Четверг, Июнь 1, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Надежда Черных: «Душа болит за нашу историю»

Надежда Черных: «Душа болит за нашу историю»

Женское обаяние, нестандартное мышление, боевой настрой, искренняя улыбка… Такое впечатление производит учитель технологии высшей квалификационной категории, руководитель Музея истории школы № 2 Надежда ЧЕРНЫХ. Удивительный и светлый человек, который всем сердцем и душой любит свою Родину и старается сохранить странички ее истории.

Родина, которой нет на карте

В любое историческое время развития нашей страны люди находили время для счастья, создания семьи и строительства дома. Так уж вышло, что в тридцатые годы двадцатого столетия, когда пошла волна ссылок, дедушка Надежды Митрофановны Яков Бахметьев вместе со своей семьей был выслан из Воронежа на территорию Артемовского рудника. В то время там добывали значительное количество золота для стратегического запаса России. Изнурительные работы и холод серьезно подрывали здоровье ссыльных рабочих. Больных и слабых переселяли в деревню Усть-Можарка – трудовое спецпоселение ОГПУ СибЛАГ на лесозаготовку – на так называемый «легкий труд».

После Великой Отечественной войны отец Надежды Митрофан Яковлевич вернулся к своим родителям с молодой женой, с которой познакомился во время службы на военном аэродроме специального назначения в городе Энгельс.

Отец в боях под родным Воронежем получил серьезное ранение, оставшись хромым, а также проносил немецкую пулю в спине до конца жизни. За боевой подвиг его наградили медалью «За отвагу», о чем свидетельствуют сайты «Память народа», «Подвиг народа» и «Мемориал». С внуками Ангелиной и Германом мы провели большую исследовательскую работу «Защитники Отечества в моей семье», изучив боевой путь прадедушки и прабабушки. Ежегодно проносим портреты Митрофана Яковлевича и Матрены Павловны в Бессмертном полку, – рассказывает Надежда Митрофановна.

Будущий педагог выросла в окружении четырех старших братьев, никто из которых, к счастью, не знал тягот войны и репрессий. Дети просто были счастливы. Их родная деревня, если бы не возникла необходимость, вообще могла и не появиться на карте. Эта скорбная ошибка страны оторвала стольких людей от родных мест, стольким из них труд на лесозаготовках и добыче золота стоил искалеченной судьбы, здоровья и жизни. Когда спецкомендатуры были отменены, люди разъехались, и деревня исчезла с карт. Однако Надежда Митрофановна не могла оставить малую родину забытой. Поэтому стала искать информацию о ссылках, жителях Усть-Можарки, которых помнила. Около пятидесяти человек откликнулись и собрались вместе на встречу. Спустя 40 лет после исчезновения деревни! На ее месте в 2012 году односельчане установили памятный крест, каждый поделился своими детскими воспоминаниями. Теперь есть место, где можно поклониться своим незаконно пострадавшим родственникам.

Никого не оставила равнодушным эта встреча. Люди плакали, когда слышали фамилии и имена своих предков. Только спустя многие-многие годы нам стало понятно, какое это было тяжелое время. Люди оставили там, в братской могиле, своих родственников, погибших от непосильной работы, тифа, дифтерии и малярии. Кто-то попадал в Минусинскую тюрьму и больше не возвращался, – вспоминает педагог.

Звезды сошлись

Надежда Митрофановна, с чего же началась ваша любовь к истории, к преподаванию?

Думаю, тут важную роль сыграл пример отца. Он до войны успел окончить всего два класса, но это не помешало ему самостоятельно познавать мир. Он от природы был грамотным, активным: читал газеты, художественную литературу… Люди, которые с ним общались, отмечали эти его способности. Я же, окончив начальную школу в родной деревне, должна была дальше учиться в интернате, так как средняя школа была в другом селе. Окончив его, мы вместе с подругой отправились на родину моей мамы – в Пензу. Ближний свет… (Смеется.) Тогда просто время было такое – романтическое… В Пензе я поступила в Педагогическое училище, но проучилась всего 1 курс. Слишком сильно тосковала по дому. В итоге перевелась в Абаканское педагогическое училище на дошкольное отделение по специальности «Воспитатель детского сада», потом на дневном отделении АГПИ получила специальность «Учитель начальных классов».

Как в учебе, так и в личной жизни у Надежды Митрофановны все случилось так, словно звезды сошлись. Супруг Александр оказался хорошим, добрым мужем и ответственным отцом. Молодые люди, еще будучи студентами дневного отделения, впервые стали родителями.

Нам очень повезло с расписанием занятий. Супруг учился в первую смену, я – во вторую. У нас было постоянное место встречи – рынок, где мы передавали друг другу коляску с ребенком. Таким образом, я успевала на занятия, а он с доченькой возвращался домой, – вспоминает Надежда Митрофановна.

И сами выучились, и дочь подросла. Жизнь семейная и профессиональная сложились хорошо. И этим успехом Надежда Митрофановна, по ее собственному признанию, обязана педагогическому училищу, институту и тем педагогам, которые готовили студентов к профессии. Каждый предмет, каждая работа изучались досконально. Студенты получали обширные знания и практические навыки для своей будущей работы.

В те годы молодые специалисты могли не волноваться о трудоустройстве, ведь существовала система распределения. Надежда Митрофановна начала трудовую деятельность в Абакане в качестве воспитателя группы продленного дня, потом вела такой интересный предмет, как «Этика и психология семейной жизни», для старших классов и технологию в начальных. Женщина с детства любила рукоделие, поэтому такая работа приносила большое удовольствие.

Красивейшая природа, мир, покой и огромная любовь родителей, окружавшие меня в детские годы, вылились в любовь к занятиям творчеством. Я лепила из глины, расписывала свои поделки, рисовала. Сейчас это превратилось в хобби. Рисую картины маслом, вышиваю крестом, занимаюсь скрапбукингом… Мои изделия – приятный подарок родным и друзьям. А самое главное – у меня есть возможность передавать свои умения моим любимым ученикам, – рассказывает педагог.

Любимая школа растет, как ребенок

Согласно историческим фактам, школа № 2 появилась самой первой в Хакасии. Ее создание датируется 1863-м годом. Это была одноклассная церковно-приходская школа, или училище, открытая в центре инородческой управы – в селе Усть-Абаканское. Находилась она при церкви, в пристройке на северную сторону. В 1904 году было построено собственное здание для школы по улице Набережная, 28. И только в 1982 году средняя общеобразовательная школа № 2 образуется путем слияния восьмилетних школ № 2 и № 6, а также средней школы № 16 и переезжает в новое здание по улице Павших Коммунаров, где дети учатся до сих пор. За время существование школы в новом здании сменилось шесть руководителей: Федор Кузьмич Белоусов, Лидия Ивановна Митяшенко, Фаина Дмитриевна Бледных, Наталья Романовна Рыжова. Сейчас эту должность занимает Ирина Владимировна Рыхторова.

Спустя год под руководством учителя истории Светланы Федоровны Савельевой в школе открывается Музей истории школы. Была собрана коллекция ценных документов и исторических экспонатов. К сожалению, в перестроечное время многое было утрачено. Новую жизнь музей приобрел в 2013 году благодаря грантовой поддержке одной из компаний. Особым предметом гордости в музее является коллекция «Технические средства обучения 20-го века». Интерактивные экскурсии в этом маленьком уголке истории дают возможность ребятам не только увидеть раритетные предметы, но и прикоснуться к истории: пописать перьевыми ручками, послушать грампластинку на самом настоящем советском проигрывателе, полистать детские периодические издания: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Пионерская правда» и др. Здесь проходят музейные уроки, встречи с ветеранами и дни памяти.

Надежда Митрофановна, видно, насколько профессия педагога вас увлекла, вы ее любите, и она отвечает взаимностью. Дети вас любят. Но при рабочей нагрузке как выкроить время для семьи?

Сейчас, когда дети выросли, мы видимся уже не так часто, но это не мешает нам вместе проводить время. Например, вся наша семья увлекается пешеходным туризмом. Уже 17 лет он существует в городе, и столько же лет наша команда в нем – это шесть семей друзей «с одной улицы» под названием «Отцы и дети». Раньше, когда дети были маленькими, мы читали много художественной литературы, потом все вместе обсуждали прочитанное. Любим театр, изучаем исторические места Хакасии.

Подводить итоги своей профессиональной карьеры Надежда Митрофановна не спешит. Да и зачем? Кто знает, когда он наступит, этот итог? Да и педагог уверена, что не это главное в жизни. Самое ценное «золото» – люди. Когда кажется, что случилось выгорание: жизненное, профессиональное, то всегда найдутся те, кто поддержит и поможет. Тут огромную роль играет и любовь учеников. Тогда все беды и невзгоды исчезают. Учитель – это благодарная профессия!

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива Надежды Черных и школы № 2


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *