Суббота, Сентябрь 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Самые первые…

Самые первые…

Наш город принято считать молодым: за официальную точку отсчета его биографии взято 30 апреля 1931 года. Дата, когда Президиумом Центрального исполнительного комитета СССР было принято постановление о переименовании села Усть-Абаканское в город Абакан. Но он возник не на пустом месте. Уже в позапрошлом веке в упомянутом селе бурлила жизнь: работала одноклассная школа (первая в Хакасии!), прихожане ходили в добротную каменную церковь, бурно развивались кустарное производство и торговля, строились лавки, дома купцов и золотопромышленников… Если считать «началом» города дату основания села, то Абакан может оказаться старше Минусинска. По одним данным, Усть-Абаканское возникло в XVIII веке, по другим – в XIX-м. Самый ранний вариант даты его появления – 1734 год. Напомню, что Минусинск был основан как поселок позже: в 1739 году.

Предлагаю вспомнить о том, какие материальные свидетельства остались нам на память о «догородской» жизни Абакана позапрошлого века. Ниже — краткие зарисовки о первых значимых зданиях, местах, улицах… Этот отрывочный экскурс в историю не претендует на всеохватность.

Храм

Одно из немногих сохранившихся зданий, помнящее Абакан еще селом – Никольская церковь. До наших дней дошло упоминание о том, как 28 февраля 1859 года на ее закладку в селе Усть-Абаканское была дана разрешительная грамота епископа Томского Нарфения, посланная Благочинному Градо-минусинскому Спасскому собору. В ней говорилось о строительстве храма во имя святителя Николая Мирликийского. Почему именно в его честь? История сохранила разные объяснения. Например, знаменитый хакасский ученый Н. Катанов писал, что «выше всех святых инородцы почитают угодника Божьего Николая». В исследовании О. Шведовой, Н. Клепче и М. Никоновой приводятся курьезы, связанные с этим: «Его иконы имелись почти во всех хакасских юртах, а в Николин день в церквах всегда бывало многолюдно. Иногда в юртах встречалась чайная этикетка с портретом, который неграмотные люди ошибочно принимали за образ Николая Угодника. Чай сюда поступал из чаеразвесочной фабрики Иркутска, на чайной этикетке имелся портрет хозяина фабрики, внешне походивший на святого».

Церковь строили два года (с 1862-го по 1864-й) на деньги, которые жертвовали прихожане. На нужные работы не всегда удавалось собрать достаточно пожертвований. Историк А. Гладышевский напомнил об одном из таких задокументированных случаев: «Посетивший в 1863 г. с.Усть-Абаканское епископ Никодим совершил молебен с водоосвящением около церкви с северной стороны, в церкви ещё отсутствовал иконостас. В присутствии прихожан Никодим пожурил священника Родиона Пушкарёва за то, что он не просит прихожан о всепоможении на окончательное строительство. Никодим отметил в своём дневнике: “Тут же один инородец, одетый в кафтан с золотым шитьём, сказал: “Жертвую 100 рублей”».

Усть-Абаканское после постройки Никольской церкви стало селом. Первоначально церковь хоть и стояла на каменном фундаменте, но сама была деревянной, крытой тесом, покрашенным в зеленый цвет. Иконостас и иконы для нее были изготовлены в Петербурге, ценные иконы (Спасителя и Божьей Матери) пожертвовал мещанин Лукосовский из Красноярска, а колокола приобрели верующие Кондратий Тотышев и Иван Матараков.

После революции церковь постигла судьба тысяч других храмов в России. Это было время закрытия храмов, изъятия их ценностей и преследований верующих и священников. Всего в церквях Хакасии было изъято 1118 предметов, отдельных данных по Никольской церкви я не нашла. И только в годы Великой Отечественной войны, когда в отношениях церкви и государства наступила «оттепель», культовые здания снова начали открываться и принимать прихожан. В Никольской церкви тоже возобновились богослужения – после десятилетней паузы. Первое из них пришлось на Рождество 1945 года.

Кладбища

Свидетели становления населенного пункта – не только его первые здания, но и… первые кладбища. Тем более что они – постоянные спутники церквей. Естественно, здесь имеются в виду не древние захоронения, которых на территории Абакана тоже хватает. Поговорим о кладбищах, на которых были похоронены первые жители села.

Оказывается, не так давно их исследовали и даже раскапывали с научными целями. Хотя археологическими объектами они не являются. Слишком “молоды” для этого. Раскопки были охранными и производились по необходимости: из-за того, что могилы потревожили строительные работы. Более десяти лет назад они производились Абаканским отрядом РГНИУ “Хакасская археологическая экспедиция” в двух местах. Одно из них – неподалеку от Никольской церкви: его когда-то называли Ах-Тигей, или Белая Макушка: предположительно из-за белых берестяных юрт стоянок скотоводов на этом месте. Второеберег осушенного в 1930-е годы озера Игир-Обаа-Куль (возле сегодняшнего парка «Орленок»). В последнем случае старое кладбище потревожила реконструкция здания Национального банка. Естественно, могилы были раскопаны только в границах строительных работ.

Но и это дало ученым представление о быте и верованиях сельчан из Усть-Абаканского в XIX веке. Обнаруженные историками рядом с умершими предметы подтверждают, что многие жители этих земель были двоеверцами. Историк В. Минор рассказывает, что на кладбище возле Никольской церкви умершие были похоронены либо по православному, либо по языческому обряду. А вот на другом, удаленном от православной церкви кладбище столь четкого разделения захоронений на православные и языческие уже не наблюдалось. Хотя в некоторых могилах и были обнаружены бронзовые литые православные крестики или основания крестов.

Ученый сообщает подробности, подтверждающие его выводы: “…во всех без исключения погребениях имеются многочисленные языческие элементы. В отличие от погребений на Ах-Тигее, здесь нет четкого разграничения на язычников (шаманистов) и православных. За исключением погребений маленьких детей, во всех погребениях обнаружена фарфоровая и керамическая посуда, стеклянные бутылки, в ногах у погребенных – остатки мяса животных. В трех женских погребениях встречены деревянные курительные трубки, причем, в двух из этих погребений найдены и бронзовые крестики. В одном из мужских погребений, совершенном в русском деревянном сундуке, окованном стальными полосами, был обнаружен православный крестик, а в ногах – деревянное, украшенное железными бляшками, седло с коваными железными стременами. Складывается впечатление, что у жителей этой местности православный крестик был не символом веры, а, скорее всего, признаком высокого социального и имущественного положения”.

Эти раскопки не только добавили штрихи к портретам усть-абаканцев прошлого, но и подтолкнули к предположению о том, что первый православный храм в Усть-Абаканском был старше Никольской церкви, стоял неподалеку от нее, только не сохранился. Минор приводит такие аргументы в пользу своей версии о существовании другой церкви: “…вероятно, находившаяся ранее на вершине холма, вокруг которого были совершены эти погребения, но сведения о которой до нас не дошло. О существовании более ранней церкви говорит и тот факт, что это кладбище находится на холме гораздо выше современной церкви. Видимо, старая церковь была очень маленькой, и ее постепенно окружило кладбище настолько плотно, что новую побоялись строить на месте старой, чтобы не потревожить могилы”.

Дома и улицы

В отличие от каменной Никольской церкви, первые жилые строения Усть-Абаканского до нашего времени не дошли. Упоминается, что в большинстве это были недолговечные дома из дерева и самана. Да и совсем немного их было, первых зданий: по найденным сведениям Н. Катанова, всего 21 подворье на 1859 год и 55 подворий на 1898 год. В XIX веке в селе кроме церкви было еще два приметных общественных здания: открывшейся в 1863 году первой на территории Хакасии одноклассной школы и инородческой управы.

Улицы (пусть и не раз переименованные за последние десятилетия) – тоже свидетельства становления города и происходивших в нем перемен. Кстати, первые улицы будущего города – Набережная и Абаканская – появились еще в его бытность селом. По данным историка А. Гладышевского, «там располагались школа, лавка купцов Саражаковых, хлебный магазин и большое здание Качинской управы. В нем две комнаты занимала канцелярия, еще две комнаты (их называли дворянские) предназначались для приезжающих уездных чиновников, наконец, комната с кухней служила квартирой письмоводителя. Первым промышленным предприятием стал кожевенный завод минусинского купца Монастыршина (там выделывали по 700 кож в год)».

В первые советские годы Усть-Абаканское все еще не выглядело впечатляющим. В литературе часто приводится газетное описание корреспондентом «Красноярского рабочего» Усть-Абаканского как центра образованного в 1923 году Хакасского уезда: “насчитывает всего 90 домов, из которых только половина напоминает собой деревянные дома захудалой русской деревни. Остальные с поломанными крышами или вовсе без них, с потолками, покрытыми хворостом для большей прочности, наполовину вросшие в землю”. В 1920-е годы зданий (как для учреждений, так и жилых) катастрофически не хватало. Историк А. Гладышевский привел яркий пример этого: “Становление Усть-Абаканского как центра уезда проходило довольно сложно, надо было где-то разместить уездные учреждения, найти жилье для их работников. Так, в протоколе заседания уездного исполкома от 6 июня 1925 года записано: “Нет помещения для Исполкома и жилья для работников. Еще раз обращаем на это внимание РИКа и просим срочно дотацию 50 000 рублей. В случае отказа ставим вопрос перед Губисполкомом о переводе с 1 октября учреждений в Минусинск”.

В 1927 году, чтобы как-то решить проблему, начали строить двухэтажные дома барачного типа (некоторые образцы подобного строительства стоят до сих пор). Но все-таки это “положило начало трем улицам: Хакасской, Советской и Октябрьской (ныне проспект Ленина). Улицы, именовавшиеся вначале первая, вторая… шестая (шестая была крайней, за ней находилось кладбище), получили имена: Вокзальная, Ленинградская (ныне Пушкина), Енисейская (Чертыгашева)” (А. Гладышевский).

Мы вспоминали о достаточно давнем прошлом Абакана, но его часть осталась с нами и сейчас. Не только в форме воспоминаний, но и в виде немногочисленных материальных напоминаний — вроде зданий и улиц. Пройдет еще несколько сот лет, и к ним прибавятся примеры из нашего времени. Какими они будут? Что из того, чем мы любуемся сейчас, сможет сохраниться на века и стать «кирпичиками» из нашего времени для дальнейшего развития города? На эти вопросы смогут ответить только наши потомки…

Страницы истории листала Татьяна ЗЫКОВА

Старинные фото Абакана — из открытых источников

Современные фото Т. ЗЫКОВОЙ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *