Четверг, Декабрь 2, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Графический подарок городу

Графический подарок городу

Фонды Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских пополнились графическими работами заслуженного работника культуры Хакасии, художника, которого знают и любят не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами — Георгия Николаевича Сагалакова. Он подарил 16 самобытных работ, выполненных в технике линографии, линогравюры и «бумага–тушь–перо». Наш корреспондент встретилась с именитым мастером, чтобы узнать больше о графических техниках, в которых он работает, и о том, почему ему хочется делать такие подарки Абаканской картинной галерее.

— Георгий Николаевич, расскажите, почему вы решили выбрать графику, чем она вас заворожила?

— Когда я начинал, это был 1982 году, я только приехал в Абакан. Устроился в Хакасское национальное книжное издательство в качестве художественного редактора. Так, можно сказать, вся моя жизнь связана с изучением книжного дела, даже учился в полиграфическом институте. Я больше занимался книжной графикой — это искусство, в которое входит создание макета, поиск шрифта. Взаимо-связь начертания рисунка и начертания шрифта. В то время, когда я начинал работать, полиграфия была еще слабая, мы больше газеты печатали, книги, это так называемый линотип, все относится к высокой печати. У нас были рисунки больше черно-белого плана в технике «бумага–тушь–перо». Я занимался иллюстрациями книг. Также осваивал станковую живопись, линогравюры вырезал. Чередовал, потому что одним делом заниматься очень тяжело. А ведь лучший отдых — это смена вида деятельности. Вот я и менял.

— Вы сказали «станковая живопись». А что это за техника?

— Станковая живопись — это отвлеченная тема, она может существовать отдельно, сама по себе. В отличие от иллюстрации, которая продолжает и дополняет текст. Она сложна, но интересна по-своему.

— Георгий Николаевич, вы занимались иллюстрацией книг, назовите самые важные из них.

— Мне пришлось оформить такие книги, как «Книга Памяти» в двух томах. Там я разрабатывал макет, обложку. Также мне довелось оформлять «Красную книгу животных Хакасии». Иллюстрировал хакасские учебники. Очень много учебников
перерисовал, от букваря до старших классов. Это отдельный вид учебной литературы. Здесь своя специфика: нужно вчитываться в текст, изучать его и пытаться найти такой художественный язык, чтобы передать информацию, то, что было заложено в основе учебника.

Первый снег. Шушенское
Первый снег. Шушенское
— Я знаю, что практически никто, кроме вас, не занимается линогравюрой у нас в городе. А что это такое, что она из себя представляет и как создается?

— Есть очень много видов графики. А чем мы занимаемся — это линогравюра. Это гравюра на линолеуме. Гравюра — это рисунок, вырезанный на каком-то материале. Если используется дерево, тогда это уже называется ксилография. Линогравюру изобрели во Франции в 1860-х годах, то есть сам линолеум. Это очень хороший материал, художники, когда это поняли, начали его использовать. Он и краску хорошо отдает. А русские художники до революции часто ездили в Европу. Они увидели этот способ и материал, сразу же привезли в Россию. В советское время он специально выпускался на заводе для гравюр. Сейчас мы перешли на половое покрытие, называется гомоген. Как создается линогравюра: сначала делается рисунок карандашом на бумаге, отрезается нужного формата лист, затем покрывается черной краской, на него переводится рисунок. Линогравюра всегда вырезается в зеркальном отражении. Для создания работы обязательно нужен специальный печатный станок. Кстати, две работы, которые я подарил, выполнены в технике литографии. В природе есть такой материал, как камень. Он и мягкий, и в то же время прочный. Его нарезают кусками, потом шлифуют их друг об друга. Это литографский камень. Когда отшлифуешь, берешь литографскую тушь и начинаешь делать рисунок. Потом работой занимается печатник, то, что нарисовано, он обрабатывает кислотой, ну, и печатает.

— У вас очень интересные работы. Где их видели, кроме нашей республики?

— Я участвую во многих выставках, и по условиям моя графика оседает там. В 2009-м на российской выставке в Архангельске выставил живопись. В 2013 году я попал на зональную выставку «Сибирь — XII», в 2016 году — международная выставка «Триенале современной графики», здесь собираются художники со всего мира. В этом же году опять российская выставка, но здесь я уже представил графические работы. Четыре отправил, и все осели там. Еще мне посчастливилось принять участие в выставке в Лондоне, там у меня живопись. В 2018-м — зональная выставка в Новосибирске. Туда я тоже отправил живопись. В 2018 году снова Международная выставка по графике, я представил линогравюру. В этом году выставка в Екатеринбурге, там две мои линогравюры. Все работы, которые были оценены на этих выставках, я подарил Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских. Поэтому, помня Федора Ефимовича Пронских и уважая всех, живущих в Хакасии, решил свои работы подарить галерее, их 16, техники разные — карандаш, бумага–тушь–перо, рисунок и линогравюры.

Абакан 24
16 подписчиков
Графический подарок городу
Сегодня
Поэт Валерий Майнашев
Поэт Валерий Майнашев
Фонды Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских пополнились графическими работами заслуженного работника культуры Хакасии, художника, которого знают и любят не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами — Георгия Николаевича Сагалакова. Он подарил 16 самобытных работ, выполненных в технике линографии, линогравюры и «бумага–тушь–перо». Наш корреспондент встретилась с именитым мастером, чтобы узнать больше о графических техниках, в которых он работает, и о том, почему ему хочется делать такие подарки Абаканской картинной галерее.

— Георгий Николаевич, расскажите, почему вы решили выбрать графику, чем она вас заворожила?

— Когда я начинал, это был 1982 году, я только приехал в Абакан. Устроился в Хакасское национальное книжное издательство в качестве художественного редактора. Так, можно сказать, вся моя жизнь связана с изучением книжного дела, даже учился в полиграфическом институте. Я больше занимался книжной графикой — это искусство, в которое входит создание макета, поиск шрифта. Взаимо-связь начертания рисунка и начертания шрифта. В то время, когда я начинал работать, полиграфия была еще слабая, мы больше газеты печатали, книги, это так называемый линотип, все относится к высокой печати. У нас были рисунки больше черно-белого плана в технике «бумага–тушь–перо». Я занимался иллюстрациями книг. Также осваивал станковую живопись, линогравюры вырезал. Чередовал, потому что одним делом заниматься очень тяжело. А ведь лучший отдых — это смена вида деятельности. Вот я и менял.

— Вы сказали «станковая живопись». А что это за техника?

— Станковая живопись — это отвлеченная тема, она может существовать отдельно, сама по себе. В отличие от иллюстрации, которая продолжает и дополняет текст. Она сложна, но интересна по-своему.

— Георгий Николаевич, вы занимались иллюстрацией книг, назовите самые важные из них.

— Мне пришлось оформить такие книги, как «Книга Памяти» в двух томах. Там я разрабатывал макет, обложку. Также мне довелось оформлять «Красную книгу животных Хакасии». Иллюстрировал хакасские учебники. Очень много учебников
перерисовал, от букваря до старших классов. Это отдельный вид учебной литературы. Здесь своя специфика: нужно вчитываться в текст, изучать его и пытаться найти такой художественный язык, чтобы передать информацию, то, что было заложено в основе учебника.

Первый снег. Шушенское
Первый снег. Шушенское
— Я знаю, что практически никто, кроме вас, не занимается линогравюрой у нас в городе. А что это такое, что она из себя представляет и как создается?

— Есть очень много видов графики. А чем мы занимаемся — это линогравюра. Это гравюра на линолеуме. Гравюра — это рисунок, вырезанный на каком-то материале. Если используется дерево, тогда это уже называется ксилография. Линогравюру изобрели во Франции в 1860-х годах, то есть сам линолеум. Это очень хороший материал, художники, когда это поняли, начали его использовать. Он и краску хорошо отдает. А русские художники до революции часто ездили в Европу. Они увидели этот способ и материал, сразу же привезли в Россию. В советское время он специально выпускался на заводе для гравюр. Сейчас мы перешли на половое покрытие, называется гомоген. Как создается линогравюра: сначала делается рисунок карандашом на бумаге, отрезается нужного формата лист, затем покрывается черной краской, на него переводится рисунок. Линогравюра всегда вырезается в зеркальном отражении. Для создания работы обязательно нужен специальный печатный станок. Кстати, две работы, которые я подарил, выполнены в технике литографии. В природе есть такой материал, как камень. Он и мягкий, и в то же время прочный. Его нарезают кусками, потом шлифуют их друг об друга. Это литографский камень. Когда отшлифуешь, берешь литографскую тушь и начинаешь делать рисунок. Потом работой занимается печатник, то, что нарисовано, он обрабатывает кислотой, ну, и печатает.

— У вас очень интересные работы. Где их видели, кроме нашей республики?

— Я участвую во многих выставках, и по условиям моя графика оседает там. В 2009-м на российской выставке в Архангельске выставил живопись. В 2013 году я попал на зональную выставку «Сибирь — XII», в 2016 году — международная выставка «Триенале современной графики», здесь собираются художники со всего мира. В этом же году опять российская выставка, но здесь я уже представил графические работы. Четыре отправил, и все осели там. Еще мне посчастливилось принять участие в выставке в Лондоне, там у меня живопись. В 2018-м — зональная выставка в Новосибирске. Туда я тоже отправил живопись. В 2018 году снова Международная выставка по графике, я представил линогравюру. В этом году выставка в Екатеринбурге, там две мои линогравюры. Все работы, которые были оценены на этих выставках, я подарил Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских. Поэтому, помня Федора Ефимовича Пронских и уважая всех, живущих в Хакасии, решил свои работы подарить галерее, их 16, техники разные — карандаш, бумага–тушь–перо, рисунок и линогравюры.

Хыс Тас
Хыс Тас
— Георгий Николаевич, ведь это уже не первый дар от вас Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских. Почему именно эта галерея выбрана вами, и за что, если позволите, такая щедрость?

— Меня судьба свела с Федором Ефимовичем Пронских. Когда я приехал в Абакан, он был директором галереи. Тогда они арендовали помещение в 20-й школе. Федор Ефимович мне помог. Наше знакомство и общение длилось много лет, он ко мне тепло относился. Федор Ефимович был, в хорошем смысле, фанатиком. У себя в галерее собрал работы больших художников. А ведь все это он делал не для себя — для Абакана. Я не осмеливался тогда подарить ему свои работы, все ждал, когда наберусь мастерства. В свое время я не смог это сделать, поэтому дарю сейчас.

— Георгий Николаевич, спасибо за интересную беседу.

Теперь каждый житель и гость Абакана сможет в полной мере наслаждаться графическими работами Георгия Сагалакова. Кстати сказать, у художника еще много задумок, которые ждут воплощения. И одна из них уже создается мастером. Скажу лишь, что она живописная.

Анжелика МИХЕЛЬСОН
Фото из фондов Абаканской картинной галереи им. Ф.Е. Пронских

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *