Суббота, Январь 23, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Церковь во время карантина: как угроза коронавируса повлияла на проведение богослужений

Церковь во время карантина: как угроза коронавируса повлияла на проведение богослужений

Совсем скоро, 19 апреля, православные абаканцы будут отмечать главный для себя праздник – Великую Пасху. И если ранее подготовка к Празднику праздников и торжеству торжеств для верующих людей, прежде всего, заключалась в посещении богослужений, то сегодня, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, даже Предстоятель Русской Православной Церкви  Патриарх Кирилл в своей проповеди призвал прихожан воздержаться от посещения храмов.

Как угроза коронавируса повлияла на проведение богослужений в храмах? Как теперь совершается Таинство причащения? Ответы на эти и многие другие актуальные, волнующие православных людей вопросы, содержатся в Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви. Документ утвержден решением Священного Синода от 17 марта 2020 года. Некоторые моменты, относительно ситуации в Абаканской епархии, корреспонденту «Абакана» пояснил клирик Абаканской епархии священник Павел КУЗЬМИН.

Вот что говорится в Инструкции, утвержденной решением Священного Синода.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления, необходимо выполнять следующее:

Относительно Причащения Святых Христовых Таинств:

Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий – преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания:

Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией купели дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается). Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения:

При совершении «общих соборований», то есть, Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни.

Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб, рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

Возвращаясь к уставной практике, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа). Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.

Отец Павел, в Инструкции подробно расписаны предпринимаемые Церковью меры по недопущению распространения кронавирусной инфекции. Все же, как быть абаканцам в период Великого Поста и праздника Светлой Пасхи: можно посещать богослужения в храмах?

Посещать храмы гражданскими властями не рекомендовано, но и не запрещено. Однако людям старше 65 лет лучше подождать с посещением храма и совершать молитву дома.

Есть ли у храмов Абаканской епархии все необходимое, чтобы выполнять инструкции Священного Синода – одноразовые перчатки, посуда, спиртовые салфетки и т.д.?

Инструкции, согласно постановлению Синода, вводятся решениями епархиальных архиереев в тех епархиях, где имеется неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. У нас пока такой нужды нет, так как все случаи — привозные, заболевшие изолированы, внутри Республики Хакасия заражений не отмечено. Ситуация внимательно отслеживается, и если такая нужда возникнет — Правящий архиерей решит. Нужды в материалах у нас нет.

Есть ли у Абаканской епархии возможность выполнить такую рекомендацию Инструкции, как «…по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости»?

В условиях недостатка людей, а также введенных карантинных мер, такой возможности, к сожалению, пока нет.

Отец Павел, как Церковь оценивает сегодняшнюю ситуацию. Можно ли говорить о том, что, если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию?

Официальную позицию Церкви высказывает только Патриарх, Священный Синод и на местах Правящие архиереи. Потому я могу лишь привести читателям «Абакана» слова из Патриаршей проповеди. Как отметил Предстоятель Русской Церкви, «сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России. Пример Марии Египетской, чью память мы совершаем на этой неделе, Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню, свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Нет сегодня в наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими».

Подготовила Ольга КАРАЧАКОВА

Фото с сайта Абаканской епархии


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *