Вторник, Сентябрь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Ловушки для покупателей: от «просрочки» до обуви и запчастей

Ловушки для покупателей: от «просрочки» до обуви и запчастей

Многочисленные жалобы абаканцев на некачественные товары и услуги подтверждают, что проблемы могут подстерегать нас где угодно. Как на рынках, так и в шикарных магазинах. При обзаведении как дорогостоящими вещами, так и «мелочевкой». В любом случае их возврат и затягивание сроков могут превратиться в настоящее испытание для нервов.

На примере типичных обращений абаканцев попробуем разобраться: как правильно действовать в подобных случаях? Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ нам в этом поможет.

Проблемные ботильоны:

как настоять на экспертизе?

Спустя пять дней после покупки ботильнов (кстати, в дорогом магазине) швы обуви начали расходиться, а подошва «отходить». Магазинная гарантия на приобретение (месяц) еще не истекла. Однако продавцы не желают вернуть мне деньги и забрать обувь обратно. Мотивация у них странная: «Визуальный осмотр показал, что брак – не заводской». Какой осмотр? Кто его проводил? Непонятно. Мне кажется, что это – отговорка, чтобы отмахнуться от меня и моей проблемы. Могу ли я настоять на экспертизе, которую проводят специалисты? Где она проводится? Могу ли я при ней присутствовать? И какая сторона ее оплачивает?

Злата ИЛЬИНА

 — Никакие «визуальные осмотры», проведенные непонятно кем, во внимание не принимаются. В вашем случае недостатки товара обнаружились в течение гарантийного срока, установленного продавцом. Это значит, что он должен оплатить экспертизу. Однако если ее результаты окажутся не в вашу пользу — вам придется вернуть за нее деньги. Экспертизы должны проводиться организацией, имеющей на это необходимые разрешения, так как выдаются официальные заключения. В нашем регионе их организацией занимается Торгово-промышленная палата РХ. У вас есть право присутствовать на экспертизе. Причем данные о месте и времени ее проведения вам должен передать продавец. Но, конечно, вы можете выяснить их и самостоятельно. Если вы не согласитесь с выводами экспертов, результаты экспертизы можно оспорить. Правда, через суд.

Начните отстаивание своих прав с написания претензии в адрес руководства магазина. Один ее экземпляр (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас, другой — на рассмотрении (на него отводится 10 дней). В этом документе вы можете потребовать и проведения экспертизы, и (на свое усмотрение) возврата денег или обмена товара.

Возврат покупки:

могут ли требовать оставить паспорт?

Спонтанно приобрела на распродаже осеннюю куртку, не подумав, с чем ее буду носить. Дома поняла, что она не сочетается ни с чем из моего гардероба, а менять его под одну вещь накладно. Пошла возвращать неудачную покупку обратно, но мне сказали, что для этого нужно оставить паспорт. Якобы нужны мои паспортные данные для каких-то документов, и когда нужный работник освободится, он все оформит. Тогда мне вернут паспорт и деньги.

Но я побоялась оставлять документ: со скандалом предоставила его ксерокопию. Но все равно беспокоюсь: не зря ли я передала свои личные данные непонятно кому? Никто ведь не гарантирует, что в торговой точке работают кристалльно честные люди и от моего имени они, например, не наберут кредитов.

Имеют ли право магазины требовать паспорт при возврате покупок? Если да, то как избежать оставления паспортов у незнакомых людей во избежание злоупотреблений?

Лариса ЩЕРБАКОВА

 — При возврате покупок (если они не мелкие) могут понадобиться ваши паспортные данные. Информацию нужно вносить в некоторые документы (например, в расходный ордер). Это – требование законодательства, а не произвол продавцов. Но заставлять вас оставить паспорт они не имеют права. Это делается в обговоренных законом случаях, через государственные органы. У магазинов нет таких полномочий.

 — Как можно поступить, если вы оказались в подобной ситуации? Как вариант дождитесь, когда будут оформлять возврат вашей покупки, и покажите сотруднику магазина паспорт, чтобы из него при вас перенесли в документы необходимые данные.

Запчасти не хотят принимать обратно:

на чьей стороне закон?

Озадачился приведением в порядок машины к холодам (у меня «японец»). Решил заменить некоторые запчасти, нашел в магазинах новые и приехал с ними в мастерскую. При осмотре машины выяснилось, что понадобятся не все детали, которые я приобрел.

Но продавцы отказались принять обратно «невостребованные» покупки, несмотря на то, что они не были в употреблении и сохранены их товарный вид, упаковка и чеки. Они объяснили свое решение тем, что запчасти относятся к «технически сложным товарам», а те даже в исправном виде возврату и обмену не подлежат. Так ли это?

Олег БАЛАШОВ

– В вашем случае продавцы неправы. Перечень «невозвратных» товаров, утвержденный Правительством РФ, на самом деле существует. Но запчасти в него не входят: только готовые автомобили.

Так же как и другой не подошедший товар, вы можете в течение 14 дней после покупки обменять запчасть на другую (при условии сохранения товарного вида) или вернуть за нее деньги.

Обещанного не три года ждут…

если в договоре указан срок

Те, у кого подержанные или редко встречающиеся иномарки (запчасти на которые просто так в магазинах не купишь), пользуются предоставляемой многими магазинами услугой – «запчасти на заказ». В продаже обычно имеются самые ходовые запчасти, но попросить привезти можно именно то, что вам нужно. Продавцы, принимая заказ, обычно требуют предоплату – частичную или полную (а одна деталь может стоить несколько тысяч рублей).

Но со сроками доставки, увы, могут возникать накладки. Например, нужную запчасть обещают доставить «через неделю», а привозят через месяц. Или обещают неделями, что она будет «завтра-послезавтра». А деньги за товар уже отданы, поэтому метаться по другим магазинам вроде бы не имеет смысла. Что делать в таких случаях? Как подстраховаться?

Алексей Сергеевич З.

– Заказывая товар (особенно дорогостоящий), обязательно подстрахуйтесь от неприятных неожиданностей. Первым делом предложите продавцу свой вариант: отдать деньги только после получения запчасти. Если он откажется, попробуйте поискать тех, кто согласится. Если по каким-то причинам вы решитесь на предоплату, требуйте от магазина (кроме документа, подтверждающего факт оплаты) договор на поставку запчасти. Среди его условий должен быть указан срок доставки товара. Настаивайте на его внесении! Устные обещания при возникновении проблем к жалобе не приложишь.

Если в письменно обговоренный срок услуга не будет оказана, то Закон РФ «О защите прав потребителей» дает вам право (на ваш выбор) расторгнуть договор; поручить оказание услуги третьим лицам или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; назначить исполнителю новый срок; потребовать уменьшения цены за оказание услуги.

Кроме этого, вы можете потребовать неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты. А еще – возместить убытки, которые вы понесли из-за нарушения сроков оказания услуги.

Может ли выгодная покупка быть…

с истекшим сроком годности?

Что делать, если случайно «нарвался» на просроченный товар, понятно: вернуть его и получить обратно уплаченные деньги. А если продается заведомо просроченный товар? К примеру, в некоторых магазинах косметики и бытовой химии время от времени устраивают его распродажи: реализуют с большими скидками товары с немного истекшим сроком годности. Покупателей об этом сразу предупреждают. Как говорится: «Не хочешь – не бери!»

Допустимо ли продавать некоторые товары просроченными? Например, продавцы на словах убеждают, что от пользования «просрочкой» вроде шампуня или крема «ничего не будет». Но откуда они могут это знать? А вдруг покупатель — аллергик? Как смотрит на все это закон?

Дарья ОВСЯННИКОВА

 — Продавать и покупать просроченные товары (любые!) ни в коем случае нельзя! Для закона не существует «немного» или «изрядно» истекшего срока годности. Если он закончился, значит товары сразу нельзя продавать – ни по полной стоимости, ни со скидками, ни с предупреждением покупателей, ни без. Реализация «просрочки» – грубое нарушение законодательства, на которое можно и нужно жаловаться в контролирующие органы.

Подобные приобретения однозначно представляют опасность. Никто не гарантирует, как их использование отразится на здоровье, даже если покупатель не страдает аллергией. Руководителям магазинов можно посоветовать делать выгодные скидки на не очень востребованный товар не тогда, когда его нужно снимать с продажи и уничтожать, а до времени окончания его срока годности.

Удачи в отстаивании прав!

Татьяна ЗЫКОВА

Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *