Суббота, Сентябрь 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Широкая дорога к знаниям

Широкая дорога к знаниям

Муниципальное образование на старте 2019-2020 учебного года

Исторически сложилось, что всякая эпоха диктует свои требования к системе образования. Быстрые изменения всех областей жизни, активное обновление технологий, инновационные процессы – все это ставит перед образованием новые задачи.

Каждый пятый — ученик

Население Абакана, вопреки общероссийской статистике, активно растет и молодеет, увеличивается число детского населения. Сегодня уже почти тридцать семь тысяч юных абаканцев, каждый пятый горожанин, получают образовательные услуги в 71 учреждении, подведомственном Управлению образования Администрации Абакана.

На протяжении 12 лет Абакан планомерно следовал девизу: «Каждый год – новый детский сад». А два последних года стали рекордными по числу новых дошкольных учреждений: ещё год назад действовало 43 детских сада, а к концу 2019-го их станет 49. В муниципальную сеть уже влились ведомственные учреждения, и на карте города появились детские сады «Матрешка», «Дениска», «Дуняша». В наступающем году в рамках реализации национального проекта «Демография» откроются ещё 3 новых детских сада: «Филиппок», «Дашенька» и «Дядя Федор». И это более 1500 новых мест для дошколят.

В наступающем учебном году пригласит за парты мальчишек и девчонок новая школа № 29, откроется новое здание лицея. Продолжается строительство ещё одной школы в 8 микрорайоне I жилого района  на 1000 ученических мест. В условиях демографической ситуации, сложившейся в нашем городе, когда число школьников увеличивается ежегодно более чем на тысячу и сегодня составляет почти 24 тысячи, это важные и своевременные шаги.

Одна из задач дошкольного образования — ясельное обеспечение детей в возрасте от 2-х месяцев. 240 мест для малышей этого возраста будет открыто в новых детских садах. С этой же целью в действующих садах перепрофилировано еще 294 места. Более 900 детей ясельного возраста будут посещать группы кратковременного пребывания. Организация мест для детей раннего возраста потребует не только решения кадровых вопросов, но и качественной среды развития: предметной, пространственной, психологической.  Перед дошкольным образованием стоят и другие важные задачи: создание специальных условий для всестороннего развития дошкольников с разными образовательными потребностями, формирование содержательно-насыщенной вариативной образовательной среды, организация качественной консультативной помощи родителям и др. Сегодня почти 70% детских садов работают на опережение, являясь экспериментальными площадками по апробации федеральных программ «Мир детства», «Тропинки» и др. Опыт абаканских детских садов признан на уровне России: детский сад «Варенька» стал победителем Всероссийского смотра-конкурса «Лучшие детские сады России», детский сад «Калинка» — лауреатом Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад», детские сады «Настенька» и «Хрусталик» — лауреатами Всероссийского смотра-конкурса «Достижения образования».

Уже обозначены актуальные направления работы школ. Одно из них — изучение хакасского языка. В сентябре 2019 г. национальные классы откроются уже в четырех школах Абакана: №№ 22, 24, 20 и впервые — в школе № 3. Прочное место в учебных планах более половины школ Абакана заняла «Робототехника». В 5 школах реализуются программы инженерно-технологического профиля. Школа № 26 работает в режиме сетевого инжинирингового центра и региональной инновационной площадки по теме «Создание эффективной и устойчивой модели школьного технологического образования на основе учебных инженерно-технологических практик». В образовательных программах появится хоровое пение и шахматы.

Обновление содержания образовательных программ связано с решением ряда серьезных современных проблем: рост числа детей с расстройством аутестического спектра, детей с глубокими речевыми и поведенческими нарушениями. Продолжается совершенствование коррекционной развивающей образовательной среды: в детских садах «Рябинушка» и «Кристаллик» организованы службы ранней помощи, практически во всех школах открыты инклюзивные классы, в них обучается 394 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжается работа по внедрению моделей дистанционного образования: почти 4000 школьников в прошлом учебном году успешно осваивали сетевые курсы по 12 предметам на образовательной онлайн-платформе «Учи.ру», 550 педагогов Абакана использовали данный ресурс при проведении уроков и организации индивидуальных занятий. 5 общеобразовательных учреждений Абакана (гимназия, лицей, школы №№ 1, 25 и 26) включены в апробацию информационно-образовательного портала «Российская электронная школа».

Воспитание

Сегодня перед педагогами стоит много воспитательных задач. Важно научить детей сотрудничеству, работе в команде. Эту задачу помогает решать развитие детского ученического самоуправления, детского общественного движения. Более 3000 детей Абакана участвуют в «Российском движении школьников», более 400 вступили в общероссийское движение «Юнармия». Во всех школах действуют отряды волонтеров. Воспитание социально активной личности – это тоже важная задача. И она успешно решается в рамках Детского горсовета, который Глава Абакана Н.Г. Булакин назвал важным общественным органом для привлечения детей к решению вопросов, затрагивающих их интересы.

Важным воспитательным ресурсом, безусловно, является наш город. В 2019 году Абакан получил статус участника Всероссийского конкурса «Города для детей», проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нацеленного на активизацию мероприятий историко-культурной направленности, патриотического воспитания детей. Годовой календарный круг жизни каждого образовательного учреждения и всей муниципальной системы образования наступающего учебного года, как всегда, во многом определят памятные даты российского календаря. И самым значимым событием станет 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В год, объявленный Президентом Российской Федерации Годом Памяти и Славы, откроются новые экспозиции школьных музеев, а школьники Абакана в 43-й раз заступят на Вахту Памяти в Парке Победы.

В 2019 году Абакан вновь подтвердил свой статус семье- и детство-ориентированного города. Абаканский форум «Город. Семья. Дети» в марте 2019 г. в третий раз собрал почти 2000 неравнодушных людей для обсуждения современных подходов к работе с детьми и семьями. Проект «Городская модель восстановительных практик «Семьеграфия» признан одним из лучших в конкурсном отборе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате проекта в опыте абаканских педагогов появятся новые практики семейной досуговой занятости, социального наставничества, пути адресного решения проблем детского неблагополучия.

В муниципальной системе образования последовательно решается задача раннего развития детской одаренности. Сложилась система традиционных мероприятий для дошкольников, в которых ежегодно принимают участие более 5 тысяч воспитанников детских садов. В 2019 году увеличилось число участников олимпиады для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Абакан по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников не первый год уверенно лидирует среди других муниципалитетов. Высокие результаты абаканских школьников – это своеобразный итог работы муниципального Центра развития одаренных детей, действующего на базе гимназии. 77% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием. Систему дополнительного образования нашего города с полным правом можно назвать уникальной. Получил развитие кластерный подход к реализации программ дополнительного образования. Во взаимодействии с учреждениями, подведомственными Управлению культуры, молодежи и спорта Администрации Абакана, сегодня действуют школы № 4, 7, 11, 24, 25.

Профориентация

Проводится большая работа по ранней профориентации. В муниципальном Центре профессионального самоопределения школьников, реализуются новые профориентационные программы и практики, соотнесенные с Атласом новых профессий «Сколково». Прошедший год стал годом апробации новых форм работы. Участвуя в «Хакатоне профессий» в рамках проекта «Конструктор будущего», абаканские школьники и педагоги встретились с Дмитрием Судаковым, руководителем проекта «Атласа новых профессий «Сколково», а 5 школ получили уникальные учебно-игровые комплексы «Мир профессий будущего», в основе которых — новые технологии профориентационной работы.

Продолжен опыт получения школьниками рабочих профессий в учреждениях среднего профессионального образования. Нашими партнерами на основе заключенных соглашений выступили: Абаканский строительный техникум, Хакасский колледж строительных технологий, экономики и сервиса, Техникум коммунального хозяйства, политехнический колледж. И еще 60 старшеклассников Абакана параллельно с обучением в школе получили документы об освоении профессий «водитель внедорожных транспортных средств», «электромонтер», «основы предпринимательства», «электросварщик-монтажник» и др. Заслуживает внимания опыт работы по ранней профориентации школы № 26. Старшеклассники этой школы стали в 2019 г. победителями соревнований молодых профессионалов «Ворлдскиллс» сразу по нескольким компетенциям.

Профориентационная работа не прекращается и летом: такую направленность имеет летний лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием. И мы благодарим Абаканское парковое хозяйство, детский парк «Орленок» за создание летом 2019 года временных рабочих мест для 20 школьников.

Новой формой профориентационной работы стала в прошедшем учебном году реализация проекта «Сетевой энергетический класс» в режиме «школа-вуз-предприятие». Соглашение, заключенное лицеем и школами №№ 12, 20, 26 с ХТИ и Сибирской генерирующей компанией, позволило старшеклассникам получать дополнительное образование по направлению будущей профессии «Инженер-энергетик».

Поддержка семьи и кадры

Успех, здоровье и благополучие ребенка напрямую зависит от уровня компетентности родителей. Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» обозначены задачи: создание центров психолого-педагогической помощи родителям, Интернет-ресурсов для консультационного сопровождения родителей. Абаканское образование идет в ногу со временем. Консультационные пункты и бюро для родителей сегодня уже действуют в детских садах, в муниципальных центрах инклюзивного образования и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В 2018г. открыта Академия для родителей, состоялся первый выпуск Академии: 57 абаканских родителей повысили уровень своей компетентности в вопросах воспитания и обеспечения безопасности детей.

Время требует новых форм взаимодействия с семьей. Статус региональной инновационной площадки по теме «Социальное партнерство семьи и школы как условие эффективности образовательного процесса» присвоен в июне школе № 18. Региональная инновационная площадка «Система наставничества семьи в условиях дошкольной образовательной организации» открыта в детский саду «Мастерок».

Образовательные учреждения Абакана максимально укомплектованы педагогическими кадрами. Почти половина педагогов Хакасии – это абаканские педагоги. Жизнь абаканского учительства насыщена и динамична, и такой темп задает нам активная яркими событиями жизнь столицы Хакасии. Более 60% педагогов Абакана – активные участники профессионального конкурсного движения, которое является своеобразным профессиональным лифтом, так как открывает новые возможности для профессионального и карьерного роста. Вот некоторые из побед абаканких педагогов в 2019 году: победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» стал Николай Николаевич Степанчук (школа № 9); 3 абаканских учителя стали победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями — это Марина Валерьевна Атюшкина (школа № 11), Анжелика Яковлевна Пидюрова (школа № 22), Марианна Альбертовна Пархоменко (Лицей); на республиканском конкурсе педагогов, реализующих программы по хакасскому языку, лучшей стала воспитатель детского сада «Василёк» Наталья Николаевна Турова.

Время уже потребовало обновления календаря муниципальных конкурсных мероприятий, и педагоги Абакана в 2019г. впервые стали участниками конкурса им. И.А. Барашковой «Уроки нравственности и доброты». А в сентябре впервые будет проведён «Конкурс педагогов-наставников», и мы обозначим адреса лучшего опыта Абакана по поддержке и сопровождению молодых коллег. Доля молодых педагогов со стажем работы до 5 лет составляет сегодня 23%.

Великий французский писатель Виктор Гюго высказал одну замечательную мысль: «Большое счастье видеть уже сегодня то, что мир увидит только завтра». На наших глазах растет наше будущее. И это будущее во многом зависит от того, насколько эффективно и профессионально педагогам удастся решить те новые задачи, которые уже сегодня поставило перед нами время. Пусть новый учебный год станет годом творческих свершений, воплощения новых замыслов и достижения новых целей.

Ольга Усольцева,
начальник Управления образования Администрации Абакана


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *