повседневную деятельность превратить в развивающую.

Рассказать обо всех реализуемых творческим коллективом «Орленка» интересных проектах в рамках одной публикации просто невозможно. Об активной работе педагогов может свидетельствовать тот факт, что данный детский сад получил статус региональной инновационной площадки «Семейный тьютериал». Взаимодействие педагогов детсада с родителями важно даже тогда, когда речь идет о здоровых детках, а в случае с воспитанниками «Орленка» (здесь занимаются и дети с ДЦП, дети с нарушениями речи, интеллекта) — это просто жизненно необходимо.

— Родители — это главные люди в жизни ребенка, именно они, а не детский сад, не школа, формируют личность ребенка. Педагоги могут выступать лишь в роли помощников, наставников для родителей. Безусловно, все родители любят своих детей, но с точки зрения психологии любовь — это искренняя заинтересованность в развитии того, кого ты любишь. Поэтому наша основная задача — помочь родителям так организовать взаимодействие со своими детками, чтобы это общение способствовало их развитию, что вдвойне актуально для семей, где воспитываются дети с особенностями здоровья. Вообще девиз нашей работы таков: «У тех, кто выбирает высоту, вырастают крылья!» Нужно всегда стремиться задавать себе высокие цели, работать над их достижением и научить этому своих детей! — таким советом завершает нашу беседу заедующая детским садом для особенных» ребятишек Наталья Филимонова.

Ольга КАРАЧАКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *