Четверг, Октябрь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Эльвира Казанцева: «Я пыталась слушать Кандинского…»

Эльвира Казанцева: «Я пыталась слушать Кандинского…»

Сегодня мы представляем вам, уважаемые читатели, нашу новую рубрику «Замечтательные люди», в которой намерены знакомить вас с неординарными, очень эрудированными и интересными во всех отношениях людьми. С теми, кому есть, что сказать и рассказать жителями Абакана.

А первым ее героем, а точнее сказать, героиней стала автор первой же выставки «Земля предков». Увлеченная женщина, преподаватель истории искусства, истории Мирового декоративно-прикладного искусства, истории декоративно-прикладного искусства России, современного декоративно-прикладного искусства, а еще психологии художественного творчества Хакасского Государственного университета им. Н.Ф. Катанова Эльвира Николаевна Казанцева.

Это человек, который до такой степени погружен в искусство, что порой кажется, высокий мир окружает ее повсюду, наполняет и выплескивается наружу. Как у нее получается быть столь увлеченной, а, главное, как она умудряется увлечь в свой мир тех, кто оказывается с ней рядом, об этом расскажет сама Эльвира Николаевна.

« Я окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет по специальности искусствоведение. Миром искусства я увлеклась еще в детстве. Моя мама преподавала в музыкальном училище иностранные языки, а еще «этику и эстетику». Она выписывала очень много специальной литературы и массу альбомов. Мне все это было очень интересно. Я в мельчайших подробностях, часами разглядывала в этих журналах картины, иллюстрации. А когда подросла, стала читать. Читать книги надо обязательно! Я очень много их прочла. В какой-то степени именно они меня и сформировали, как личность. И даже, может быть, мое поведение, мышление, потому что книги были совершенно разные. Не только классика, но и современные авторы. Очень любила Валентина Распутина — на мой взгляд, он не просто писатель, а писатель-гражданин, поднимавший самые актуальные проблемы человеческих взаимоотношений.

Человека с детских лет что-то должно формировать. Сейчас такое разнообразие детской литературы, что обязательно нужно обращать внимание на то, какой несут посыл несет книга, какие идеи проповедует. Вплоть до того, какие в ней иллюстрации, и как к ним детки относятся. Важно понимать, что такое книжка: развлечение ли, либо же научение чему-то. На мой взгляд, книга все-таки должна быть именно научением.

К примеру, у нас в Абаканской картинной галерее недавно была выставка иллюстраторов детской книжки из фондов «Шушенского музея». Приходили люди старшего поколения и говорили: «Ой, я все это помню».

Конечно, они не помнят кто иллюстратор, но картинки, которые они увидели еще в своем детстве, настолько добрые и позитивные, что запомнились им на всю жизнь.

Животные в русских сказках с определенными человеческими качествами. Я до сих пор люблю и выписываю эти старые книжки. Есть издательства, которые переиздают их. Собирание таких книжек — мое маленькое увлечение. Раньше не было возможности так просто их достать, а сейчас — есть. Поэтому, можно сказать, я свою мечту — иметь дома много таких книжечек — осуществляю.

Я очень люблю иллюстратора Ника Гольц. У меня уже даже сложилась небольшая коллекция его произведений. Картинки Ника Гольца несут настроение, а это очень важно. Человек может быть не очень эрудированным, но он способен увидеть красоту, это качество заложено в людях природой, более того, оно развивается.

К нам в выставочный зал приходят люди разного социального уровня, с разным образованием, но все они видят, находят красоту в выставленных произведениях. Раз за разом у них формируется собственное впечатление и отношение к увиденному. Это и есть то человеческое, подсказанное природой. Не хотелось, чтобы оно исчезало. Иначе люди не только искусство перестанут понимать, но и друг друга. Одиночками станут. К сожалению, именно это мы сейчас уже и наблюдаем.

И происходит такое не только в социуме, но и в семьях. Основа формируется, прежде всего, конечно в семье, поэтому прежде, чем заводить ребенка, обязательно нужно продумать: «Как я его буду воспитывать, что хочу и могу ему дать». У ребенка должно быть целеполагание, намерение стать специалистом высокого класса.

К примеру, у того же Федора Ефимовича Пронских была своя личная библиотека. Сейчас же складывается ощущение, что молодежи не на что опереться. Современный музыкальный шлягер — это сомнительная опора. Или не опора вовсе. Хотя возможностей у современного человека послушать ту же классику много. Просто мало кто и редко ими пользуется.

Тем не менее, мы должны к этому вернуться, иначе очень многое утеряем. Я своим студентам всегда говорю: «Читайте, слушайте классическую музыку».

В 2001 году я пришла работать в выставочный зал «Жарки». Тогда он еще относился к Абаканской картинной галерее. И тогда же я пожалуй впервые так близко столкнулась с миром художников. Я как раз готовила достаточно сложный и очень мной любимый курс «Психология художественного творчества». Работа в галлерее помогла мне разобраться в психологии этих очень сложных, но исключительно интересных людей.

Впрочем, в какой-то степени неразгаданными они остаются для меня до сих пор. А может быть и не надо их разгадывать! Они ведь своими произведениями все говорят: что думают, о чем переживают. Через их творчество ты составляешь уже портрет автора.

Многие немецкие философы утверждали, что в иерархии видов искусства на самом верху стоит музыка. Ее носители еще больше увлеченные и даже отвлеченные люди, нежели художники. Музыка гораздо сильнее направлена на восприятие очень абстрактных фраз.

Синтез искусств очень интересное, кстати, явление в модернизме. Тот же Кандинский говорил: «Услышьте мои краски, не надо разглядывайте фигурки, вы в общем абстрагируйтесь и просто стойте и слушайте». Поэтому музыка мне крайне интересна. Я пыталась слушать Кандинского непосредственно, когда стояла около оригиналов его работ. Возможно где-то к этому приближалась, потому что, когда в в этот мир входишь -он завораживает.

Существует интересная история: однажды Кандинский вернулся с прогулки домой и не узнал свою картину, стоящую на боку. Посмотрев на нее, он сказал: «Какая прелесть». Вот она абстракция, вот, она музыка!

А «квадрат» Малевича — здесь своя предистория, опять-таки связанная с музыкой, театром. Малевич так увидел свою работу, это сценическая декорация, «задник» пьесы «Победа над солнцем», которая разыгрывалась в особых костюмах. Он их напридумывал. У него же где — сверхчеловеки, где — полулюди, где — полуроботы. То есть это футуризм такой. И он увидел свой квадрат, как он мощно работает — там люди победили солнце. И, вот открылась Вселенная, это он, черный квадрат, это универсум. Недаром же греки говорили, что все геометрические формы, не имеющие ни верха, ни низа — совершенны.

Сейчас я являюсь сотрудником Абаканской картинной галереи, работаю в фондах. Моя деятельность состоит из сбора информации о произведениях, я фиксирую их историю. У нас здесь есть рисунки самого Каратанова, работы художника Пожалостина, которые прибыли из Рязани — они, вообще, 19 века. При этом в справке про галерею написано, что имеющиеся у нас самые ранние работы — 1937 года. Как вы сами понимаете, эта информация уже устарела. То есть, это уже не статус галереи повышается, а и Абакана в целом. Я люблю искусство, я бы без него не смогла жить».

Вот, такой неординарный, глубоко эрудированный, человек, хранящий искусство в себе и щедро отдающий свои знания тем, кому это на самом деле интересно живет в нашем городе. Мы проговорили с Эльвирой Николаевной три часа. Точнее, это она говорила, а я слушала. Ведь человек — интересный…

Замечтательный!

Анжелика Михельсон

Фото автора


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *