Сегодня в нашей рубрике «Лица города» мы познакомим вас с удивительным человеком. Это мама троих детей, писательница, путешественница и просто неравнодушный житель планеты – Елена Андрианова. Однажды Елена пришла на съемки программы «Растем вместе, Абакан» и негромко представилась: «Привет, я – Ши». А что же произошло дальше?
– Елена, много лет знаю тебя, но каждый раз открываю с новой стороны. Твоя действительность наполнена событиями, интересными фактами, невероятными историями. Это такой образ жизни, ты не можешь иначе?
– Да, я свою жизнь пишу и творю каждый день, как роман! Знаешь, есть такое слово в норвежском языке, я его три года учила, eventyrer — означает буквально «тот, кто попадает в приключения, а потом пишет о них». Вот это обо мне. Все мои книги – отражение меня, моих детей, мужа, интересных людей, которых я встречаю на своем пути. В детстве я считала себя некрасивой, совсем не такой, как моя яркая подружка Маша, которую потом мама увезла в Болгарию, и я ее больше никогда не видела. Наверно, от этого весь мой экстремальный образ жизни. Это такая борьба с комплексами. Мы жили в Москве, в спальном районе Строгино. Школа была для меня клеткой, где я чувствовала себя некомфортно. Не ладились отношения с учителями и с одноклассниками. Поэтому я дружила с хулиганками и хулиганами, с которыми мы воровали яблоки и клубнику с окрестных дач, лазали по деревьям и крышам. Ох, уж не знаю, куда бы меня привела эта компания… (Смеется.) Во втором классе к нам в школу пришла Валентина Степановна – набирать свой класс по игре на домбре. Учитель с большой буквы, бесконечно верила в нас. Я помню, она мне говорила: «Лена, ты такая хорошая, ты такая талантливая…» Она посеяла в нас, детях, любовь к искусству и веру в самих себя, любовь к труду, творчеству.
– Лена, но ведь не только творчество увлекало тебя? Ты же еще с детства занималась различными видами спорта: виндсерфингом, верховой ездой.
– Да. Я ведь, как только выучила буквы, сразу начала читать запоем. И читала я приключенческие книги, о путешествиях: Марк Твен, Джек Лондон, Андерсен. Поэтому у меня с детства, с одной стороны, обостренное чувство справедливости, а с другой — страсть к приключениям! Я видела себя героем всех моих любимых книг. Поэтому в 13 лет пошла учиться верховой езде, конкуру. Потом занялась виндсерфингом. Причем у меня не было гидрокостюма, поэтому я занималась в шерстяной одежде. Ох, падала с доски в ледяную воду. Снова залезала на доску. Ведь тренировки проходили не только летом, но и осенью.
– А журналистика? Как она пришла в твою жизнь, ведь ты окончила журфак МГУ в Москве.
– Я решила поступить в МГУ только потому, что влюбилась в ГЗ – Главное здание – на Воробьевых горах, но оказалось, что мой факультет журналистики расположен на Моховой, возле Манежной и Красной площади. Поэтому однажды собираюсь написать роман про геолога (факультет геологии находится в главном здании). Я не знала, куда мне поступать – на журфак или психфак, и поступила на журфак только потому, что в метро встретила девочку, с которой училась в одной музыкальной школе и с которой мы дрались «сменкой» в раздевалке. Эта девочка уже училась на первом курсе факультета журналистики, и она привела меня за руку на журфак. Судьба, наверное? Но поступила я не сразу, экзамены были очень сложные. В первый год завалила русский, но со второго раза у меня получилось. Я же ведь с детства училась падать, потом снова вставать и идти дальше.
– Ты говоришь, что у тебя в жизни все не случайно! Все имеет какой-то скрытый подтекст. Ты подумаешь об этом, как говорится, пошлешь желание в космос и… вуаля, оно исполняется?
– Да, в моей книге «Ши по пути к себе» об этом написано так: «случайные неслучайности». Моя встреча с мужем, жизнь в Хакасии, рождение детей в разных странах и на разных континентах, наши путешествия, встречи с определенными людьми в нужное время – все это «неслучайные случайности». Я благодарю Вселенную, что дает возможность жить именно так! И себя, что вижу эти возможности. Меня часто спрашивают: как это вы так много путешествуете? У вас, наверное, очень много денег? Вовсе нет, просто мы стремимся путешествовать, делаем усилия для этого и всегда находим возможности. Можно, например, поехать на машине всей семьей, переночевать в хостеле, в палатке или у друзей, которых с каждой поездкой по миру становится все больше. Да, я очень люблю устраивать литературные вечера, где читаю рассказы и главы из своих книг. Ведь я пишу не только для детей, но и для взрослых: «Рождение в Мексике», «В пути». Сейчас работаю над большим романом «Бухта Дельфинов». Так вот, я рассказываю слушателям о своих поездках, делюсь опытом, на своем примере показываю, что вы тоже можете, как я! И всегда радуюсь, когда вижу, как люди преображаются, вдохновляются, загораются верой в себя!
– Лена, недавно ты была в гостях у моего коллеги Алексея Кириченко в программе «Во! Время», где рассказала о своей позиции по поводу разработки новых угольных месторождений в Хакасии. Почему тебя заинтересовала эта тема?
– Потому что я люблю планету, люблю землю, на которой живу, люблю Хакасию с ее удивительной природой и хочу, чтобы мы сохранили эти уникальные заповедные земли для будущих поколений, да что там – хотя бы для наших детей. Дело в том, что из-за угольных разрезов в Абакане с каждым годом становится все труднее дышать. Сегодня я хочу вместе с вами немного поразмышлять на тему экономической выгодности угольных разрезов для Хакасии. Недавно активисты задали вопрос доктору медицинских наук Игорю Петровичу Данилову из Института профзаболеваний и гигиены в Кемеровской области, который уже много лет занимается исследованием проблем здоровья рабочих угольной отрасли. Вопрос такой: сколько человек, проживающий на загрязненной территории, должен тратить денег в год на вывод из организма всех вредных веществ. Ответ: каждый месяц необходимо пропивать набор детоксикационных препаратов стоимостью от 8 000 до 12 000 рублей. Получается, если государству, Хакасии хоть как-нибудь ценны жизни жителей республики, то государственный бюджет должен выделять 17 875 296 рублей на элементарное очищение наших организмов. Сегодня же официальные числа прибыли от угольщиков для республики составляют со всеми натяжками – полтора миллиарда рублей. Я не скрываю свою позицию, пишу об этом на своих страницах в социальных сетях, говорю с коллегами-журналистами. Просто хочется, чтобы мы вместе подумали. Что мы имеем сейчас. И что будет потом. Сейчас хотят открыть новый угольный разрез в 120 кв. км, залезть на место урочища Сорокаозерки – государственного природного орнитологического заказника республиканского значения, места пролета и гнездования многих редких птиц, занесенных в Международную красную книгу.
– Лена, мне бы очень хотелось завершить нашу беседу на более оптимистичной ноте, я надеюсь, что твоя позиция и позиция твоих единомышленников будут услышаны. И Хакасия на многие годы вперед останется такой же красивой, такой же уникальной, как сейчас, открытой для туристов, и будут развивать экомаршруты, а не угольные месторождения. Лена, скажи, с каким настроением встречаешь Новый год, какие планы?
- Планы у меня, как всегда, глобальные! В Новом году хочу, чтобы по моей образовательной экологической книге были написаны методические программы и начались занятия в обычных школах и садиках. Уже сейчас мою книгу читают дети и родители по всему миру, также по книге проводят уроки в альтернативных школах. Например, в школе Монтессори в Москве «Земляне». Также моя книга «Ши по пути к себе» вошла в обзор детских книг про экологию на крупном московском сайте organicwoman! Я пишу продолжение моей детской книги и хочу в новом году издать две новые из серии «Ши по пути к себе». А еще в планах отправиться на литературные гастроли и в трекинг по Непалу. Может, отправимся вместе?!
Беседовала Дарья КАЗАК
Фото из личного архива Елены Андриановой