Вторник, Сентябрь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Что можно увековечить в Абакане?

Что можно увековечить в Абакане?

Памятники могут быть не только «монументальной пропагандой», как «забронзовевшие» деятели прошлого циклопических размеров. Могут не только делать город уютнее и поднимать настроение жителей, что хорошо «получается» у маленьких уличных скульптур вроде сказочных персонажей. С их помощью можно рассказывать горожанам на простом и понятном языке о каких-то значимых (или легендарных, курьезных, необычных) событиях/явлениях/достижениях/поводах для гордости в истории города и региона. Для таких познавательных напоминаний и сами художественные объекты, и пояснения к ним должны быть ближе к народу: не заформализованными и не слишком мудреными. А скульптурные образы — живыми и трогательными.

Что у нас можно увековечить, если посмотреть на памятники под таким углом? В статье приводится лишь несколько вариантов навскидку для новых достопримечательностей. При желании вы легко можете продолжить список.

А пока делимся своими идеями поставить памятник…

легенде о происхождении названия города

Чем Абакан хуже города Мышкина? Тот получил свое название от старинного имени-прозвища Мышка, но предприимчивые люди обыграли понятный образ зверька. Ныне горожане и красивые истории про мышек вам расскажут, и мышиные скульптуры покажут, в единственный в мире музей Мыши проведут. И в городок валом валят туристы.

А в Абакане можно смело поставить памятник медведю и богатырю из легенды, объясняющей название нашего города. Дело было так. Давным-давно на месте Абакана возле безымянной реки стояло хакасское селение. И стал в него наведываться большой злой медведь. Сначала нападал на скот, а потом переключился на людей. И отправились лучшие охотники за ним в лес. Но никто не смог его победить: все погибли в схватке со зверем. И настал черед неопытного, но смелого юноши идти спасать жителей. С луком и стрелами он обошел лес, но медведя там не было. Отыскал он зверя на берегу реки. Тот встал на дыбы, собираясь его убить, но юноша не испугался. Он успел пустить меткую стрелу в сердце страшного медведя. Зверь упал и превратился в скалу. Из-под нее потекла медвежья кровь и, смешавшись с водой, сделала реку еще шире. И местные жители стали называть ту реку Абакан, что переводится как «медвежья кровь». А потом и селение, стоявшее на берегу, получило то же название.

юрте

Юрты в Абакане устанавливали не раз: и во время праздников, и как места экспозиций. Сложно представить столицу Хакасии без юрты хоть в каком-то варианте. А почему бы не сделать долговечный памятник-юрту? Ведь при желании можно утверждать, что именно Хакасия – родина этого жилища. У нас имеются и вещественные доказательства того, что юрты появились здесь в стародавние времена. Их изображения в виде наскальных рисунков можно видеть на Боярской писанице в Боградском районе. Ученые датируют петроглифы концом I тысячелетия до н. э. – началом I тысячелетия н. э.

автомату «Абакан»

Да-да, тезка нашего города известен в оружейном мире не хуже автомата Калашникова! А имя свое он получил так. В советское время было принято зашифровывать разные оружейные программы под разными безобидными названиями. Так, в начале 1980-х река Абакан дала имя конкурсу по разработке нового высокоэффективного автомата, превосходящего штатный АКМ по боевой эффективности в 1,5–2 раза. По итогам испытаний детище оружейного конструктора Г.Н. Никонова оказалось лучшим среди всех конкурсных работ. Теперь оно известно под вторым названием «Абакан». Первое АН-94. Впервые это оружие было представлено в 1993 году на оружейной выставке в Нижнем Новгороде под названием АСМ (автомат со смещенным импульсом модернизированный).

Возможно, вы не знали: этот автомат рекомендовали к принятию на вооружение вместо автоматов Калашникова. Нехватка средств в 1990-х годах помешала фактическому перевооружению российской армии. Но им пользуются бойцы войск специального назначения.

Не растерял популярности созданный в советское время автомат и в наши дни, даже «засветился» в компьютерных играх. И вообще – уже овеян легендами. К примеру, многие уверены, что он может «положить» две пули в одну точку. Однако в этом году концерн «Калашников» даже посвятил этому живучему убеждению видеовыпуск «Мифы об оружии», в котором полностью его развеял.

учебникам на хакасском языке

Каким должно быть скульптурное изображение в виде раскрытых книг, живой сценки урока хакасского языка — это второй вопрос. В столице Хакасии логичным было бы появление подобного памятника. Тем более что хакасский язык отнесен экспертами ЮНЕСКО к группе языков, подвергающихся угрозе исчезновения. Напоминать жителям о важности его изучения можно разными способами: искусство — только один из вариантов.

Конечно, хотелось бы увековечить в композиции и память авторов первых учебников. Возможно, перечислением их имен на памятнике. Листая сборники Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, можно узнать о них больше. Но научное чтение широкую публику, увы, не занимает. Сегодня их дела и имена знают в основном ученые. Вспомним о некоторых авторах.

К примеру, исследователь Г. Киршина выделяет среди авторов первых учебников на хакасском языке А.П. Бытотову, которая в течение 10 лет (1953–1963 гг.) работала сначала главным редактором, а потом директором Хакасского книжного издательства. После его упразднения и появления укрупненного Красноярского книжного издательства она стала сначала старшим редактором хакасского отделения, потом – заместителем главного редактора. А дальше – главным редактором и директором Хакасского отделения Красноярского издательства в одном лице.

В наше время далеко не все представляют, как сложно было работать в советские годы. Хотя создавать учебники – в любое время непростой труд. Но в эпоху СССР требования к ним были особенно жесткими. Г. Киршина обнаружила, что «в договорах на подготовку рукописей оговаривались твердые условия: содержание труда должно быть научно и идейно выдержанным, соответствовать программе. В букваре 1952 г. издания (в соавторстве с Е.А. Сунчугашевой, утвержден ХакоблОНО) на первой странице – портрет В.И. Ленина, на второй – И.В. Сталина, короткие предложения, тексты, иллюстрации, направленные на патриотическое воспитание младших школьников, рассказывают о традиционных занятиях хакасского народа и богатой природе Хакасии».

Авторами следующего букваря на хакасском языке, изданного в 1959 году, были А.И. Инкижекова-Грекул, А.Н. Бытотова и Е.А. Сунчугашева. Ужесточение требований к учебникам заставило создателей переработать букварь (что и было сделано в 1962 году). Позже, в 1979 году, он был переиздан. Но до этого, в 1975-м, А.П. Бытотова и А.Н. Тютюбеева написали учебник хакасского языка «Родная речь». Кроме этих фактов упомянутый исследователь приводит авторов, произведения которых предназначались для чтения в учебнике: С. Михалков, З. Александрова, Л. Толстой, А. Кононов, С. Баруздин, Л. Кассиль, Н.К. Крупская, В. Осеева, К. Ушинский, А. Барто, К. Чуковский и т. д. Работы местных авторов (С. Кадышева, Т. Балтыжакова, М. Кильчичакова, М. Дорина, Н. Доможакова, Н. Тиникова, И. Костякова, С. Сакчакова, М. Кокова и других) тоже были в них представлены.

стиральной доске

Памятник-курьез для поднятия настроения горожан можно установить не только стиральной доске, но и многим другим нужным предметам, которые когда-то выпускали местные предприятия: например, утюгу (литому) или сковородке. Можно добавить к этим предметам колоритную хозяйку для поднятия «градуса душевности» такой скульптуры.

Что касается стиральных досок, то в тридцатых–сороковых годах их абаканским хозяйкам остро не хватало, так как доставлялись они в наши места издалека. А в начале 1940-х местная артель «Промкооператор» взяла да и освоила их выпуск. И жить без дефицита досок сразу стало легче. В 1941 году артель «уже выработала 1500 стиральных досок, которые до этого времени ввозились в Хакассию за тысячи километров».

Список вариантов для увековечивания можно продолжить. Свои варианты предлагайте в письмах (адрес редакции: 655017, г. Абакан, ул. Советская, 32). Чем больше идей «витает в воздухе» и обсуждается в обществе — тем больше будет осуществлено. Какими будут «новые абаканские памятники» – покажет время. А еще – желание жителей запечатлеть для потомков в камне или бронзе то или иное важное или курьезное событие/достижение/явление в истории родного города.

Страницы истории листала Татьяна ЗЫКОВА

Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *