Пятница, Январь 27, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Испорченный праздник. Хроники современного средневековья

Испорченный праздник. Хроники современного средневековья

В преддверии 8 Марта наш корреспондент Анзор Сабанов рассуждает о крайне опасной тенденции последнего времени — возвращении российского общества к средневековому восприятию женщины и ее социальной роли. А также о гендерных взаимоотношениях в принципе.

Покайся, грешница!

Международный женский день. Эта весьма спорная дата за долгие годы советской власти успела закрепиться не только в календаре, но и в общественном сознании. Теперь это действительно День женщин. Кто бы что, в попытках добиться лишнего упоминания в соцсетях, не говорил. И вот что удивительно: ежегодно, словно в качестве мести приснопамятным Кларе Цеткин и Розе Люксембург, в преддверии 8 Марта нет-нет, да и возникает скандал вокруг племени Евы. А порой и не один, как в году 2020-м от Рождества Христова. Причем, несмотря на внушительные две двойки и два ноля на календаре, скандалы эти прямо-таки отдают средневековьем. Классическим таким средневековьем — с запахом дыма от костров, в которых горят еретики, с мольбами о помощи погибающих от чумы, с тяжелым монументальным звоном сходящихся в бою рыцарей. В общем, средневековьем дремучим.

Досталось, например, гражданским женам гражданских же мужей. Глава патриаршей комиссии РПЦ по семейным делам отец Димитрий Смирнов вдруг заявляет, что подобные отношении сродни проституции:

«У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает».

Кстати, впоследствии Смирнов прилагает к заявлению даже некое подобие доказательной базы. После ее прочтения лично у меня появилось желание на секунду стать девушкой лет шестнадцати и бросить саркастичное: «Ой, все…!» И не зря ведь другие представители церкви тут же поспешили подчеркнуть: мол, это позиция конкретного батюшки, а не всей церкви. А вообще батюшка этот — хороший человек и клирик отличный. Согласитесь, похоже на стандартный оправдательный пресс-релиз крупной организации в какой-нибудь крайне неловкой ситуации. Примерно так же несколько месяцев назад «Аэрофлот» просил прощения за погибших (или не совсем погибших — не помню уже) котиков. Но это к делу не относится.

Зато к делу относится Конституция РФ. Да, ее ждут поправки, но пока что Россия остается светским государством, где все решает закон гражданский, а не церковный. И вряд ли конкретно это положение изменится. А законом, помнится, гражданский брак не осуждается. Хотят себе люди жить вместе, не налагая на себя обязательств в виде штампов в паспорте или же, если угодно, венчальных венцов — и прекрасно. Имеют полное право. Что здесь греховного, дьявольского? Или где тут проституция?

И ведь понятно, что у церкви взгляд на ситуацию несколько иной. На то она и церковь. Все дело в лексике. Вот прекрасные ремарки по этому поводу епископа Зеленоградского Саввы: «Во-первых, использованное выражение очевидно оскорбительно. Да, знаю всевозможные реплики по поводу «библейских оскорблений» вроде «порождений ехидновых». Но есть социальный контекст, требующий определенной лексической этики. Использование подобного выражения в данном контексте считаю неприемлемым.

Во-вторых, в современном социуме не оформленные отношения многими светскими людьми рассматриваются как семейные, тем более когда уже есть дети. С условным аргументом: зачем нам что-то доказывать государству? Да, это прискорбно: было бы лучше, чтобы люди официально брали ответственность перед обществом (да и законодательно друг перед другом и перед детьми). Ну, что же, да — в современном обществе есть проблема ответственности. Но это не дает повод к высказанной характеристике (за исключением ограниченного числа случаев оказания известных услуг на длительной основе — но зачем говорить о том, что и так очевидно?).

В-третьих, и в продолжение второго, в высказывании отца Димитрия Смирнова справедливо указывается на безответственность мужчин, не желающих оформлять брак. Так это, скорее, трагедия женщины, а не повод ее оскорбить.

В-четвертых, отдельная тема: это гражданский брак у церковных людей. Здесь есть официальная соборная позиция Русской православной церкви».

Вот это позиция, а то, что сказано Смирновым — на мой, не самый воцерковленный взгляд — банальный популизм. Что ж, вспомним кинематограф: за идею пять, за реализацию — двойка! Так ведь и до «Домостроя» недалеко. А он, простите, безбожно устарел.

Странная логика

Следующая попытка вернутся к средневековым кострам, в которых сгорят все, кто не с нами, зафиксирована в российском обществе буквально на днях. Небезызвестный Тилль Линдеманн — солист немецкой рок-группы «Раммштайн» — запустил новый проект под не самым цензурным для русского уха названием. Кому надо — тот найдет. В рамках презентации проекта он выпустил клип, снятый в России с участием русских же девушек.

Скажем сразу: клип, по сути — чистая порнография в прямом смысле этого слова. И в общем-то, все. На мой взгляд, далеко не лучший продукт в исполнении Линдеманна, который как раз славится своими видеоработами. А тут еще и композиция на любителя. В общем, те поклонники музыканта, что я знаю (а их в Абакане ой как много) были разочарованы. Посмотрели и забыли.

Но внезапно вокруг клипа развернулся такой же ажиотаж, что и после высказывая Смирнова. Одни интернет-деятели взяли и выложили в сеть личные страницы актрис, снявшихся в видео. Другие начали травлю. Формальной причиной — что, на мой взгляд, самое пакостное — выбрали непочтение к подвигу русских солдат в Великой Отечественной. Мол, в год 75-летия Победы вы легли под немца.

И ведь эта идея, родившаяся в чьем-то воспаленном мозгу, была подхвачена. На девочек обрушилось такое количество грязи и угроз, что не снилось даже проклятым империалистам и врагам народа годах так в тридцатых. А между тем, поставить на одну полку съемки в порнографии и День Победы — это, простите меня, надо извернуться в невероятном логико-интеллектуальном па.

День Победы — это бесконечно светлый и грустный праздник памяти, а никак не средневековая экзальтированная фанатичная мистерия. Это раз.

Во-вторых, не кажется ли вам, уважаемые, что ненавидеть девушек из-за съемок в порнографии, в общем-то, глупо. Возникает мысль: а может, это зависть? Или латентное желание? Или…

В общем, досталось девушкам, по большому счету, ни за что, Тех, кто их атаковал в сети, уже ищут правоохранители. А как иначе? Кибербуллинг нынче в России не приветствуется. Дальше будет, кстати, еще жестче. В выигрыше только Линдеманн, которому гарантирована неплохая прибыль. После такой-то рекламы.

Анзор САБАНОВ

Фото из открытых источников

P. S.: Так вот, подводя итоги. 2020-й на дворе — напомню еще раз. Быть может, пора перестать воспринимать женщин как созданий изначально греховных. Что уж там натворила Ева? Кого обидела? Какая, в сущности, разница. Тем более, что и Адам не совсем в сторонке стоял. Мы погрязли в гендерных терминах, не до конца понимая их значение. Мы по-прежнему путаем равноправие с войной полов. Мужчины все еще с Марса, а женщины – с Венеры. И пока существует это противопоставление, будет существовать противостояние. Чему безудержно радуется средневековье, разевая в хохоте свой выщербленный войной, голодом и мором рот.

А на другом полюсе мама, которая вроде бы и ругает, а вроде и нет, приговаривая: «Не надо так!»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *