Четверг, Октябрь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Без рубрики > Уроки для пациентов: как отстаивать свои права?

Уроки для пациентов: как отстаивать свои права?

Журналистское расследование Татьяны Зыковой представлено в виде УРОКОВ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ для пациентов. В них выявляются, систематизируются и обнародуются типичные для Хакасии врачебные ошибки. На примерах выигранных больными и их родственниками дел предлагаются алгоритмы действий для отстаивания прав в похожих ситуациях. При написании материала автор работал с поступившими в редакцию жалобами читателей на некачественную медицинскую помощь, консультировал пострадавших и помогал им с подготовкой письменных обращений в различные ведомства. Эту работу он ведет в течение трех лет. За неполный 2019 год к нему за помощью обратилось около 20 человек, что подтверждает востребованность у населения просветительской и консультационной деятельности в области защиты прав пациентов. Помимо этого, журналист анализировал материалы за несколько лет Верховного суда Республики Хакасия, Абаканского городского суда, изучал документы Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия и законодательную базу, уточнял спорные моменты у экспертов.

Распространено мнение, что пациентам «бесполезно» отстаивать свои права в конфликтах с представителями медицины. Однако даже региональная судебная практика показывает, что это — заблуждение. Да, судиться хлопотно и долго (тяжбы могут длиться месяцами и даже годами). Но пострадавшие нередко выигрывают споры, если их права действительно были нарушены. Такие примеры — конкретные подтверждения того, что не надо бояться обращения в суд. Также выигранные иски дают представление, как действовать в подобных случаях.

УРОК 5: что делать, если после комиссии вас отстранили от работы?

У многих работа связана с регулярным прохождением медкомиссий и заключениями врачей. О том, что можно в одночасье ее потерять по медицинским показаниям, люди предпочитают не задумываться. Им кажется, что они в любом состоянии (даже не в лучшей физической и моральной форме) «обречены» год за годом успешно проходить привычные обследования. Увы, судебная практика показывает, что даже сотрудников со стажем отстраняют от работы из-за заключения врачей (которые тоже могут ошибаться). Поэтому их «вердикт» — не приговор! Местные примеры подсказывают, что действовать придется через суд. Причем, если нет доверия местным специалистам, можно настаивать на экспертизах и обследованиях за пределами региона.

Приведу пример абаканского судебного дела, завершившегося в пользу не прошедшего комиссию работника. Он начал отстаивать свои права в 2017 году, и разбирательства продолжались более года. Итог: врачи-психиатры комиссии поставили диагноз ошибочно.

А работнику было что терять! Он трудился рядовым электромехаником, но в крупной компании, где условия работы и жалованье были достойными. Эта стабильность одномоментно рухнула после плановой медкомиссии. Причина — «спорное заключение комиссии врачей-психиатров», заключением которой обследуемому был поставлен диагноз, который «является противопоказанием к работе». В итоге человек был отстранен от нее без сохранения заработной платы. И работодатель уведомил его, что о том, что «он не может быть допущен для работы в занимаемой им должности… В случае отсутствия у работодателя работы, соответствующей его медицинскому заключению, он подлежит увольнению в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ».

Отстраненный работник решил бороться за свое место. Нормальная реакция, если учесть, что с подобным диагнозом психиатров о поиске работы по его специальности (да и по другим, где учитываются врачебные заключения) можно забыть. К тому же, раньше психических расстройств у него не диагностировалось. Служил в армии, получил высшее техническое образование, из служебной характеристики ясно, что «с должностными обязанностями справляется». Хотя, работу «в опасных условиях» легкой не назовешь.

Он обратился в Абаканский городской суд с иском об оспаривании заключения комиссии врачей-психиатров по результатам его освидетельствования.

Помимо этого, он отдельным заявлением просил суд принять меры по обеспечению иска: возложить на своего работодателя «обязанность воздержаться от его увольнения до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу». Говоря простым языком, он сразу хотел «подстраховаться» и сохранить рабочее место на время судебных разбирательств. Ведь в противном случае, деже при выигрыше дела, ему пришлось бы восстанавливаться на работе. Однако судом первой инстанции в этом было отказано. В разъяснениях
(помимо прочего) находим, что в заявлении указан один ответчик — «Республиканская клиническая психиатрическая больница» (врачи-психиатры комиссии были из этого учреждения), а не работодатель. Между тем, «ответчиком в исковом производстве является лицо, к которому истцом предъявляются требования материально-правового характера о нарушении его прав». Кроме того, «… меры по обеспечению выносятся только на основе достоверно установленных, свидетельствующих о недобросовестном поведении ответчиком при условии их доказанности истцом», а доказательств этого представлено не было. Верховным судом РХ определение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а частная жалоба истца — без удовлетворения.

Но это не помешало работнику продолжить оспаривание диагноза и пройти в рамках судебного разбирательства судебно-психиатрические комиссии экспертов в соседнем Красноярском крае. Для проверки правильности выводов оспариваемой экспертизы определением суда была назначена другая экспертиза. В заключении врачей судебно-психиатрического стационарного отделения для лиц, не находящихся под стражей Красноярского краевого психоневрологического диспансера говорилось о том, что «в связи с неясностью клинической картины и особой диагностической сложностью данного случая, решить диагностические и экспертные вопросы в условиях настоящего обследования не представляется возможным». Было рекомендовано «для окончательного решения диагностических и экспертных вопросов, а также определения степени выраженности психических нарушений нуждается в направлении на комплексную стационарную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ».

Так как эксперты не ответили на все поставленные судом вопросы, определением суда была назначена дополнительная комплексная стационарная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Она была проведена позже, упомянутым выше красноярским диспансером. В конечном итоге комиссия опытных врачей-психиатров пришла к выводу, что отстраненный работник «психическим расстройством не страдает», а «оценка научности, обоснованности, мотивированности вывода комиссии психиатров ГБУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница»… не входит в компетенцию судебно-психиатрической экспертизы».

В решении отмечено, что «у суда нет оснований не доверять данному заключению экспертизы, так как экспертиза проведена экспертами, имеющими высшее медицинское образование, большой стаж работы, эксперты длительное время наблюдали … (Личные данные истца опускаем. — Прим. авт.). в условиях стационара, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение».

В результате суд встал на сторону отстраненного работника и принял решение в его пользу: «Признать незаконным и отменить заключение комиссии психиатров ГБУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница»». Ответчик пытался обжаловать решение в Верховном суде РХ, однако судебная коллегия по гражданским делам определила решение Абаканского городского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения. Кроме этого, истец (также через суд) взыскал с больницы судебные расходы (услуги адвоката и стоимость проезда к месту проведения экспертизы в Красноярске — в общей сложности, около 50 тысяч рублей).

УРОК 6: Не бойтесь жаловаться, если что-то идет не так!

В завершение приведу примеры различных ведомств и организаций, в которых могут бесплатно помочь пациентам, оказавшимся в сложной ситуации. Это не значит, что обращаться нужно сразу во все из них. Выбор будет зависеть от конкретной истории, ее последствий и того, насколько срочное вмешательство требуется. В вопиющих случаях можно обращаться в правоохранительные органы (например, в прокуратуру), а при бездействии на местном уровне — жаловаться в федеральные ведомства.

  • Если вы считаете, что диагноз неправильный, обследование и/или лечение неполное или некачественное, в первую очередь нужно обратиться с жалобой (лучше – письменной, чтобы остались доказательства обращения) в администрацию медицинского учреждения.

  • Следующий шаг (в случае отсутствия реакции на обращение или не устроившего вас решения) — обращение в Министерство здравоохранения РХ (Интернет-приемная: https://mz19.ru/minister/i-priem.php; телефон «горячей линии»: 8(3902)30-58-11; почтовый адрес: 655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Крылова 72).

  • Если вы не дождались решения проблемы на местном уровне, смело можете обращаться в вышестоящие ведомства. В наше время есть возможность отправлять свои вопросы, жалобы и предложения через их сайты, в электронном виде.

    Общественная приемная с формой для электронного обращения работает на сайте Министерства здравоохранения РФ: https://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new. Если вы не пользуетесь Интернетом или к объемному письму прилагается много документов, предлагается прислать обращение в упомянутое министерство с помощью обычной почты (по адресу: 127994, г. Москва, ГСП-4, Рахмановский пер., д. 3). Задать интересующие вопросы и узнать контакты нужных специалистов можно по справочным телефонам в Москве: (495) 628-44-53, 627-29-44.

  • Обращения в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) тоже принимаются через форму обратной связи на сайте: http://www.roszdravnadzor.ru/. Наряду с этим продолжается прием писем от жителей по обычной почте (по адресу: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1). Также обратиться можно на «горячую линию» ведомства по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья: ее телефон — 8-800-550-99-03. Телефоны справочной службы Росздравнадзора в Москве: (495) 698-45-38, (499) 578-02-30.

  • Помощь вам, как пациенту, может оказать и страховая медицинская компания. Та, обладателем полиса которой вы являетесь. Контактную информацию о том, как связаться с ее представителями, вы найдете в своем полисе. В случае необходимости ее специалисты организуют экспертизу качества лечения.

  • В случаях нарушений медицинскими учреждениями прав пациентов и законодательства РФ поможет прокуратура. Отправить заявление в прокуратуру г. Абакана можно по почте (желательно, заказным письмом с уведомлением о вручении) по адресу: 655017, а/я 175, г. Абакан, ул. Пирятинская, 19В. Как вариант, можете принести его лично по указанному адресу прокуратуры (в этом случае вам понадобится иметь при себе документ, удостоверяющий личность). Прием заявлений от лица, не указанного в обращении, возможен только при предоставлении доверенности. Возникшие вопросы вы можете задать по телефону: 8(3902) 274-100.

    Те, кто с компьютером «на ты», могут отправить заявление с помощью Интернета, воспользовавшись Интернет-приемной Прокуратуры РХ: http://www.prokrh.ru/rabota-s-grazhdanami/internet-priemnaya/. Обращения с приложением документов и материалов в электронной форме рекомендуется направлять по электронной почте на е-mail республиканской прокуратуры: info@prokrh.ru. Напомним, что рассматриваются неанонимные письма.

  • Еще один полезный адрес — Уполномоченного по правам человека. Он занимается защитой основных прав и свобод граждан. Так как у нас есть конституционное право на жизнь и здоровье, то вопиющие случаи, угрожающие им, вполне можно адресовать и ему. Например, человека отказались положить в больницу и вообще медлили с лечением, и по этой причине он умер или остался инвалидом. Естественно, при обращении с жалобами в любой адрес понадобятся подтверждения случившегося.

    Приемная Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации находится в Москве, но связаться с ним можно различными способами. Например, отправив обращение через Интернет-приемную (http://ombudsmanrf.org/contact/form) или на почтовый адрес (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, к. 115). Задать вопросы можно по московским тел. приемной: (495) 607-19-22, (495) 607-34-67.

    Напомню, что жалобы, направляемые Уполномоченному, госпошлиной не облагаются. Подробнее о порядке обращения и том, в каких ситуациях вам смогут помочь, можно узнать на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ: http://ombudsmanrf.org/.

    Уполномоченный по правам человека есть и в Республике Хакасия. Сначала нужно обратиться к нему, а потом — на федеральный уровень. Его контактные данные: г. Абакан, ул. Щетинкина дом 18 ; e-mail: ombudsman-khakasiya@mail.ru; тел. (3902) 22-34-40.

  • Кроме этого, можно обратиться за консультацией и помощью в Управление Роспотребнадзора. Так как “проблемное” лечение можно рассматривать и как некачественно оказанную медицинскую услугу. А это подпадает под действие “Закона о защите прав потребителей”. В этом случае обиженные пациенты – это пострадавшие потребители. Полномочия сотрудников Роспотребнадзора ограничены, но в рамках своей компетенции они помочь в отстаивании прав пациентов. Управление Роспотребнадзора по РХ находится по адресу: г.Абакан, ул. Маршала Жукова, 5А-1, тел. 34-36-14.

  • Также помощь на безвозмездной основе можно получить в общественных структурах. Среди них — Совет общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Его адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3. Можно отправить обращение по электронной почте (spo@rosminzdrav.ru) и обратиться со своими вопросами по тел. в Москве: (495) 627 24 00 доб.2153.

  • Телефон для бесплатных консультаций есть у oбщероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов (http://ligap.ru/) — 8 (800)-100-2-765 с 10:00 до 19:00 по будним дням (время московское).

  • Общероссийский народный фронт (ОНФ) – общественное движение, эксперты которого тоже приходят на помощь при нарушениях прав пациентов. Подробнее об его работе и проверках на местном уровне вы можете узнать на сайте: https://onf.ru/region/hakasiya_republic. Можно обратиться за помощью в ОНФ в республике Хакасия (по адресу: 655017, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 24; e-mail: 19region@onf.ru; тел.: (3902) 30-60-29).

    Удачи в отстаивании прав!

Татьяна ЗЫКОВА

Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *