Среда, Октябрь 28, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Четвертая попытка

Четвертая попытка

Как долго будет оставаться на плаву политическая лодка Хакасии?

«Не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают», – авторство этой фразы приписывают отцу народов товарищу Сталину. Хотя на самом деле принадлежит она Наполеону III, который произнес ее после очередного плебисцита во Франции. Но, как и многое другое из не самого приличного Западом рожденного, прижилось это утверждение, став практически аксиомой у нас, в России. И живучесть свою доказывает почти два столетия спустя. Хакасия образца 2020 года – яркий тому пример.

СКАНДАЛ ГОДА

Новый политический год в Хакасии начался с очередного скандала. По прошлогодней традиции – денежного. Якобы чиновники республиканского правительства и депутаты Верховного Совета, работающие на освобожденной основе и имеющие юридическое образование, получают отныне право на 70-процентную надбавку к окладу за работу с юридическими документами. Соответствующий законопроект депутаты приняли на последней в 2019 году сессии республиканского парламента. Причем, как сообщили «знающие» СМИ, нажали кнопки наши избранники, практически не зная, за что голосуют, так как законопроект кем-то (!) был подменен.

Что и говорить, новость тут же стала сенсацией, обрастая, как снежный ком, дополнительными подробностями. Вот лишь некоторые сообщения в СМИ – называть источники я принципиально не буду, – которые могли ввести в ступор доброго хакасского обывателя.

«12 членов кабмина с высшим юридическим образованием за работу с документами станут получать ежемесячную надбавку в размере 70% от оклада, восемь их коллег, кого угораздило получить неюридическое профильное образование, такого существенного привара к окладу не будут иметь».

«Прежде всего, как и в постыдной истории со щедрым премированием особо отличившихся, весьма проблемно выглядит реноме самого Валентина Коновалова. Будучи юристом, Валентин Олегович сам получает право на 70-процентную ежемесячную надбавку».

«В выигрыше оказывается и его первый зам Николай Миронов. Юридическое образование, кроме Валентина Коновалова и Николая Миронова, имеют Юлия Исмагилова, Николай Евдокимов, Евгений Тарасов, Михаил Побызаков, Дмитрий Бученик, Сергей Ромашов, Сергей Новиков, Манук Данданян, Сергей Арехов и Владимир Лебедев».

«В Верховном Совете Хакасии юристами по образованию считаются Владимир Штыгашев, Олег Иванов, Светлана Могилина и Василий Шулбаев».

«В сопроводительном письме к законопроекту сообщается, что нововведение не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Очень сомнительно: 12 чиновников с нехилым жалованием станут получать дополнительную надбавку ежемесячно в размере 70% от оклада без увеличения расходов казны на содержание аппарата?».

«Продвинутые подчиненные молодого губернатора-коммуниста решили немного пошиковать именно в то время, когда ведомства выполняют план по оптимизации расходов региональной казны».

И в апогее этого скандала на первом же в новом году заседании президиума Верховного Совета его бессменный председатель Владимир Штыгашев, кажется, забивает гвоздь в крышку политического гроба первого зама главы Хакасии господина Миронова.

«Закон был принят с нарушением всех регламентных норм. Никто с ним не знакомился, и, по сути, Верховный Совет проголосовал вслепую. Он рассматривал один закон, и все рассматривали один закон, а проголосовали за другой закон… Пятно на весь Верховный Совет и на все правительство падает с этим законом. Так у нас все и делается тихой сапой. Что не правительство, что ни замена, то у нас обязательно пакость какую-нибудь придумывают. Сейчас новая администрация, которой, вроде бы, и нет, но мошенники там сидят опять», — недвусмысленно высказался руководитель республиканского парламента.

КОМУ И ЗА ЧТО ХОТЕЛИ ПЛАТИТЬ

Понятно, что если первое лицо законодательной власти обвиняет второе лицо власти исполнительной в мошенничестве, причем, публично, то дни этого чиновника в должности замглавы региона, как минимум, сочтены, а по максимуму здесь и до уголовного преследования за подтасовку документов дойти может. И это было бы демонстративно, показательно и справедливо.

Если бы не одно «но». На деле вдруг оказалось, что весь этот скандал как раз из той серии, когда «неважно как проголосовали». В нашем случае, важно то, как преподнесли этот момент публике, ну и председателю Верховного Совета заодно, спровоцировав последнего на скандальные обвинения. Хотя, если честно, уважаемый Владимир Штыгашев уже давно в том возрасте, когда, прежде чем делать скандальные заявления, мог бы попросить своих помощников собрать ему дополнительную информацию.

Ну, если спикеру его помощники не могут помочь, попробуем это сделать мы. За деталями и подробностями того, как принимался этот законопроект, мы обратились к госпоже Могилиной. Она возглавляет в Верховном Совете комитет по Конституционному законодательству, и именно через него происходило и принятие, пожалуй, самого скандального на этот момент законопректа.

— Откуда взялась формулировка по 70 процентам? Она полностью соответствует Указу президента Российской Федерации «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов». Она дословно взята из этого Указа. На сегодняшний день, начиная от генеральной прокуратуры и заканчивая Службой исполнения наказаний, эти надбавки имеют место быть в этих органах. А ряд субъектов РФ, таких 35 на сегодняшний день, эту норму имеют с 2006 года. Я взяла только субъекты Сибирского федерального округа: Закон Республики Тыва, Закон Кемеровской области и нормативно-правовой акт Новосибирской области – они в этих регионах действуют с 2006 года, — говорит Могилина.

— А какова все-таки цена вопроса?

— Цена вопроса заключается в следующем. Эти 70 процентов идут к должностному окладу тех юристов, которые занимаются правовой экспертизой, а их должностной оклад составляет 8 тысяч рублей. А у кого-то это и 6 тысяч.

— Неужели так мало получают ваши служащие?

— Очень мало. В среднем у нас специалисты получают по 25 тысяч рублей, поэтому говорить о высокооплачиваемости наших государственных гражданских служащих, к сожалению, не приходится. А если брать муниципальных служащих, то они получают вообще в пределах 15 тысяч – это самая незащищенная категория.

— То есть, муниципалам тоже была бы доплата?

— Если бы они ввели эту норму в свои уставы. Автоматически ничего не происходит. И больше могу сказать, даже при наличии этой нормы, если кто-то думал, что с завтрашнего дня начнет что-то получать, такого не бывает. Потому что для того, чтобы эта норма работала, нужно принять подзаконный акт, то есть, запустить механизм, обозначив процент, каким образом эта доплата будет выплачиваться. А в целом норма носит декларативный характер до тех пор, пока распоряжением, постановлением или иным актом нанимателя не будет принят соответствующий документ. Что же касается непосредственно самих сумм, которые были очень громко обсуждены со всех сторон, это касается очень узкого круга лиц, которые бы получали такие доплаты, и эти люди как раз не отнесены к категории высокооплачиваемых людей.

Как пояснила Могилина, работающие в органах власти делятся на две категории: государственные служащие – люди, работающие по контракту, и чиновники, занимающие государственные должности. К последним относятся глава республики, его замы, министры, председатель Верховного Совета, члены президиума республиканского парламента. В общем, те самые белые воротнички, про которых местные СМИ бодро сообщили, что именно они будут получать дополнительные выплаты. На самом деле, все получается с точностью до наоборот.

— Доплату должны получать государственные служащие, самая незащищенная категория, — продолжает Могилина. — В течение последних 8 лет их зарплата вообще не индексировалась. А теперь сравните сами: если зарплата врачей, учителей отслеживается и, как заявляется, должна быть на уровне средней по региону, то все, что касается государственных служащих, почему-то в обществе воспринимается как-то негативно. К нам никто не идет на такие деньги: работы много, а за что работать?

А БЫЛ ЛИ ПОДЛОГ?

— Но почему относительно этого законопроекта говорят о подлоге, что глава якобы подписал не тот закон, который рассматривали депутаты?

— Никакого подлога было. Это в принципе невозможно сделать при нашей системе электронного документооборота. Я работала по факту представленных документов. Мы рассматривали их в рамках заседания рабочего совещания, в том числе, с участием минюста, прокуратуры, представителей исполнительной и законодательной власти. Никто не установил самого факта нарушения действующего законодательства. Были лишь даны рекомендации, которые носили слишком большой объем. И поэтому, для того, чтобы тем же депутатам было проще читать этот документ, не в виде большой таблицы сводной поправок, а как цельный, было рекомендовано изложить его в новой редакции. В правительстве услышали это и принесли нам документ, просто изложенный в новой редакции, в котором все эти нюансы были зафиксированы. Он поступил к нам в установленном регламентом порядке до 6 декабря. 6 декабря состоялось заседание комитета по конституционному законодательству, при этом на комитете присутствовали все члены комитета, представители разных политических партий. Докладывала по данному вопросу Кудинова – официальный представитель в ВС от исполнительной власти. Ей задавались соответствующие вопросы, в том числе, как это будет работать в натуральном денежном эквиваленте. И когда были розданы все эти цифры, комитет единогласно принял решение о том, чтобы поддержать эту инициативу. С этим решением мы отдали его в наш организационный отдел. Документы были отсканированы и включены в повестку очередной сессии. Повестка была рассмотрена накануне сессии на всех фракциях, и вопросов по данной теме ни у одной из них не возникло.

Почему никто из журналистов, смаковавших очередной скандал, не обратился за комментариями к человеку, который в Верховном Совете отвечал за принятие этого законопроекта, недоумевает, собственно, и сама Могилина.

Хотя, если подумать, дело, скорее всего, даже не в этом законе и не в процедуре его принятия. Хакасия уже больше года живет в череде непрерывных скандалов. Политическую лодку в республике раскачивали, раскачивают и, к сожалению, будут продолжать раскачивать, пепел Клааса по-прежнему стучит в чье-то сердце. Видимо, Миронова с его «политикой миротворца» кому-то выгодно подставить. Попытки это сделать были предприняты сразу после его назначения первым замом – слухи о том, что он подсиживает Коновалова, не утихают до сих пор. Очередная порция негатива была вылита осенью на волне ситуации вокруг «отрицательного трансферта». И вот она – третья попытка, которая едва не оказалась последней в политической судьбе господина Миронова в Хакасии. Но, кажется, пока не получилось. Ждем четвертую?

Алексей КИРИЧЕНКО

СКАЗАНО!

Николай МИРОНОВ, первый заместитель главы Хакасии в комментарии ИА «Хакасия» 15 января 2020 года:

— Поправки в закон были внесены главой Хакасии по инициативе юридических служб Верховного совета и Правительства Республики. Я не являюсь их автором и архитектором, более того, я не подписывал данный документ. Информация о том, что поправки были подписаны мной, не соответствует действительности.

Доплата, которую предусматривает данная поправка, не распространяется на меня и других членов правительства, так как она установлена только для гражданских служащих, а мы ими не являемся (мы – лица, замещающие государственные должности, а это иная правовая категория).

Тем не менее, поскольку эта поправка вызвала непонимание в Верховном Совете, который ее принял, она будет отменена в ближайшее время.

Я бы также посоветовал депутатам Верховного Совета читать законопроекты перед их принятием, обсуждать вносимые поправки. Никакой секретности там не было, поправки были внесены официальным письмом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентин Коновалов, глава Хакасии на заседании правительства РХ 21 января 2020 года:

— Я хотел бы отдельно затронуть одну тему, которая сегодня так активно некоторыми СМИ муссируется. Не могу не высказаться. Это касается принятого закона республиканского Верховным Советом по надбавкам специалистам, которые у нас делают экспертизы нормативно-правовых актов – это ряд специалистов как правительства, так и аппарата Верховного Совета. Там был ряд домыслов. Я скажу сразу, мной была назначена служебная проверка, я провел ряд встреч и с Владимиром Николаевичем (Штыгашевым). Мы посовещались, и результаты на сегодняшний день есть. Со стороны правительства никаких нарушений процедурных не было. Внесено все было на основании закона. Другой вопрос, что, конечно, на уровне Верховного Совета вопрос был рассмотрен не очень публично. И так же могу сказать, что проверка показала, что вот та поправка в конечном итоге непосредственно вот этих надбавок, она во многом исходила из недр Верховного Совета, инициатива по ней. И сегодня, опять же совместно с Владимиром Николаевичем приняли решение, и я внес от имени правительства инициативу об отмене данной поправки, чтобы Верховный Совет провел все положенные процедуры и на уровне комитета, публично провел, причем, сессия полноценно чтобы рассмотрела, чтобы все депутаты понимали, о каких изменениях законодательства идет речь и в конечном итоге, думаю, на ближайшей сессии Верховный Совет определится по судьбе данных изменений закона. И на этом, я надеюсь, все домыслы, которые были по данным изменениям, они прекратятся.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *