Вторник, Март 9, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Поправки в Конституцию: заживем по-новому?

Поправки в Конституцию: заживем по-новому?

Внесение поправок в Конституцию сегодня активно обсуждают все – от высоких чиновников и представителей политических партий до граждан, совсем не интересующихся политикой. Согласно данным социологических опросов, россияне готовы принять самое активное участие во всенародном голосовании по внесению изменений в Конституцию: по данным Левада –центра таких граждан 64%, по данным ВЦИОМ – порядка 80%. Однако, как показывают данные тех же опросов, среди этих активных граждан примерно лишь четверть хорошо осведомлены о сути и содержании предлагаемых поправок в Конституцию. Пояснить, что и в каких целях предлагается изменить, «Абакан» попросил Председателя Комитета Верховного Совета РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлану МОГИЛИНУ.

О сути изменений

Прежде чем говорить непосредственно о сути изменений, вспомним хронологию событий. Необходимость внесения изменений в Конституцию РФ Владимир Путин впервые обозначил в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Уже 20 января законопроект о поправках был вынесен на рассмотрение Государственной Думы РФ нижней палаты парламента. 21 января законопроект был направлен в законодательные органы регионов. Верховный Совет Республики Хакасия рассмотрел данный законопроект на заседании Президиума 22 января. 23 января Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправках к Конституции. Второй этап рассмотрения проекта – работа с предложениями граждан по внесению поправок в Конституцию. На рассмотрение Рабочей группы на сегодняшний день поступило уже более 600 поправок от граждан.

Изменения вносятся в 22 статьи Конституции, при этом в новой редакции будут изложены 7 статей. В последний раз изменения в Основной закон страны вносились в 2014 году, и касались они единственного вопроса – включения в состав РФ Республики Крым. За прошедший с момента принятия Конституции 1993 года период произошло много глубинных изменений, требующих пересмотра многих моментов в Основном законе. На мой взгляд, можно выделить два основных блока. Первый касается всех жителей нашей страны – речь идет о закреплении в Конституции положения о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть установлен в размере не менее величины прожиточного минимума. Также к первому блоку предлагаемых поправок следует отнести вопрос пенсионного обеспечения. Поправки предлагают зафиксировать в Конституции три принципа пенсионного обеспечения: всеобщность, справедливость и солидарность поколений. Работающее поколение россиян несет ответственность за наличие пенсии у старшего поколения – это справедливо. Также предлагается внести в Конституцию положение о том, что пенсия должна индексироваться регулярно. В данный момент идет обсуждение, что понимать под словом «регулярно»: раз в год, раз в полгода? Данный вопрос будет проработан, принятое решение будет прописано в Конституции страны. Все остальные поправки касаются системы государственного управления, вносятся изменения в статьи 71, 75, 77, 78, 79 – в них речь идет о полномочиях Президента РФ, ГосДумы, Совета Федерации и др. Через все главы вносимых изменений «красной нитью» проходит положение о том, что гражданин, претендующий на выборную должность, государственную либо муниципальную службу, службу в судебной системе, должен быть не просто гражданином РФ, но и не иметь ни на настоящий момент, ни когда либо в прошлом гражданства либо вида на жительство иностранного государства. Данное ограничение коснется как членов федерального правительства, депутатов ГосДумы, членов Совета Федерации, так и глав субъектов, выборных должностных лиц в региональных законодательных органах. К примеру, выборные должностные лица Верховного Совета Республики Хакасия также не должны будут иметь иного гражданства, кроме РФ. Я считаю, это абсолютно честно и правильно.

Поправки вносят изменения и в полномочия Президента. В обществе долго обсуждалась необходимость изменения нормы, согласно которой одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков – поправки это предполагают. Поправки вводят ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Также предлагается зафиксировать в Конституции прямые выборы Президента РФ – не через систему выборщиков, как, к примеру, в США или ряде других стран. Каждый гражданин РФ должен иметь право выбора Президента страны. В целом, поправки усиливают роль и значимость представительных органов. Мы от ярко выраженной президентской республики переходим к республике парламентской. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее, за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства вооруженными силами и силовыми структурами. Поправки предполагают изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.

– Не потеряют ли от данной поправки субъекты – получается, что Верховный Совет РХ не будет больше согласовывать кандидатуру прокурора республики Хакасия?

Да, субъекты потеряют влияние при назначении прокуроров. Однако, я считаю, это сделает работу органов прокуратуры более независимой и эффективной. В свое время в регионах также выражали опасения, когда нас лишили права согласовывать кандидатуры федеральных судей и судей Конституционного суда. На региональном уровне сегодня согласовываются лишь кандидатуры мировых судей. Позицию региона при назначении федеральных судей выражают лишь представители общественности в квалификационной коллегии. Как показала практика, система эффективно работает. Полагаю, что и в случае с поправками с назначением прокуроров система будет работать эффективно. Непосредственно от настроений депутатского корпуса назначение региональных прокуроров теперь не будет зависеть – согласитесь, это также пойдет на пользу работы прокуратуры.

К числу важных поправок отнесем создание нового конституционного органа – Государственного совета, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, будет определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства.

Когда и как пройдет голосование

Голосование состоится 22 апреля. Примерная формулировка вопроса в бюллетене будет звучать следующим образом: «Согласны ли вы с предложенными изменениями в Конституцию?». Напротив нее будет две графы — «да» и «нет», об этом рассказал сопредседатель рабочей группы по поправкам и глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников.
Как ранее говорили члены рабочей группы, весь блок поправок в Конституцию будет принят одним пакетом. После трех чтений в Госдуме за блок поправок должны проголосовать как минимум две трети заксобраний субъектов Федерации, после чего пакет поправок утвердит Совет Федерации, а затем будет подписан президентом, говорит собеседник в рабочей группе. После этого поправки единым блоком будут вынесены на всероссийское голосование.

Светлана Викторовна, представители оппозиции говорят о том, что реальная причина изменения Основного закона – сохранение власти в руках Владимира Путина. Занимая должность Председателя Госсовета, он фактически останется руководителем страны?

Такая трактовка изменений Конституции, на мой взгляд, в принципе неуместна. Президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями общественности говорил, что не подпишет закон о поправках к Конституции, если их не поддержат граждане на общероссийском голосовании. «Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его. И только после того, как люди скажут свое слово, я его подпишу или не буду подписывать», — сказал Владимир Путин. И если кто-то из граждан относится к предлагаемым поправкам отрицательно, пусть они приходят на голосование и выскажут свое мнение – каждый голос может оказаться решающим.

Ольга КАРАЧАКОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *