Пятница, Апрель 16, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Как общаются дети друг с другом. Особенности коммуникации от двух до семи

Как общаются дети друг с другом. Особенности коммуникации от двух до семи

Подрастая, дети явно обращают внимание друг на друга, тянутся друг к другу, а если навстречу едут две коляски, то устремляют внимательный взгляд на своего сверстника. ВСЕ дети. Но вопрос — а что они видят, кого? Он не похож ни на взрослого, ни на игрушку. Итак…

От улыбки…

Подрастая, детишки проявляют определенную инициативность. В два года пытаются привлечь к себе внимание сверстника. Действия малыша, адресованные другому, различны по сути.

В первую очередь объектные. Сначала другой ребенок выступает как предмет, как игрушка. Для этих действий характерна жесткость, бескомпромиссность. Дети тянут того, другого, за руки и волосы, могут покрутить ухо. Вторая группа действий сближает общение со сверстниками и со взрослыми. Это взгляд в глаза, улыбка, попытка поговорить — субъектные действия. Дети визжат, толкаются, носятся друг за другом, топают, хлопают — такое вот взаимодействие. Очень важная его характеристика — подражательность. И «заразительность». Один завизжал, и второй, и третий, и…

Мы вместе!

С возрастом частота общения детей увеличивается. Этими движениями они привлекают внимание друг друга. Очень яркая эмоциональная насыщенность. Детям общение приносит просто море удовольствия! Но уже через час малыш забудет, с кем общался, общение еще не личностное. Главное — сверстник. Общение бессодержательное, своеобразное.

Что дает такое общение маленькому? Вопрос очень важный. Когда ребенку нужен сверстник? У него еще нет избирательного отношения. Ему всё равно, с кем носиться, проще говоря. Подражание другому ребенку закладывает очень важный фундамент. Мы вместе, мы похожи. И когда дети сливаются в экстазе такого единения, у них возникает очень важное чувство общности с другим человеком.

Опять же, это возникает не всегда. Для детского дома характерны объектные отношения. А в нормальных условиях отношение это складывается под влиянием взрослого.

 
 

Надо

Сама потребность в общении со сверстником только складывается. По своей интенсивности оно уступает общению со взрослым или игре с машинками-куколками. В дошкольном возрасте дети начинают хорошо говорить, возникает так называемое внеситуативное общение.

Они уже могут говорить о том, что не представлено здесь и сейчас. Где я был вчера, какое мороженое я люблю, куда мы пойдем завтра. Тему они не подхватывают, каждому хочется рассказать свое. «А у нас в квартире газ, а у нас водопровод, вот!» Интерес к другому ребенку редко, но проскальзывает. Внеситуативными становятся детские отношения. Возникают избирательные предпочтения, а также феномен дружбы.

Замечу, что игра — это очень важная школа общения. В дошкольном возрасте надо играть. Это важно для развития. Дети неиграющие очень много теряют в своем развитии.

Кстати, детская игра не терпит зрителей. Она дарит энергию. Сверстник стимулирует инициативность, активность, положительные эмоции. Две стороны такого общения — инициативность и чувствительность. В игре дети учатся согласовывать свои замыслы.

Это очень важная практика взаимодействия. Услышать, поддержать, согласиться. Да, важно слышать партнера и отвечать ему! А если дети не умеют играть… Они либо носятся, как малыши, либо каждый сидит в своем углу.

Реальность? Воображение?

В пять лет вы можете заметить у ребенка уже стремление опередить, превзойти. Он сравнивает себя с другими. Одного ребенка ставят в центр и говорят: «Смотрите, какая красота…» В два года это проходит прекрасно — все смотрят, восхищаются. А пятилетние дети начинают кричать: «Почему вы хвалите ее? А я?!» Потребность в уважении начинается у ребенка в три года в сфере общения со взрослыми, а в пять лет она переходит уже в сферу общения с детьми.

Для детей очень важны так называемые «прогулки в парах». Для малышей это такое захватывающее, ответственное действие. Дети еще не могут играть друг с другом в предметные игры, сами. Или под руководством взрослого. «Играйте вместе! Вот вам формочки, ведерко, лопатка». Но играть вместе им пока трудно.

Такое эмоционально-практическое взаимодействие продолжается до четырех лет. В четыре года происходит решительный перелом. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что играть с другим интереснее, чем одному. И интересней, чем со взрослым. Дети тянутся друг к другу. Эта общая фраза: «Хочу к Диме, Оле, Тане, Грише!» Знакомо? Потребность в общении со сверстниками становится осознанной и сильной. Общение становится содержательным, и его содержание — игра. Сюжетно-ролевая. И она становится совместной. Два уровня — реальный и воображаемый.

В сентябре напишу о школе, обязательно затрону очень неспокойную тему — агрессия, замечательную тему — дружба. Счастливого отдыха, мои дорогие читатели!

Лика КРАСКО
Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *