Воскресенье, Декабрь 8, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Эльза Кокова: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь… кто ж тогда развеет тьму?»

Эльза Кокова: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь… кто ж тогда развеет тьму?»

Этими строками из творчества Назыма Хикмета сорок лет назад напутствовала молодую актрису Светлану Чаптыкову режиссер Хакасского театра Эльза Михайловна Кокова. В дальнейшем, по признанию актрисы, эти строки стали для нее заветом на всю жизнь. Однако, слова турецкого поэта справедливы и в отношении самой Эльзы КОКОВОЙ – первой хакасской женщины-режиссера, человека, всю свою жизнь посвятившего служению родному театру и культуре Хакасии.

4 октября исполнилось 80 лет со дня рождения художественного руководителя Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова (1991 – 2001), заслуженного деятеля искусств Республики Хакасия Эльзы Михайловны Коковой.

Благодаря Эльзе Михайловне в 1996 году Хакасскому театру был присвоен статус национального, а в 1997 году, опять-таки во многом благодаря ее усилиям, при театре была открыта студия, подготовившая молодое поколение артистов для хакасской сцены. Среди выпускников этой студии – и сегодняшний главный режиссер театра имени А.М. Топанова Марас Чебодаев. А признанные мастера современной хакасской сцены, долгие годы составлявшие костяк труппы театра – мудрые наставники молодого поколения. Многие из них — заслуженные и народные артисты Республики Хакасия. Это поколение студентов национальной студии Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии 1974 года!

Всех учеников студии – а тогда простых, весьма далеких от театра, деревенских мальчишек и девчонок – Эльза Михайловна лично собирала со всей Хакасии. В поисках талантов она вместе с преподавателями ленинградского вуза «на бобике» ездила в небольшие, нередко самые отдаленные села Хакасской автономной области. Одна из учениц той знаменитой студии образца 1974 года – Заслуженная артистка РФ, Народная артистка Республики Хакасия, режиссер, руководитель Союза театральных деятелей РХ Светлана ЧАПЫТКОВА. Долгие годы, с момента прослушивания при наборе в студию, затем во время учебы в Ленинграде, а после уже и работая на сцене хакасского театра, Светлана Семеновна была рядом с Эльзой Михайловной Коковой, а потому корреспондент «Абакана» именно ее попросил поделиться воспоминаниями о первой хакасской женщине-режиссере.

Судьбу с театральной сценой Эльза Михайловна связала не случайно, она продолжила дело своего отца – талантливого писателя и драматурга Михаила Кокова, человека, стоявшего у истоков создания Хакасского театра, автора первой хакасской драмы «Акун». После окончания Красноярской театральной студии при краевом театре им. А.С.Пушкина, Эльза поступает на режиссерский факультет в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (1961 – 1965). Первая работа — дипломный спектакль «В ночь лунного затмения» по пьесе Мустая Карима был поставлен на сцене Хакасского театра и сразу же стал лауреатом Всероссийского смотра национальной драматургии.

Эльза Михайловна не боялась одной их первых ставить пьесы современных драматургов. Так, пьеса «В ночь лунного затмения» была написана Мустаем Каримом в 1963 году, спектакль по этой пьесе Эльза Михайловна поставила в 1965 году. Всего же на сцене родного театра Эльза Кокова поставила свыше 80 спектаклей. Репертуар режиссера был разнообразен: от пьес античной драматургии, русской, зарубежной классики до национальных эпических произведений. Это «Гамлет» и «Король Лир» В.Шекспира, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Трактирщица» К.Гальдони, «Человек из Ламанчи» Вассермана, «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу, «Эзоп» Г.Фигейредо, «Акун» М.Кокова, «Мать» Чапека, «Забыть Герострата» Г.Горина, «Зачем ты живешь» И.Касумова, «Привидения» Ибсена, «И дольше века длится день» Ч.Айтматова, «Потомки белой волчицы» С.Артонова, «Закон Вечности» Н.Думбадзе.

Эльза Михайловна ставила и пьесы хакасских драматургов: «Всходы» М.Кильчичакова, «У глубокого брода», «На волнах жизни» В.Шулбаевой, героический эпос нашего народа. Я помню, как однажды один из артистов русской труппы сказал мне: «Как же мы вам (артистам хакасской труппы – прим. ред.) страшно завидуем. Если уж падать, то с хорошего коня». То есть, Эльза Михайловна с самого начала своей режиссерской работы установила для хакасского театра чрезвычайно высокую творческую планку, которую творческая труппа держит вот уже много лет».

Актриса Светлана Чаптыкова была задействована во многих спектаклях режиссера Эльзы Коковой. Когда Светлане Семеновне довелось поехать в Киргизию, работать на съемках кинофильма, Эльза Михайловна созванивалась со многими своими знакомыми в этой республике, в том числе и с самим Чингизом Айтматовым – чтобы в случае необходимости молодой артистке было к кому обратиться.

«Как режиссер она нас, артистов, всегда оберегала, заботилась, помогала решать и бытовые вопросы. Двери ее дома всегда были открыты для нас, она часто приглашала артистов к себе в гости после каких-то официальных торжеств. Однако, Эльза Михайловна никогда не допускала каких-либо панибратских отношений с артистами, была очень требовательным человеком – и к коллегам (без этого невозможно быть хорошим режиссером), но прежде всего, к самой себе. Если говорить о помощи в бытовых вопросах, то Эльза Михайловна просто спасла нашу ленинградскую студию 1974 года в буквальном смысле. В нее были набраны 17 ребят, по окончанию учебы в Абакан вернулись 14 молодых артистов. Получается, нужно было решить «квартирный вопрос» для 14 человек! Областное руководство решило направить нас по районам на должности заведующих сельскими клубами. Эльза Михайловна вместе с Василием Архиповичем Угужаковым нас отстояли, мы остались в Абакане, артистами Хакасского театра. На новый 1975 год молодым артистам, у кого уже были семьи, выделили квартиры. Таким она была руководителем.

Вообще, отношения между режиссером и актером – вещь очень тонкая, можно сказать, между ними существует определенная «химия», тайна, они всегда чувствуют друг друга. Эльза Михайловна очень не любила, когда актер приходил на репетицию с текстом роли в руках – роль уже должна была быть переработана актером. И помимо текстов ролей она заставляла нас много читать, думать… Сама Эльза Михайловна обладала поистине энциклопедическими знаниями, в институте, в Ленинграде, однокурсники называли ее «ходячей энциклопедией». У нас, актеров, она всегда спрашивала: «Какая книга у вас сейчас на столе?». Желание не упасть в ее глазах, не попасть впросак поначалу заставляло нас также много читать, совершенствоваться, а потом эта жажда к новым знаниям уже становится привычкой, без которой невозможно жить и работать», – вспоминает Светлана Чаптыкова.

Так сложилось, что в 1985 году Эльзе Коковой пришлось на время оставить дело всей своей жизни – хакасский театр.

«Возможно, накопилось определенное неудовлетворение в творческом плане, а возможно, она просто решила немного отойти, чтобы посмотреть на родной театр со стороны. Как режиссер, Эльза Михайловна была очень свободолюбивым художником, на все имела свой взгляд и, как правило, всегда прямо обо всем говорила. Далеко не всегда такая прямота приветствуется окружающими, тем более, начальством. Эльза Михайловна все время работы боролась за то, чтобы хакасский театр стал самостоятельным, обрел статус национального, чтобы мы ставили свои, хакасские, пьесы. Видимо, на тот момент такое еще не было возможным. Может быть, просто судьбой было уготовано, чтобы в этот период она перевезла в Хакасию коллекцию Ирины Картиной-Карачаковой. Со знаменитым хакасским скульптором Эльза Михайловна также была лично знакома. Не знаю почему, но она тогда взяла меня с собой – вместе с Василием Архиповичем Угужаковым мы навещали Ирину Николаевну в Ленинграде. Со слезами на глазах Ирина Картина-Карачакова рассказывала о том, в каких невыносимых условиях она вынуждена жить в коммунальной квартире, в каких неприспособленных помещениях хранятся уникальные предметы из ее коллекции. Благодаря усилиям Эльзы Михайловны, бесценная коллекция скульптора Ирины Карачаковой была возвращена Республике Хакасия», – рассказывает актриса.

В 1991 году мечта Эльзы Михайловны Коковой исполнилась, хакасская и русская труппы стали самостоятельными театрами. Эльза Кокова снова возглавила художественное руководство Хакасского драматического театра. Театр начинает новый виток в своей творческой жизни. Создаются программы и видеопроекты с художественным воплощением традиционных хакасских обрядов: освящения, благопожелания, ритуальные действия – камлания и многое другое. На хакасской сцене стали ставиться эпические сказания, легенды, притчи: «Албынжи» по хакасскому героическому эпосу, «Золотая колыбель горных духов», «Потомки Белой Волчицы» А. Кызласовой, «Горкут Ата» К. Танатара, «Слеза огня», «Любовь Чингисханга» К. Чако, «Сарыг Чанывар» А. Преловского, «Энесай» Ч. Айтматова и др.

«Эльза Михайловна сумела сформулировать для нас национальную идею: сохранение родной культуры, языка, традиций, обычаев, тахпахов. В этом наша сила, мы просто обязаны сохранить и приумножить культуру хакасского народа», – говорит Светлана Чаптыкова.

В последствии в должности главного режиссера хакасского театра Светлана Семеновна Чаптыкова продолжит дело своего Учителя по сохранению и развитию хакасской культуры, поставит спектакли по пьесам хакасских драматургов, будет развивать сотрудничество хакасского национального театра с другими национальными театрами России и зарубежья.

В качестве резюме нашей беседы Светлана Чаптыкова прочитала строки Назыма Хикмета: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда развеет тьму»? Как вспоминает актриса, эти строки Эльза Михайловна Кокова написала ей на программке в качестве пожелания после спектакля в сезоне 1979-1980 годов. С тех пор Светлана Чаптыкова следует этому завету, по которому всю жизнь прожила сама Эльза Михайловна Кокова.

Ольга КАРАЧАКОВА,

фото предоставлено Хакасским национальным драматическим театром им. А.М. Топанова

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *