Суббота, Июль 11, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Золотой ключик» Тарики Албычаковой в деле изучения хакасского языка

«Золотой ключик» Тарики Албычаковой в деле изучения хакасского языка

Абаканские воспитатели вышли в финал в двух номинациях. В номинации «Методика и практика обучения родному языку» финалистом стала воспитатель детского сада «Золотой ключик» Тарика Альбертовна Албычакова. В номинации «Практика использования цифровых ресурсов в обучении родному языку» финалистом стала воспитатель детского сада «Кристаллик» Евгения Сергеевна Кискидосова. Евгению Сергеевну представлять читателям «Абакана» необходимости нет — опытный педагог, неоднократный победитель республиканских, общероссийских и международных конкурсов. Кроме того, Евгения Кискидосова охотно делится накопленным опытом, интересными методическими наработками с начинающими коллегами на различных мероприятиях, в том числе и республиканского уровня. Поэтому «Абакан» сегодня предлагает своим читателям познакомиться со вторым финалистом конкурса, молодым педагогом Тарикой АЛБЫЧАКОВОЙ.

Впрочем, к начинающим специалистам нашу собеседницу также уже не отнесешь, с дошколятами Тарика Альбертовна работает шесть лет, на протяжении двух из них прививает абаканским ребятишкам интерес к хакасскому языку и культуре. Сама Тарика Албычакова не просто в совершенстве владеет родным для нее хакасским языком, воспитатель всей душой болеет за сохранение и развитие второго государственного языка республики. В своей семье она создала все условия, чтобы родной язык стал разговорным и обе ее дочери могли свободно на нем изъясняться. Возможно, столь трепетное отношение к языку и культуре у Тарики Альбертовны сохранилось благодаря воспитанию, полученному в раннем детстве.

— Родом я из небольшой деревни Аскизского района, моя бабушка Надежда Дмитриевна Сагалакова работала там заведующей сельским клубом. Она была очень творческим человеком: проводила множество мероприятий для жителей деревни, участвовала во всех районных конкурсах, все они, как правило, были связаны с культурой и традициями хакасского народа. Все это было на моих глазах, при моем непосредственном участии — так что многое из традиций нашего народа я знаю именно благодаря бабушке. Благодаря дедушке, Петру Тарасовичу Сагалакову, я люблю читать художественную литературу. Дед всегда много читал, у него библиотека была от пола до потолка и от одной стены дома до другой — так и я приобщилась к чтению, в том числе и на хакасском языке. Семья моих дедушки и бабушки осталась для меня неким примером, как нужно строить свою жизнь: много работать, уважать других людей, быть активными во всех сферах, воспитывать детей не словами и нравоучениями, а своим примером. Позже мне повезло, что я поступила в Хакасскую национальную гимназию имени Н.Ф. Катанова, это такой центр сохранения и развития хакасской культуры. Повезло, что я попала к замечательному педагогу, учителю хакасского языка Миле Ивановне Никольской. Именно она способствовала моему увлечению хакасским языком, участию в олимпиадах, творческих конкурсах — в старших классах я писала стихи, их даже публиковали в национальной газете. После окончания ХГУ им. Н.Ф. Катанова я пришла в детский сад «Золотой ключик», сначала работала с малышами, с 2018 года меня перевели на старшие группы. Вот уже второй год я «расту» и учусь вместе со своими детьми, среди прочего стараюсь привить им интерес к хакасской культуре, — рассказывает о своем пути в профессию Тарика Альбертовна.

Стоит особо отметить тот факт, что в группы, изучающие хакасский язык, все чаще отдают детей не из хакасских семей. Родители, по словам моей собеседницы, понимают, что знание двух языков — это всегда большой плюс для ребенка. Он познакомится с другой культурой, отличной от родной, плюс при обучении в школе таким детям будет легче даваться изучение иностранного языка. Да и невозможно ведь сегодня в условиях современного города создавать отдельно одну группу для детей из хакасских семей и отдельную — для ребятишек других культур. К тому же, с некоторой ноткой сожаления в голосе отмечает Тарика Альбертовна, независимо от того, из какой семьи ее воспитанники, они в начале обучения одинаково не знали хакасского языка. А ведь язык только тогда станет для ребенка родным, если на нем будут разговаривать близкие люди. Впрочем, дети-дошколята «схватывают» все, как говорится, на лету, и уже на втором году обучения языку могут общаться на многие темы на хакасском языке. К тому же все обучающие моменты воспитатель проводит в игровой форме, всегда находит, чем заинтересовать каждого своего маленького ученика. Также в группе для своих воспитанников Тарика Альбертовна оборудовала специальный уголок, посвященный хакасской культуре: дети могут поиграть куклами в национальных нарядах, полистать книжки хакасских сказок и т. д.

— Несмотря на то, что многие абаканские родители — представители хакасской культуры сами родным языком не владеют, среди нынешнего поколения тридцатилетних и младше отмечается повышенный интерес к своим корням. Они стараются отдать детей в творческие студии, где изучают хакасские традиции. Даже у нас в саду, в различных конкурсах, проводимых на хакасские праздники, участвуют молодые семьи, профессионально никак не связанные со сферой культуры. Это могут быть и инженеры, и рабочие, и предприниматели, молодежь тянется к своим истокам — можно сказать, что наше национальное самосознание наконец-то достигло должного уровня. Сложности в обучении, в основном, связаны с тем, чтобы сохранить у маленьких детей мотивацию к изучению языка. Да, методической литературы для педагогов достаточно. Также многое мы берем у своих коллег-воспитателей детсада, изучающих с детьми, к примеру, английский язык, и перерабатываем для изучения с ребятишками хакасского языка. Полезно профессиональное общение с педагогами-стажистами, коллегами близкого возраста, ведь у каждого есть какие-то свои удачные наработки — мне, например, очень интересно принимать участие в мероприятиях городского методического объединения учителей хакасского языка. Также я постоянно нахожусь в профессиональном поиске: изучаю спецлитературу, ищу свои методы работы с дошколятами, стараюсь сделать наши занятия как можно интереснее, чтобы у детей была мотивация — без этого в деле изучения любого языка никак, — рассказывает о своей повседневной работе воспитатель.

Несмотря на свой небольшой опыт, на участие в профессиональном конкурсе федерального масштаба, по словам Тарики Альбертовны, она решилась благодаря поддержке администрации детского сада «Золотой ключик».

— Заведующая детсадом Людмила Сергеевна Власова и ее заместитель Марина Викторовна Гутьяр многое делают для профессионального развития педагогов, во всем поддерживают нас и вдохновляют на дальнейший рост. Марина Викторовна поддержала меня в решении подать мои методические наработки на суд жюри федерального конкурса. Конечно, столь высокая оценка результата моего труда не может не радовать. Евгения Сергеевна Кискидосова — пример, на который нам, молодым педагогам, стоит равняться, к чему стремиться. И вот мы со столь опытным воспитателем вместе поедем в Москву для участия во втором, очном, туре конкурса — конечно, это воодушевляет, вдохновляет на дальнейшую работу! Для меня лично включение моей работы в число победителей первого тура также означает, что я в своем профессиональном поиске иду в правильном направлении — буду и дальше стараться так работать, — делится впечатлениями от победы моя собеседница.

Правда, в условиях ограничительных мер из-за угрозы коронавируса очный этап с 18 мая перенесен пока на неизвестный срок. В любом случае моя собеседница хотела бы поехать на очное участие — ведь это также большой профессиональный экзамен, нужно провести мастер-класс по своей теме, который будут оценивать именитые члены жюри, признанные профессионалы своего дела. Так что пожелаем Тарике Альбертовне достойно представить работу абаканских педагогов на высоком профессиональном уровне!

Ограничения, связанные с угрозой распространения коронавируса, сказались и на работе детских садов. Воспитатели, как и многие, перешли на дистанционный режим работы.

— Мы предлагаем родителям различные информационные ресурсы, откуда можно взять идеи для организации полезного досуга, занятий с детьми. В группах популярных социальных сетей даем ссылки на сайты, размещаем свои задания. Также в соцсети у нас создана группа для всего детского сада — она так и называется «Детский сад “Золотой ключик”. Сидим дома и учимся». В этой группе педагоги размещают свои задания, интересные идеи, проводим конкурсы и т. д. Надеемся, что очень скоро все ограничения будут отменены, и мы сможем в полной мере продолжить очные занятия с нашими воспитанниками, — завершает беседу педагог.

Ольга КАРАЧАКОВА

 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *