Суббота, Ноябрь 28, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «На равных» и будущий театр

«На равных» и будущий театр

На целую неделю Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова стал местом встречи творческой и креативной молодежи Республики Хакасия. В Абакане в рамках Года театра прошла Всероссийская лаборатория современных текстов и режиссуры «#На_равных» под руководством ведущего театрального критика страны, театроведа Александра Вислова.

Участниками лаборатории стали подростки и молодежь Абакана, Саяногорска, Черногорска, студенты и преподаватели Института искусств ХГУ имени Н.Ф. Катанова и Минусинского колледжа культуры и искусств, а также любители театрального искусства не только из Хакасии, но и из близлежащих регионов.

Масштабный проект начался с лекций известного российского драматурга и прозаика Анастасии Букреевой. Пьесы молодого драматурга многократно становились лауреатами ведущих всероссийских и международных конкурсов современной драматургии, а спектакли по самой известной пьесе Анастасии «Ганди молчал по субботам» сегодня идут на сцене ведущих театров страны. Автор рассказала о роли драматурга в современном театре, об особенностях взаимодействия режиссера и писателя, познакомила любителей театра с новейшими тенденциями в мире драматургии.

Важной частью продолжения лекций стали мастер-классы для начинающих драматургов, которые прошли в Доме литераторов Хакасии. В течение двух дней молодые люди знакомились со спецификой написания драмы, изучали «законы» построения драматического произведения, а на финальном занятии даже попрактиковались в написании пьесы. Анастасия Букреева отметила, что в Хакасии много талантливых и интересных людей, а некоторые из их пьес в дальнейшем могут быть поставлены на сцене театров.

Анастасии Букреевой также удалось побывать на эскизе спектакля по собственной пьесе, поставленной режиссером театра Владимиром Гордеевым. «Ганди молчал по субботам» в исполнении артистов труппы театра стал, пожалуй, одним из самых ярких эскизов, показанных в рамках лаборатории. Автор похвалила артистов театра имени Лермонтова, отметив их высокий уровень актерского мастерства, а также заметила, что режиссер удивительным образом удачно подобрал артистов на роли в эскизе спектакля.

«Я видела несколько постановок «Ганди» в московских театрах (спектакли по пьесе «Ганди молчал по субботам» идут в московском театре «Школа современного искусства», театре «У Никитинских ворот» и других), и эскиз спектакля абаканского драматического театра – один из самых лучших, что я видела», – призналась драматург.

Основная задача Лаборатории состояла в поиске путей взаимодействия с будущим поколением. Это характерно отличает ее от всех лабораторий, проводимых в театре до сих пор. Материал для работы на протяжении нескольких месяцев тщательно обсуждался среди членов творческой команды лаборатории, в которую вошли молодые, но уже известные театральные режиссеры страны: Анатолий Кузьмин (Минусинск), Степан Пектеев (Санкт-Петербург), Данил Чащин (Москва), Денис Кожевников (Ярославль). В качестве материала для постановки эскизов были взяты пьесы молодых современных авторов, ярких представителей новейшей драматургии сегодня.

Задача режиссеров была за 5 дней поставить на сцене эскиз спектакля по заранее выбранной пьесе. Эскиз спектакля представляет собой не полноценный спектакль, а некий его набросок продолжительностью не более часа. Эскиз спектакля – это проверка, насколько сценична пьеса. Здесь внимание уделено не мельчайшим деталям, реквизиту или костюмам, хотя все это играет немаловажную роль в художественно-эстетическом восприятии зрителей, а прежде всего умению режиссера в кратчайшие сроки найти пространственно-стилевые особенности для постановки будущего материала, а также способности актеров самостоятельно проработать характер своего персонажа и воплотить на сцене наиболее удачный вариант. Важной частью каждого эскиза становится последующее обсуждение увиденного со зрителями.

Первым свой эскиз показал режиссер, студент РАТИ–ГИТИС Анатолий Кузьмин. На экспериментальной площадке, в пространстве под главной сценой театра, был представлен эскиз спектакля по пьесе Марии Конторович «Мама, мне оторвало руку». Это история о жизни подростков, которые находятся на пороге самого главного решения в их жизни – выбора собственного будущего. В пьесе поднимаются важные социальные проблемы современного общества, а также личные вопросы молодого поколения, их отношения с родными и близкими людьми. В андеграундном эскизе Анатолия Кузьмина главная героиня Машка в буквальном смысле готова повеситься на новогодней гирлянде среди поверхностных друзей и занятых своими проблемами родственников. Эскиз вызвал самые противоречивые мнения среди подростков, но привлек особое внимание взрослых, натолкнув на глубокие размышления.

Абсолютно противоположную реакцию вызвал эскиз спектакля «Фото topless», поставленный режиссером Денисом Кожевниковым. Пьеса написана современным и простым языком. Герои пьесы – 14–15-летние подростки, большую часть времени проводящие в социальных сетях. Главной темой стали первые серьезные чувства главных героев друг к другу, а также общественное мнение, которое зачастую формирует мнимые нормы поведения. Примечательно, что все роли у режиссера исполняют актеры зрелого возраста. Столь неожиданный режиссерский ход снискал положительную реакцию среди подростков и молодежи.

Эскиз режиссера Данила Чащина по пьесе драматурга Даны Сидерос «Всем, кого касается» стал, пожалуй, единственной работой, которая не вызвала распрей между зрителями разного возраста. В эскизе рассказывается о школьниках, в класс к которым вдруг попадают «особенные» дети. Мини-спектакль был показан в одной из учебных аудиторий Института искусств ХГУ имени Н.Ф. Катанова, что еще больше усилило ощущение нахождения героев в школьном классе. Пьеса поднимает очень важные проблемы адаптации людей с особенностями здоровья в современном обществе.

Настоящим открытием для театральной общественности стал эскиз спектакля Степани Пектеева «Фрагменты космической саги». В большом зале Русского театра в течение получаса был показан эскиз в жанре ментального кино. Артисты при этом находились в зрительном зале, откуда читали свои монологи в микрофон. Режиссер создал футуристический эскиз по собственному материалу. Его главной проблемой стало использование ресурсов планеты человеком, ее возможная гибель и надежда на возрождение всего живого. Современные технологические средства и наличие всего одной актрисы на сцене вызвали большое количество разногласий между молодым поколением зрителей и маститыми театральными деятелями. Обсуждение эскиза дало понять, что такая форма постановки спектакля очень интересна подросткам и молодежи.

Проголосовать за лучший эскиз спектакля можно на официальной странице театра Вконтакте.

Дни экспериментального театрального искусства от Русского драматического театра стали одним из самых важных и обсуждаемых событий октября. В планах – проводить театральные лаборатории регулярно, знакомить зрителей с новейшими театральными формами постановки спектаклей, привлекать известных режиссеров и обязательно продолжить работу с начинающими хакасскими авторами, которые в будущем, возможно, обогатят и украсят своими пьесами репертуар театра.

Мария БЕКК


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *