Понедельник, Июль 26, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > А памятники-то за что?

А памятники-то за что?

Истерия в США взяла новую планку. Внезапно в смерти афроамериканца Флойда оказались виноваты еще и памятники. Протестующие крушат статуи «отцов Америки», требуют убрать их с городских улиц, обвиняя современное государство в культе работорговли. В считаные дни этот тренд перекинулся и в Старый Свет. Англия, Франция, другие страны… О том, зачем и кому нужна война с памятниками, рассуждает Анзор Сабанов.

История вандализма

История войны с памятниками, монументами и мемориалами насчитывает не одно тысячелетие. Завоеватель, оккупировав территорию вражеского государства, активно устранял память о славном прошлом покоренного. Кое-где, как в Карфагене, это и вовсе достигло легендарных масштабов. Разрушили не то что памятники — целый город.

Еще есть пример крушения Рима под ударами германских племен. С падения памятников великих римских скульпторов начались темные времена Средневековья. Желание погрузить общество в прошлое прослеживается и в действиях современных террористов Ближнего Востока. Уничтожение памятников Пальмиры, легендарных статуй Будды и так далее.

Но все это война. Которая, как известно, никогда не меняется. Разрушение есть ее суть. В Америке сегодня мы становимся очевидцами совершенно иной традиции. Традиции уничтожения истории страны ее же гражданами. И как это ни печально, одними из зачинателей этой традиции стали наши с вами предки, которые в начале XX века с каким-то нечеловеческим остервенением сносили все свидетельства существования Российской империи. В 90-е годы досталось уже советским идолам. Валяющийся на брусчатке «железный Феликс» лично для меня — один из символов наступления демократии на Россию.

И вот настала очередь граждан США. Это ведь страна, для которой права ее жителей сакральны. По крайней мере, так принято считать. И, похоже, возможность грабить магазины, избивать законопослушных земляков и сносить памятники под прикрытием невнятных лозунгов протестующие теперь считают своим неотъемлемым правом.

Только за последние несколько дней были снесены скульптуры Христофора Колумба, которого активисты Black Lives Matter почему-то назвали «лицом геноцида», в Бостоне, Сент-Поле, Камдене, Ричмонде. Но основной удар пришелся по памятникам конфедератам. Им припомнили все: и рабовладельческий характер Южных штатов, и их противоборство идеям создания США… К слову, война с конфедератами в камне началась еще несколько лет назад с санкционированного сноса памятника генералу Конфедерации Роберту Ли. Это стало своего рода сигналом, что историю можно если не переписать, то хотя бы что-то из нее вычеркнуть. И вот сегодня спикер палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси призывает коллег убрать 11 статуй конфедератов из Капитолия. Цитата: «Их статуи воздают должное ненависти, а не наследию».

Вслед за американцами за старое, в смысле за памятники, взялись и жители Старого света. Уинстон Черчилль и Эдвард Кольстон в Англии, Жан-Батист Кольбере во Франции и все тот же Христофор Колумб в Ирландии и Испании.

 
 

Немного аналогий

Вообще вся эта история с памятниками — это, конечно, один из симптомов глобального обсессивно-компульсивного расстройства, очагом которого стали США. Здесь дело даже не в протестах… Еще раньше официальные власти США, активисты и правозащитники попытались не то что переписать историю, а исправить ее. Под девизом «Толерантность для всех!» началась трансформация феномена рабства в некую эпохальную обиду, нанесенную одними жителями США другим. То есть, то, что сегодня по большому счету — не более чем эпизод истории, вдруг стало обретать черты человеческих взаимоотношений. А это самая благоприятная среда для развития фанатизма. Просто потому, что у любой идеи всегда есть противники. Вот и в этом случае политика властей привела к внутреннему протесту тех же полицейских, которые, да, жестко, но делают свою работу. Собственно, жесткие задержания афроамериканцев, на мой взгляд, это как раз проявление внутреннего несогласия с властью.

На деле же история афроамериканского рабства мало чем принципиально отличается от истории русского крепостничества. В нашей стране протест случился буквально через несколько десятилетий после обретения крепостными свободы и вылился в две революции, гражданскую войну и попытку построения коммунизма в отдельно взятом государстве. И только после всего этого противостояние по линии «господа–холопы» ушло в прошлое. И то после устранения господ как класса.

Нечто похожее происходит сегодня в США. С момента окончательного объявления равноправия как раз минуло несколько десятилетий, но противоречие так себя и не исчерпало. И вот он, закрутился маховик, наматывающий на себя гремучую смесь из насилия, политических лозунгов, всеобщего недовольства, спровоцированного коронавирусом. Не факт, что это выльется в революцию, конечно, но пересмотр парадигмы государственной политики в США определенно намечается. Тем более, что своего веского слова еще не сказали консервативные американцы, которые пока вроде терпят творящийся бардак, но оружие из сейфов уже достали.

В Англии же действия активистов Black Lives Matter уже встретили сопротивление со стороны общества. На защиту памятников и порядка встали футбольные фанаты, у которых всеобщая истерия с толерантностью вот уже несколько лет стоит как кость в горле. В большинстве своем это обычные работяги, крайне далекие от ценностей феминизма, нетрадиционных сексуальных отношений и расового равноправия. Не потому, что они махровые реакционеры, а потому, что им по большому счету плевать, кто какого цвета и какого пола. Но когда эти ценности им пытаются привить насильно, вспыхивает ненависть.

В общем, все идет к тому, что к концу 2020 года Западное общество окажется окончательно расколото. Если, конечно, власти нескольких стран не вспомнят, что основная цель их существования не в декламации лозунгов, а в поддержании правопорядка. Но как его поддержишь, если на носу выборы и терять избирателей жуть как не хочется?

А памятники продолжают падать в бездну мракобесия. Как тут не вспомнить знаменитую картину Жозефа-Ноэля Сильвестра «Разграбление Рима». Кто бы мог подумать, что написанная в 1890 году работа в 2020-м окажется актуальной как никогда.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *