Вторник, Март 2, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Елена Федорова: «Разбудите в своем ребенке гения»

Елена Федорова: «Разбудите в своем ребенке гения»

У каждого из нас есть таланты, нужно лишь уметь вовремя их разглядеть и развить. Педагоги об этом говорят всегда, когда слышат об одаренности или, напротив — об отстающих в учебе воспитанниках. Но так ли все однозначно? В чем особенность работы с такими детьми? Об этом и не только мы побеседовали с педагогом, руководителем одного из учебных центров Абакана Еленой ФЕДОРОВОЙ.

Вместе или поодиночке?

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Эти дети смотрят на мир по-другому, у них есть задатки и интерес к изучению чего-то нового. Соответственно отстающий ребенок всеми этими качествами не обладает. Как показывает практика, оба термина являются ступенями, по которым ребенок движется, занимаясь и развивая свои способности.

Задатки есть у каждого ребенка с рождения. Задача родителей наблюдать и выявлять эти способности. Если дальше они не развиваются, то так и остаются таковыми. Но когда с ребенком занимаются, он сам прилагает усилия, способности превращаются в увлечение, а потом могут развиться до одаренности. Конечно, бывают дети-самородки, которые просто виртуозно преуспевают в той или иной сфере. Таких можно назвать гениями, – говорит Елена Федорова.

Но чем выше у человека способности, тем больше сил они требуют, чтобы развиться. Иначе талант рискует остаться просто увлечением или вовсе будет «зарыт в землю».

За годы работы с разными детьми, начиная с раннего возраста и заканчивая молодежью, Елена отметила, что родители мало уделяют внимания именно раннему развитию. Когда этот этап упущен, дети приходят в школы с такими проблемами, как отсутствие внимания, памяти, мышления.

Сейчас активно идет перекладывание ответственности, – продолжает моя собеседница. – На воспитателей, на учителей, на дополнительное образование. Родители слишком загружены на работе, поэтому не могут уделить время ребенку. Считают, что педагоги, раз их этому учили, должны и воспитать, и научить всему. Это очень печальная тенденция, ведь перспектива одаренности или отсталости у ребенка формируется именно за счет участия родителей.

Елена, а что сами родители говорят об этом?

Часто сравнивают с тем временем, когда их воспитывали. На что я всегда отвечаю: во-первых, все меняется, а во-вторых, раньше не было мобильных телефонов, других гаджетов, не так активно развивалось телевидение. Сейчас же, если ребенком не занимаются дополнительно, он просиживает за компьютером. Наш специалист как-то работала с трехлетним малышом, у которого уже была компьютерная зависимость! Из-за длительного нахождения с гаджетами ребенок становится замкнутым или наоборот задиристым, поэтому не может найти себе компанию. Не стоит забывать и об общей «погоде» в доме, о той атмосфере, в которой живет семья. Школа же, в силу оценочной системы, опирается только на результаты знаний.

Ограниченные возможности

В силу сложившихся обстоятельств, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании, с ними нужно усиленно заниматься. Но это вовсе не значит, что такой ребенок не может развить свои таланты и стать одаренным.

Гениальность невозможно обойти… В своей практике я соприкоснулась с девочкой с расстройством аутического сектора (РАС), но при этом с развитой фотографической памятью. Ей достаточно один раз на что-то посмотреть, и она уже это запоминает навсегда. Три года назад на одном занятии я всего однажды спела немецкую песенку, и больше мы к этому не возвращались. А недавно делали с ней упражнения, и она вспомнила песенку и спела одну строчку на немецком. Или, например, когда мы изучаем страны и флаги, то на третьем занятии она уже на 90% дает правильные ответы. Зная эти способности девочки, наши специалисты работают с ней по особой программе для одаренных детей, – рассказывает Елена Федорова.

Еще одна проблема, которую выделила педагог, заключается в том, что сами родители зачастую не знают о своих талантах и поэтому не могут помочь ребенку. Стараются вести сына или дочь по своим стопам, веря, что так обеспечат им хорошую жизнь с приличным достатком. Или навязывают «выгодные» профессии. Но каким специалистом станет человек в будущем, если ему в детстве навязали такое «увлечение», а у него не было никаких задатков?

В своей практике я встречала достаточно взрослых людей, которые до сих пор находятся «в поиске себя». То есть, они загораются каким-то делом, тратят на него и силы, и деньги, и время, а потом им это надоедает, они ищут новое. И так до бесконечности. Я не говорю, что развиваться всесторонне не нужно, напротив. Но взрослому человеку все-таки нужно уметь определяться с профессией, развиваться в ней во всех спектрах и найти интересное хобби, увлечение для души, – продолжает Елена.

Правильный педагог

Вторым авторитетным человеком в жизни ребенка становится учитель. Важно, чтобы взаимоотношения сложились доверительные, и не возникло отторжение и нежелание заниматься.

Когда речь идет о дополнительном образовании, есть возможность выбрать педагога. В школе же учителю нужно к каждому ребенку искать подход с учетом его особенностей. Например, для одаренных детей готовить дополнительные задания, а с отстающими поработать более досконально. Кроме того, учителю не стоит выделять в классе «элиту», которая всегда участвует во всех мероприятиях. Иначе такие дети могут просто ставить себя выше других, зарабатывая авторитет за счет кого-то менее активного, – считает Елена Федорова.

Елена, а сам ребенок может стать учителем? Например, работая в парах, одаренный помогает отстающему, несет за него ответственность…

В вашем вопросе проскальзывает намек на лидерские качества одаренного ребенка. Но такие тоже бывают разные. Например, я работала с одной девочкой, Аней. Она бесспорно талантливая, но если к ней в пару посадить неусидчивого ребенка, он будет ее раздражать и мешать заниматься. Вряд ли получится хороший тандем. К тому же, у младших и средних школьников еще не так хорошо развиты такие качества, как опека и волонтерство. А вот в более старшем возрасте, да, такая практика имеет место быть. Другое дело, если одаренные и отстающие дети работают в группах. Так можно повысить социализацию, умение работать в команде…

Как не загубить?

Во многих статьях об одаренных детях встречается термин «затухание одаренности». Почему это происходит?

У психологов есть термин – «предавать себя» (не развивать свои задатки), что как раз является одним из факторов затухания. Это происходит, потому что обстоятельства меняются, кажется, что это дело не принесет диведентов… Не менее важной являются атмосфера вокруг человека, его стремления и мотивация. Причиной затухания могут стать и проблемы, неудовлетворенность тем делом, которым занимаешься. Но это естественно, не обходится без трудностей. А они закаляют. Однако полностью талант исчезнуть не может. В какой-то момент жизнь останавливает нас, дает возможность посмотреть назад, проанализировать происходящее. И тогда наши забытые таланты могут раскрыться в новом свете.

Какие технологии и приемы по работе с детьми вы бы посоветовали использовать?

Родителям, прежде всего, нужно помнить, что любой ребенок талантлив, важно только не пускать это на самотек и не перекладывать ответственность на других. Чтобы ребенок чувствовал родительское внимание, необходимо активно интересоваться, участвовать в его увлечениях, пробовать заниматься вместе. И конечно, не забывать подбадривать. Во всех смыслах.

Каждый из нас одарен по-своему. Кому-то дали талантов больше (кстати, в древней Греции так называлась денежная единица), кому-то меньше, но только от нас самих зависит, насколько грамотно мы распорядимся ими, сможем приумножить. Или как в библейской притче о талантах: имея всего один, и тот зароем в землю.

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива Елены Федоровой


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *