Воскресенье, Январь 26, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Альбина Курбижекова: «Тахпахи мои цвета радуги»

Альбина Курбижекова: «Тахпахи мои цвета радуги»

В нашей Хакасии не только много солнечных дней, но и немало солнечных людей. Они словно бы излучают тепло и свет, заряжая окружающих оптимизмом. Писатель и тахпахчи Альбина Курбижекова – одна из таких. Ее позитивная энергия моментально вызывает на лицах улыбку. И улыбки эти, как маяки добра, зажигают в сердцах надежду на то, что все будет хорошо. Наша встреча позволила хоть немного приблизиться к таланту писателя из великого рода хайджи Курбижековых и понять природу хакасского тахпаха.

Призвание

Песни кызыльского диалекта удивительны по своей красоте и напевности. Пожалуй, это самые лиричные народные песни, которые можно услышать в Хакасии. Их художественная особенность состоит в том, что явления природы воспеваются сообразно настроению человека. Хакасы очень привязаны к своей земле. Поэтому глубокое почтение к рекам и горам, степям и лесам связано с уважением родины предков. Именно такие песни и тахпахи собирает и сочиняет Альбина Курбижекова.

Многие считают, что она — последний человек из древнейшей когорты представителей хакасской традиционной культуры. Мы живем в новое время, а древнюю культуру, ту систему ценностей до нас донесли хакасский тахпах и богатырские сказания. Курбижекова этим владеет на глубинном уровне. Однажды писатель Галина Казачинова услышала ее исполнение и решила с ней познакомиться. Выяснилось, что у Альбины Васильевны — тома рукописей! Правда, сама Курбижекова даже не употребляла такого слова – «рукопись», вдохновенно заполняя свои тетради, когда Казачинова, пораженная ее литературным творчеством, предложила опубликовать собранные тахпахи. Уникальные народные песни, а также собственные сочинения стали для Курбижековой пропуском в Союз писателей России. Было это, когда Хакасское отделение отмечало свой золотой 50-летний юбилей. (Стоит добавить, что в 2019-м году Союз писателей отметил 70-летие, и возглавляет его сегодня уже сама Альбина Курбижекова).

Корни

Альбина родилась в селе Устинкино Орджоникидзевского района в большой семье. Она стала одной из девяти детей Евдокии Васильевны Курбижековой – сестры великого хакасского сказителя Петра Курбижекова. Из этого же рода известная тахпахчи Анна Курбижекова. Таким образом, Альбина Васильевна – родная племянница столь знаменитых людей. В семье все играли на чатхане, умели слагать и исполнять тахпахи. Но Альбина выбрала спорт. Она окончила Минусинское педучилище, а затем много лет работала преподавателем физкультуры. Однако тахпах был в ее жизни всегда.

Эти древние песни наиболее полно изображают быт и нравы хакасского народа. Поэтому постепенно тахпах становится ведущим жанром в музыкальном фольклоре хакасов. Но что такое тахпах? Это искусство импровизации, и оно имеет четкие формы. В народе шутят: тахпахчи поет, что видит. Но что значит, видеть? Тахпах – это четкая 8-строчная структура построения стиха. Для хакасской поэзии характерна система рифм, которые закладываются с начала строк. Именно такое построение стиха во время состязаний и должны выдерживать тахпахчи. А еще обладать отличной памятью, музыкальным слухом и голосом. Всем этим от природы щедро одарена Курбижекова. «Тахпахи мои цвета радуги». Так называется первый и единственный в своем роде её сборник народных песен.

Хакасы вообще очень верят в силу и энергию слова. Поэтому и создавали испокон веков сказания. Считалось, что описанные в эпосах герои способны остановить реальное зло. А вот в науке господствует определение эпоса как сказочного, мифологического. Не все ученые с этим согласны. Эпос весьма историчен. Но мы за мифы, за сказки часто принимается то, что не входит в материалистическое мировоззрение хакасов.

Атеизм оторвал всех нас от духовных корней. Поэтому современные люди и не в ладах с окружающим миром. Но еще сто лет назад человек был частью природы, а не мнил себя Богом. Так жил и Петр Васильевич Курбижеков – знаменитый хайджи, родной дядя Альбины Васильевны.

«Хайджи-нымахчи»

Петр Курбижеков родился в ноябре 1910-го года в аале Итеменев Ачинского уезда Енисейской губернии. Ныне это Орджоникидзевский район Хакасии. Родился в бедной многодетной семье. На его долю выпала не только тяжелая работа в совхозе, но и Великая Отечественная война, с которой Петр Васильевич вернулся инвалидом. За дар сказителя народ называл Курбижекова «хайджи-нымахчи», значит, находящийся под личным покровительством духов – вдохновителей хайя.

Возможно, невероятно яркий и сильный дар сказителя Петру Курбижекову достался не случайно. Ведь и в самом его появлении на свет есть нечто мистическое. По рассказам Альбины Васильевны, у бабушки и дедушки дети доживали лишь до года, и все умирали. Деду посоветовали убить волка, освежевать его вглухую, то есть, не разрезая, пасть высушить на распорках и новорожденного ребенка протащить сквозь волка и эту пасть. Так и сделали. И Петр Васильевич выжил.

Чатхан он впервые взял в руки в три года. Курбижеков обладал огромным репертуаром из всех жанров хакасского фольклора. Он знал более сотни героических сказаний. А на рассказ только одного требовалось несколько ночей. Говорят, язык Курбижекова был невероятно выразителен. Сегодня произведения этого сказителя переведены на 12 языков мира. По воспоминаниям Альбины Васильевны, его с молодости уже звали Петр Васильевич. В 18 лет он уже исполнял эпос. А энергетика у него была такой силы, что внучка замечала – не трогал дед еще струн, а они уже начинали звучать!

«Осенний жеребенок» — так переводится на русский язык фамилия Курбижеков. Кстати, дед Альбины Васильевны занимался тем, что объезжал диких лошадей. К нему со всей Хакасии пригоняли кобыл и жеребцов. А осенний жеребенок, что притаился в его фамилии, нередко встречается в хакасских народных эпосах.

Есть свои предания и в этой знаменитой семье. Они относятся к тому периоду, когда Ермак начал завоевывать Сибирь и вытеснять коренных жителей с их исторических мест. Народ, как водится, стал искать защиты в российской столице.

Как рассказывает Курбижекова, на общем собрании тогда еще кыргызов её предок князь Курчей и Конгула были избраны послами в Москву. Они прибыли, их принял царь Михаил Романов, наряду с королевским послом Англии, и дал охранную грамоту. Это даже есть в учебнике истории. В Томске воевода Данила Хрипунов отобрал грамоту и показал прадеду фигу. Царь, мол, далеко, а Бог высоко. А я вам и царь, и Бог. Не успели они воспользоваться этой грамотой…

Дар бесценный, неслучайный…

Но никакие перипетии судьбы не истребили божественного дара, который Курбижековы впитали из родных просторов, вдохнули вместе со степным воздухом Хакасии. Талант, словно невидимое нежное золото, перетек по венам от далеких пращуров к современным носителям фамилии. Альбине Васильевне передался дар художественного слова. Она в этом отношении очень сильна. И так же, как Петр Васильевич, не знает источника. Это дается из информационного поля земли. Курбижекова лишь воспроизводит.

Хакасы до сих пор верят: эпос — живое существо, которое существует параллельно нам. Поэтому дух сказания, хозяин эпоса может наказать тахпахчи, если тот перепутает слова, забудет или добавит в текст что-то свое. Это и позволило алыптыг нымахам сохраняться в первозданном виде. Некоторым из них более двух тысяч лет! А еще хакасы верят: чатхан, по древнему обычаю прикрепленный над входом в жилище, проходящего под ним человека способен избавлять от дурных намерений и черных мыслей. Таким образом, этот музыкальный инструмент оберегает дом.

Альбина Курбижекова – один из носителей кызыльского диалекта хакасского языка. Считается, что именно у кызыльцев, проживающих в Орджоникидзевском и Ширинском районах нашей республики, самые мелодичные песни. И песен тех большое количество. Но кызыльский диалект уходит, постепенно исчезая из обихода. Сохранить его могут усилия таких сподвижников, как Альбина Курбижекова.

Она родилась весной. С теплотой и светом, которые излучает Альбина Васильевна, Курбижекова могла бы поспорить с солнцем. Но осенний жеребенок в ее фамилии из древних хакасских легенд навсегда определил судьбу этой женщины. Хайджи и тахпахчи все реже рождаются на нашей земле. Потому что, перегруженное информацией, меняется наше сознание. Подчиняя себе землю и покоряя небо, на самом деле мы теряем божественную, природную с ними связь. Постепенно исчезает и исконный хакасский язык. А вместе с языком уходит слово. То самое, в силу и энергию которого так верили предки. Альбину Курбижекову называют последней из когорты настоящих тахпахчи. Ведь она еще владеет словом – тем, что по древним преданиям магическим образом способно остановить зло.

Галина Овчаренко

(По материалам программы «Изеннер!» ТВ-Абакан)

Фото из открытых источников


Один комментарий для “Альбина Курбижекова: «Тахпахи мои цвета радуги»

  1. Дело не в том, что хайджи и тахпахчи реже рождаются. А в том, что уменьшается количество людей, знающих хорошо хакасский язык. Если бы знали, то и тахпахи сочиняли. Например, мой родственник с войны прислал письмо, в котором выразил свои новости и чувства именно в стихотворной форме тахпаха. А его сестра выучила, подобрала мелодию и пела на встречах семьи, пока не опубликовали через много лет. С эпосами труднее. Чтобы запомнить хотя бы один, надо часто слушать или иметь феноменальную память, настроенную на восприятие архаичных слов. Уходящая натура. У русских тоже ученые успели записать на Севере былины в конце Х1Х века. Иначе не знали бы ни Илью Муромца, ни Соловья- разбойника…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *